Основные законы развития воинской традиции и проблемы ее освещения в мирах фэнтези
Основные законы развития воинской традиции и проблемы ее освещения в мирах фэнтези


Данный текст посвящен методологии изучения эволюции военного искусства в мире фэнтези. Хотя все закономерности, о которых я буду говорить, применимы не только для миров прошлого, но и для миров будущего, из-за моей слабости в современных военных технологиях мне проще приводить примеры из тех времен, которые я как историк знаю лучше. Благодарю также всех тех, кто принял участие в обсуждении ее черновиков, особенно Абаша, Хайме и Оксану Романову.

Представляется, что при описании ведения военных действий в мире фэнтези автор сталкивается с тремя основными проблемами. Первая - недостаточный учет тех "новых видов оружия", которые существуют в мире фэнтезийного Средневековья, но отсутствуют в Средневековье историческом. К ним относятся как магические существа наподобие дракона или вампира, так и наличие в мире боевой магии. В результате военное искусство данного мира в лучшем случае скалькировано либо со Средневековья, либо с современности, в худшем - имеется очень странная конструкция, демонстрирующая неумение автора спрогнозировать развитие военного искусства. Хрестоматийным примером тому является перумовский хирд. Самые удачные модели шатров и ассортимент нашёл в компании Classic Tent , большой каталог шатров и тентов, низкие цены, адекватные менеджеры, и работают такое ощущение, что по 24 в сутки!!!
Вторая проблема - описание воинской традиции существ, отличных от людей. Существа иной ментальности, иного хозяйственно-культурного типа воюют по-другому, нежели люди, и дело может быть не только в иной психологии, но и в иных даже физиологических причинах. Между тем, при "игре за них" многие авторы либо "очеловечивают" этих существ, и вместо эльфов получаются длинноухие люди, либо логика их действия продиктована не соображениями стратегии, а исключительно развитием сюжета или "законами жанра" - гоблинам, например, положено быть ужасными, многочисленными и тупыми, но отчего они такие откуда их столько взялось, ответа нет.
Третья проблема заключается в том, что автору, очень часто далекому от знания военной стратегии, но стремящемуся к эпике, сложно создать полководца умнее себя. Понятно, что это - частное проявление более общей проблемы, но многие герои литературных произведений, позиционированные автором как великие воины или гениальные полководцы, являются таковыми или потому, что их противники разбираются в стратегии и тактике еще хуже них, или потому, что они являются любимыми персонажами данного автора, "потому что…".
Между тем, военное искусство на чем-то строится, оно из чего-то вытекает, и создать красивую, логичную и непротиворечивую систему можно только, правильно разобравшись в закономерностях оного. Потому я хотел бы сформулировать эти закономерности, с тем, чтобы авторам литературных произведений и ролевых игр было бы проще моделировать вооружение или военное искусство в их творчестве.



Методология исследования или о воинской традиции вообще

С моей точки зрения, "мир фэнтези", или "мир меча и магии" является своего рода альтернативной историей, где к стандартным модулям развития человечества примешиваются дополнительные факторы. Тем не менее, законы, по которым развивается и эволюционирует воинская традиция, остаются неизменными. Именно потому в качестве методологической основы анализа того, как будет развиваться военное дело (предпочитаю термин "воинская традиция") в мире фэнтези, я намерен использовать разрабатываемую мною теорию системы организации и ведения боевых действий (СОВБД), которую я применял, работая над своей кандидатской диссертацией по эволюции военного дела средневековой Кореи.
Понятие СОВБД введено для обозначения характеристики уровня развития воинской традиции в конкретный исторический период. Система объединяет четыре основных компонента, которые неразрывно связаны между собой и закономерно влияют друг на друга, а именно:
• а)военная техника как весь комплекс наступательного и оборонительного вооружения и технического оснащения;
• б)военная организация, куда отнесены и система обучения и комплектования армии, и структура отбора командных кадров, и место и роль армии в государстве вообще;
• в)боевой дух как весь набор морально-психологических факторов, влияющих на способность армии сражаться - от общего отношения к войне до ведения пропаганды и методов управления моралью личного состава; боевой дух включает в себя и представление об "этике войны" и правилах боя, которые также накладывают свой отпечаток на военное искусство и вооружение;
• г)военное искусство как комплекс типичных для данной системы и обусловленных ее особенностями тактических и стратегических приемов, характерные черты которых во многом формируются под влиянием остальных компонентов, перечисленных выше.
Анализ этих компонентов создает критерии, пригодные для того, чтобы в комплексе оценить любую армию вне зависимости от места, времени или наличия дополнительных факторов, отличающих фантастику от исторического романа.

