Мумия
Мумия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.

Мумия




Происхождение слова «мумия»
Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском греческом византийском и латинском) около 1000 года. Происходит оно от арабского слова со значением «битум» или «нечто, пропитанное битумом». Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач ибн Бетар в VII веке писал о «веществе мумия», которое происходит «из страны Аполлонии». Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор». На берегу оно затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит, что ещё вещество «мумия» можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.

В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство мумия хорошо помогает при лечении ушибов и ран.

Постепенно название лекарства стало распространяться и на тела, из которых его «добывали», то есть непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также в русском языке закрепился другой вариант употребления этого арабского слова: мумиё — название лекарственной смолы, не связанной с мумиями.



Мумия


Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела — это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 — 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, [Саккара|Саккары] и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в [Нехен|Иераконполе] позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н. э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский [[египтолог] Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, то есть примерно в 4500 — 4100 гг. до н. э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.



Мумия


Процесс мумификации
По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.

Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

В разных источниках даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.

Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним «мастером» (так его называет Геродот), а целым коллективом.

Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.





Различные виды мумий
В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается.

Тела, заполненные смолой имеют зеленоватый оттенок, а кожный покров примерно такой же как и у дублёной кожи. С такими мумиями нужно обходиться особенно аккуратно, ибо они весьма легко рушатся и в прямом смысле слова сыпятся. Спасают их только бинты.
Тела, которые мумифицировались с использованием битума имеют чёрный оттенок. Битум проникает глубоко в ткань и смешивается с ней настолько, что порою при визуальном осмотре трудно определить где битум, а где костная ткань.
Третий тип мумий — обработанные с помощью натровых солей (сульфаты, карбонаты и др.). Эти мумии похожи на средневековые мумии монахов, например тех, которые имеются на Мальте или в Испании.
Некоторые древнеегипетские тела бальзамировали в меду. По преданию, тело Александра Великого было мумифицированно «в белом меду, который никогда не таял».
Ещё интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что «скорлупа» оставалась, а всё, что находилось внутри её, — тлело.
Также по мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии 11-го царского дома обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии следующего, 12-го царского дома, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода — 13-17-го царских домов. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, у фиванских мумий 18-21-го царских домов конечности тела гнутся и не ломаются.









По капле принимаю яд


Читать далее
Alexandreev : иллюстрации к произведениям Станислава Лема \"Непобедимый\" и \"Эдем\"

Читать далее
Настоящие дамы


Читать далее

Автор поста
DEVIL {user-xf-profit}
Создан 18-12-2008, 21:25


283


20

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Янчик
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 18 декабря 2008 21:28

    Интересно, особенно процесс мумификации. Представляете, какие нервы у людей, которые эту процедуру делали, должны быть?!


  2.       Liu
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 18 декабря 2008 21:41

    Цитата: Янчик
    Интересно, особенно процесс мумификации. Представляете, какие нервы у людей, которые эту процедуру делали, должны быть?!


    Да ладно-какие нервы?Простая операция и при том на мёртвом теле.Аккуратно вынуть все органы всего-то делов.И не нужно беспокоится,чтобы пациент остался жив.


  3.       Imperator
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 18 декабря 2008 22:02

    очень интеремно... насчёт мумификации, да им наверное это в радость было)


  4.       Муська
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 18 декабря 2008 22:09

    ay


  5.       Naty
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 18 декабря 2008 22:12

    люблю эту тематику, хотя она и не дышит оптимизмом feel
    хороший пост, молодца ca


  6.       irnunchii
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 00:07

    позновательно. bi


  7.       Auburn
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 04:54

    Интересненько! ay


  8.       Violin
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 07:31

    Интересная информация и картинки) Здорово)


  9.       Zlatokudray
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 07:48

    Хочу кого нибудь забальзамировать


  10.       Маска
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 09:07

    Интересная инфрмация. Спасибо за пост! smile


  11.       Чёрная кошка
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 11:30

    Люблю Древний Египет, интересный пост, спасибо


  12.       Tiff
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 12:05

    Молодец!
    Очень интересно!
    Я вот не знала про виды мумий.... ai


  13.       Vampi
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 15:09

    ay


  14.       Angel Of Revenge
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 17:44

    Да уж Devil! Супер! am


  15.       Yainegva
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 19 декабря 2008 19:29

    winked


  16.       Sayuri
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 7 января 2009 13:21

    Процесс мумификации заинтересовал. Никогда не знала о таких свойствах кедрового масла winked


  17.       Kin-Ra
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 8 мая 2009 22:23

    Читала уже эту инфу, но пост все равно отличный) Картинки так хорошо подобраны... ay


  18.       Ormona
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 4 августа 2009 21:50

    Цитата: Янчик
    Интересно, особенно процесс мумификации. Представляете, какие нервы у людей, которые эту процедуру делали, должны быть?!

    Такие же, как у нынешних патологоанатомов, наверно. smile Их, кстати, парасхитами в Древнем Египте называли, этих людей. К слову, Анубис был вроде начальника парасхитов - он по мифам первый, кто бальзамировал умерших и научил своим знаниям людей. Кому уж там народ приписал имя Анубиса - сейчас уже, конечно, неизвестно, а к учОным с этим вопросам лучше и не приставать. laughing



Добавление комментария


Наверх