Маленький колодец около метра глубиной и сантиметров 40 шириной. Аккуратно, чтобы с моих сапог не слетел туда кусочек глины, наклоняюсь над ним и щёлкаю фотоаппаратом:
А это что за чудеса!? На белую крутонаклонную стенку "приклеился” коричневый камень:
Впереди нас ожидает грот "Ну Что, Пойдём?” Почему он так необычно называется? Потому что люди, когда попадают туда, то в восхищённом молчании смотрят, смотрят, созерцают, созерцают… Наконец, минут через пять кто-нибудь подаёт голос: "Ну что, пойдём?” Все остальные: "Ага”. И опять сидят, смотрят. Проходит ещё минуты три. Снова находится нетерпеливый: "Ну что, пойдём?” Все: "Ага, щас пойдём”. И продолжают сидеть на месте.
Наконец, и мы оказываемся посреди этой сказки. Глядим. Кажется, время замедлило бег и остановилось, как и наше дыхание. Большой тёмный грот неправильной формы с хаотичным нагромождением глыб и пустот. Одна стена наклонная. С самого верха по ней "летит” искристо-белый каменный "водопад”, поблёскивая в лучах фонарей своей влажной поверхностью. Каскад "растекается” на множество каскадиков, молочно-белый камень "стекает” с коричневых уступчиков множеством белоснежных каменных ручейков, вновь "сливающихся” вместе в "пенящееся” целое и потом "текущих” отдельными "струйками” на следующем уступчике. Наконец, весь этот каменный поток "долетает” до последнего обрыва метровой высоты, "стекает” с него короткими толстенькими сталактитами, после чего "приземляется” на пол грота, "заливая” глыбы белой натечной коркой. Сбоку подымается… не то сугроб, не то шишак древнерусского воина с небольшим гребнем из низкорослых пузатеньких сталагмитов. Всё белым-бело, только в боку этого огромного шишака-сугроба чернеет изящная пещерка. Поскольку все камни влажные, создаётся иллюзия текущего камня. Будто и вправду всё это белоснежное диво летит гигантским водопадом, бурлит, рассыпается по ступеням и уступам феерическими искрами, несёт свою молочную массу по крутому горному склону в неведомые пропасти земли, клубится в них последними водоворотами и низвергается в полную неизвестность, сокрытую от наших взоров своей искристо-белой массой. Невозможно вдоволь насмотреться на текущую воду. Невозможно вдоволь налюбоваться на "текущий” камень.
Сложно сказать, сколько мы там пробыли, сколько вдохнули в себя аромата тайны, сколько услышали дивной, ни с чем не сравнимой тишины…
Ну что, надышались ароматом тайны?
Налюбовались окаменевшим лунным светом?
Тогда, не сходя с места, повернём голову в сторону.
Это тоже в гроте Ну Что, Пойдём:
Каска с помпомчиком:
У Светы так просветились чувства, что появился нимб! (Или у фотоаппарата от счастья запотел объектив?)
Возвращаемся. Снова Озёрный грот. Грот Голубых Песцов. Грот Пресс-Папье. Одеваем на себя наши "сбруи” с "веригами”. Подымаемся по отвесам, нарушая вечную тишину зловещим лязгом жумаров, кроллей, карабинов.
Вот и последний отвес. И где-то высоко-высоко еле заметный свет солнца.
Тело наполнено приятной усталостью.
А вот и земля. Можно разоблачиться – снять с себя все "капроновые путы” с жезебяками и насквозь проглинянный комбез.
Солнце на закате – скоро любимые сумерки.
Ни о чём не хочется думать.
Собрались, переоделись, уложились. Последний раз глянули на зияющий чёрный провал в земле, таящий в себе столько чудес.
Вот и окончание нашего пещерного выхода.
Можно ещё много дивных мелочей снимать в этой большой пещере. Так что для многих фотохудожников найдутся в Водоразделке лакомые кусочки.
Теперь немного официальной информации.
В 2008 году Красноярский Краевой Клуб Спелеологов запер вход в Водоразделку – в очке на глубине 25 метров (которое соединяет входной колодец с гротом Лося) крест накрест поставил железяки и повесил на них замок. Ключ поначалу решили хранить у себя в клубе и никому не давать. Причина обыденна – вандализм. Разные двуногие человекообразные нелюди крушат всё подряд.
А 26 ноября 2011 года спелеологами Красноярского краевого спелеоклуба было принято решение о доступе в п.Водораздельная только для научно-исследовательских задач, "гайки закручены" до предела:
1. Подготовка спелеологов должна быть выше среднего.
2. Заявка на посещение подается не менее чем за две недели до мероприятия.
3. Для работы в пещере группа обязана согласовать с Краевым клубом план, включающий ответственное лицо, конкретные задачи, места работ, маршрут и план-график, список отделений и всех необходимых средств работы. Число участников и средства должны соответствовать задачам.
4. Краевой клуб ведет учет необходимых и возможных работ, определяет приоритет среди них и контролирует их выполнение так, что за рабочей группой остается право выбора основной (по оценке времени выполнения) задачи в пещере.
5. После окончания работ в пещере предоставляется подробный отчет о проделанной работе в течении месяца. Все результаты публикуются на сайте.
6. К группе прикрепляется провожатый, хорошо ориентирующийся по пещере. В случаях нахождения в группе спелеолога хорошо ориентирующегося по пещере сопровождающий не требуется.
7. Краевой клуб берет на себя обязательства по организации ознакомительных выходов в пещеру для всех желающих (при достаточном уровне подготовки). Количество выходов – не менее двух в год.
8. Запрещено:
– посещение пещеры слабо подготовленными спелеологами;
– проход за ограждения;
– отклонение от согласованного маршрута;
– пользование открытым огнем, в том числе курение;
– пронос в пещеру какой-либо пищи или иного субстрата для микрофлоры (перекус, сладкий чай и т.п.);
– справлять нужду за исключением случая, если предусмотрен вынос в герметичном контейнере;
– нарушение инструкций сопровождающего.
9. При несоблюдении вышеизложенных правил спелеологи, их нарушившие, больше в пещеру не допускаются.
10. Краевой клуб может отказать в посещении группе или отдельным спелеологам если:
– они ранее нарушали правила посещения;
– состав и подготовленность отдельных спелеологов или группы не соответствует вышеописанным правилам;
– нет четко проработанного плана работ (кроме случаев ознакомительного посещения пещеры);
– большая нагрузка на пещеру (одновременное посещение несколькими группами).