СОВБД - комплексная самоорганизующаяся система, способная развиваться. Прослеживая эволюцию тактических моделей, можно очень хорошо увидеть, как военное искусство, будучи обусловлено особенностями комплекса вооружения, военной организации и т. д., как бы стремится использовать тот арсенал, которым оно располагает, с наибольшей отдачей, превращая при этом свои слабые стороны в сильные.
К примеру, для корейской воинской традиции были характерны, с одной стороны - слабый уровень подготовки широкой массы солдат в рукопашной, их невысокий моральный дух, с другой - приличное ведение боя преимущественно метательным оружием, относительно неплохой по региональным меркам флот. Это делало корейскую армию очень слабой при битвах в открытом поле, и практически все полевые сражения, в которых корейцы не имели значительного численного превосходства, или которые не были связаны с благоприятными для корейцев географическими условиями, были ими проиграны.
Стремясь преодолеть эту негативную тенденцию, изменения в корейской воинской традиции привели к тому, что битвы в поле постепенно сошли на нет, а вместо них сформировалась традиция ведения боя в условиях ограниченного пространства, будь то защита крепости или тактические действия военного флота. В обоих случаях приходится драться "не на живот, а на смерть", и слабый моральный дух становится сильным, а это мобилизует внутренние резервы сражающихся, компенсируя их слабую подготовку. Кроме того, в условиях осады крепостей и битв на воде ведение боя на дистанции полета стрелы оказывалось значительно более выгодным, чем стремление сблизиться для рукопашной.
Или воинская традиция США. Высокий уровень индивидуальных запросов и относительно низкий уровень индивидуальной боевой подготовки солдат компенсируются стратегией, при которой упор делается на экономическое и техническое превосходство. Иными словами, расстрелять противника откуда-нибудь подальше и из чего-нибудь покрупнокалибернее, сократив до минимума вероятность противостояния с противником лицом к лицу и полагаясь на то, что "наша техника лучше". При этом высокое экономическое положение позволяет тратить избыточное, зачастую не обоснованное чисто военными соображениями, количество боеприпасов и значительно менее считаться с нормами международного этикета.


Любая воинская традиция, однако, основывается на следующих формообразующих факторах.
Первый - это хозяйственно-культурный тип (рельеф местности и основной тип хозяйства), формирующий основной комплекс вооружения, диктующий определенные элементы стратегии, основанные на традиции. Его роль особенно высока на ранних этапах существования государства, когда традиция еще не претерпевает изменения под влиянием трансформации государственной структуры.
Например, кочевники-скотоводы, обитатели больших открытых пространств, скорее всего, будут иметь основным типом воина всадника, а те, чьим основным родом деятельности является охота при помощи лука и стрел, скорее всего и на войне будут пользоваться этим же оружием. Большинство обитателей открытых пространств использует тактику, отличающуюся повышенной мобильностью, быстрой перегруппировкой сил, ставкой на активное и быстрое наступление и стремление взять первой атакой. Однако из-за слабой тыловой базы они не способны вести долговременные боевые действия, особенно осаду, и сами мало способны к чисто оборонительной стратегии, поскольку в степи можно уйти из поля зрения врага, откочевав, но негде отсидеться за стенами.
Считается, что рядовые кочевники или охотники имеют больший боевой потенциал, чем земледельцы, которым гораздо реже приходится держать в руках оружие, особенно в том случае, если сельскохозяйственный цикл отнимает так много времени, что его почти не остается на самостоятельную воинскую подготовку, благодаря которой ополчение является действительно боеспособным. А навыки обращения с оружием нуждаются в тренировке. Мы все помним английских лучников, но свои замечательные стрелковые навыки Робин Гуд и Ко отрабатывали не столько на страже шерифа, сколько на оленях Шервудского леса.
Поэтому обычно в земледельческих обществах функции защитников страны выполняет или наемная армия, собранная из часто чужеродных этнических элементов, или военное сословие аристократов, которое именно таким образом и служит своему государству.
В условиях мира фэнтези к хозяйственно-культурному типу можно отнести те специфические характеристики расы, которые накладывают отпечаток на ее среду обитания и образ жизни. Наличие развитых зубов и когтей, например, может не стимулировать разработку дополнительного оружия, которое еще надо таскать с собой.


Вторым фактором является уровень социально-политической организации государства, особенности его структуры и развития, накладывающие свой отпечаток преимущественно на развитие военной организации, а также, посредством государственной идеологии, и на боевой дух. Для существования рыцарского войска требуется феодальная организация государства, а для такого явления, как духовно-рыцарские ордена - еще и соответствующий тип религии. А для создания хорошей военно-технической разведки необходим высокий уровень организации бюрократической машины государства.
Помните, государство бывает разным. Рыцарское Средневековье столь любимо авторами фэнтези оттого, что рыцарь есть элитный тяжеловооруженный воин (при этом скорее боец-одиночка, чем сражающийся в строю), долг которого, теоретически, защищать всех остальных. Этот образ хорошо накладывается на образ типичного фэнтезийного героя, так как большинство эпических романов описывает приключения небольшой группы героев, схватки которых являются все же не битвами, а поединками. Однако, следует помнить, что, аристократия, которой государство дает землю в обмен на обязанность защищать страну (российский мелкопоместный дворянин, европейский рыцарь на раннем этапе формирования этого слоя, японский самурай, который мог служить даже не за надел, а только за рисовый паек ) - далеко не единственная форма комплектования средневековой армии.
Существует вариант, когда армии, состоящей из потомственных военных и имеющей развитую традицию подготовки бойца, начинающейся с детства, нет. Помимо ополчения, эффективность которого зависит от наличия у ополченцев свободного времени для боевых тренировок, достаточно часто встречаются рекрутский набор или воинская повинность. В этом случае костяк армии состоит не из аристократов, а из чиновников. Так как чиновник, как правило, не имеет такой воинской подготовки, как аристократ, он менее компетентен в реалиях войны, и его подход к армии вычленяет в ней не столько "прикладные", сколько формальные, демонстративные, парадные стороны - не понимая до конца содержание, он заботится о безукоризненном поддержании формы.
С одной стороны, это позитивно отражается на организации службы войск, в том числе медицинской, военно-канцелярской работе, системе передачи информации, с другой - гражданская бюрократическая система, состоящая из людей, мало компетентных в тонкостях военного дела, стремится решать военные вопросы гражданскими методами, издержками чего являются преувеличенный формализм, бюрократизация и коррупция.
Не очень ясно, стоит или не стоит выделять уровень технологического развития цивилизации, так как понятно, что определенные виды оружия, обеспечивающие прорыв в военной технике и военном искусстве, появляются только при определенном уровне развития технологии, для которого должны возникнуть определенные предпосылки. Так, для появления такого вида оружия, как рапира, требуется наличие достаточно высокого уровня обработки железа, который позволяет сделать длинный, тонкий, но прочный, клинок. А страна, способная позволить себе одеть всю пехоту в "максимилиановские" доспехи, должна иметь не только высокий уровень металлообработки, но и поточное производство, для чего требуется уровень организации общества, больший чем натуральное хозяйство.
Третьим фактором является воинская традиция наиболее частых противников, которая ориентирует данную воинскую традицию на выработку специфических контрмер или провоцирует заимствование каких-то ее элементов. Как правило, это влияние оказывается на военное искусство или, в некоторой степени, на военную технику, так как система адаптируется к внешнему воздействию, изобретая контрмеры.
Военно-техническая мысль никогда не стоит на месте, и любая инновация и в технике, и в тактике, некоторое время спустя перестает быть таковой - на нее находится ответ. Притом с уходом определенного элемента традиции уходят и те инновации, которые были рассчитаны на специальное противостояние ему - через некоторое время после изобретения брони обязательно появится бронебойное оружие, а как только броня сойдет с вооружения, оно тоже отомрет. Или падение значимости большого щита с появлением более развитых типов доспехов. Нет авиации - нет и ПВО.
Ответ может быть как линейным - завести свою кавалерию в ответ на наличие кавалерии у врага, так и нелинейным - вместо этого развивать тактику и оружие, рассчитанные на противостояние всаднику. Именно этим можно объяснить появление алебарды и иных типов сложного древкового оружия в Китае на две тысячи лет раньше, чем в Европе. По ряду причин хорошей конницы в этой стране не было никогда, в то время как с конным противником с Севера она сталкивалась постоянно.
В условиях отсутствия всякой серьезной военной активности, когда возникает иллюзия отсутствия необходимости в армии активной и боеспособной, воинская традиция останавливается в развитии, а позитивные изменения, наработанные в ходе конфликтов, или оригинальные инновации сходят на нет из-за невостребованности. Функции армии в это время постепенно сводятся к церемониальным и полицейским, а использование ее почти исключительно в борьбе или с плохо вооруженными непокорными крестьянами, или с неорганизованными варварами создает у нее иллюзию легкого достижения побед и своей непобедимости, из чего рождаются самоуспокоенность, отсутствие стимулов к развитию и совершенствованию.


Немного о факторе икс
Так вот! Главная мысль статьи! Эти принципы, по которым развивается военное дело и эволюционирует воинская традиция, действуют и в историческом, и в магическом Средневековье, иначе армия перестает выполнять свою главную функцию - функцию защиты.
Но чем же отличается описанный в книге или ролевой игре мир фэнтези от мира исторического средевековья?
Фэнтези может быть рассмотрена как своего рода "альтернативная история", которая отличается от "реальной" главным образом, тем, что если предстающий перед нами мир классической истории можно назвать "миром меча", то миры, описанные в произведениях фэнтези, суть "миры меча и магии". Таким образом, магия оказывается неким новым фактором, наличие которого в мире фэнтези безусловно что-то меняет.
Понятно, что суть магии в каждом мире различна, и это осложняет выведение универсальных закономерностей или правил без исключений. Более того, кажется, что поскольку в магическом мире теоретически возможно всё, написание текстов типа этого просто не имеет смысла. Тем более что мир фэнтези живет как бы не только по законам природы, но и по законам жанра, которые часто подменяют логику жизненного развития логикой сюжета. Армии Главного гада положено быть многочисленной вне завистмости от того, способны ли его территории выставить и прокормить такое число народа.
Однако, не имея возможности объяснить всего, стоит пытаться найти как можно большее число рациональных объяснений. Чем меньше будет в структуре мира объяснений типа "итс мэджик и все!" или привязанных к особенностям механики, нацеленной не на моделирование мира, а на прокачку героев, тем более данный мир будет логичен и интересен. К тому же, хотя в каждом мире есть свои особенности, общие закономерности все же присутствуют, и исключения только поддерживают правило, и даже "кастовалка" развивается по своим законам. Магия или монстры изменяют картину, но не отменяют ее.
Потому проанализируем, как влияет на военное искусство мира фэнтези существование в нем магии или монстров. Ведь с точки зрения СОВБД они - тот самый вероятный противник, против которого надо изыскивать контрмеры.
-----
Автор: Makkawity
Позаимствовано с сайта
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1261
продолжение можно почитать там же:
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1261&page=2






Ходящий-по-мирам Глава 33. (Очень старая история)

Читать далее
By FrostWulf II

Читать далее
Выбор Третьей силы. Часть 1

Читать далее

Автор поста
Pатибор {user-xf-profit}
Создан 3-09-2008, 15:36


512


11

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Нарцисса
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 3 сентября 2008 16:37

    как много букоффок)


  2.       ImNotMortal
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 3 сентября 2008 17:59

    Ух ты как классно)
    Ешё!Ешё хочю)
    Эх.....чё-то сразу сразу поиграть во что-то фентезийное захотелось...


  3.       Ektelion
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 3 сентября 2008 19:46

    прочел от корки до корки:) очень интересно, спасибо


  4.       DEVIL
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 13 октября 2008 01:47

    bi


  5.       Ana
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 28 ноября 2008 21:14

    Очень нужная статья (мне, по крайней мере) bi


  6.      Пользователь offline Сова  
    Волшебник
    #6 Ответить
    Написано 24 января 2009 15:54

    Приняла к сведению. Если решу что-то когда-нибуть написать--обязательно использую.


    ______



  7.       Yulita
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 17 марта 2009 17:28

    Полезная информация. А ссылки на этот сайт уже не впервые встречаются в Дриме. надо зайти поглядеть что там и как.


  8.       Флоримель
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 24 марта 2009 15:54

    здорово! то, что мне надо! спасибо огромное!


  9.       VooDoo Doll
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 31 марта 2009 10:36

    Как говоят у нас - сенкью вери дзякуй!


  10.       Marcus
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 25 мая 2009 21:17

    Нечего нового.


  11.       Ремар
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 7 марта 2010 19:53

    Cтатья более чем интересная, хотя не сказал бы, что согласен с идеей выкладывать фрагмент...



Добавление комментария


Наверх