Еще одна глава из моей курсовой о колдунах.
Колдун на свадьбе.
Свадьба является одной из важнейших вех жизненного пути человека. Неслучайно она окружена огромным количеством ритуалов и обрядов. Никитина говорит о свадьбе следующее: «Старинная свадьба была не просто обрядом, это был громоздкий, сложный обрядовый комплекс, проходящий по четко выстроенной «лесенке» из многочисленных ритуальных действий».
Естественно подобный праздник не мог обойтись без вмешательства колдуна, как с целью навредить, так и с целью помочь.
Колдуны были чуть ли не первыми, про кого вспоминали, сговариваясь о свадьбе: кого из них надо позвать непременно, кого можно не звать, куда посадить, чем угостить.
Для колдунов, желающих навредить, наиболее привлекательными были два момента, относящихся к доминанте свадьбы – венчанию: дорога к венцу и дорога из церкви в дом жениха на княжеский пир.
Свадьбы портили самыми разнообразными способами. Их могли останавливать: Никитина пересказывает один случай, произошедший в Новгороде: «Ехали с церкви. Бабка высунулась в окно и лошади стали. А тут ехал мужчина сильнее ее. Сказал ей: «Уберись!» Она убралась и лошади пошли». Свадьбы могли ломать, например заставляя жениха и невесту видеть не друг-друга, а волков.
Самой страшной порчей можно назвать обращение свадебного поезда в волков. Никитина повествует о случае, когда двенадцать человек на семь лет были обращены волками. Вернулись домой только три мужика, а остальных волки разорвали.
«В большинстве рассказов XIXв. Случаи оборота свадебного поезда в волков, медведей или сорок упоминают как дела давние, живущие лишь в воспоминаниях: жуткие истории про то, как находили под шкурами убитых волков то янтарные бусы, то шитые пояса».
Для обращения свадьбы колдун, перекапывает едущему поезду дорогу небольшим ровиком, на который достаточно лишь наехать. Если оборот происходит во время застолья, колдун с известным приговором втыкает в стол нож. Но самым древним способом является изготовление специального пояса из ремня и мочала, кого колдун опоящет, бегать тому волком, пока поясок не перетрется, или кто-нибудь его не сорвет.
Чтобы защитить молодых от порчи, колдунов обычно зовут на свадьбы в качестве почетных гостей, причем приглашенного еще в дверях избы встречает сам хозяин низким поклоном со стаканчиком водки. Вторую чарку колдун попросит сам и затем уже смело начнет «кудесить с доброй целью» предупредить возможность порчи.
Он проводит соответствующие обряды для защиты и осматривает дом на наличие предметов по средствам которых наводиться порча. Провожая до церкви, он на каждом перекрестке и под каждыми воротами (которые считаются самыми опасными местами) шепчет заклинания. Из-под венца велит ехать другой дорогой. На свадебном пиру принимает первую чарку и напивается прежде всех до безумия. Только тогда его увозят домой с выговоренными подарками, сверх денег.
Ниже приведены два случая, когда колдун оказывал защиту по пути в церковь и из нее.
Рассказывают, «как один неприглашенный на свадьбу колдун высунул в окно голову и кричал ехавшему по селу свадебному поезду: «дорога на лес!», а колдун приглашенный отчуровывался своими словами: «дорога на поле!», и с соперником сделалось то, что у него выросли такие рога, что он не мог высвободить головы из окна, пока на обратном пути не простили его и не высвободили».
На одну свадьбу, для защиты молодых от порчи, приглашен был колдун. Когда молодые отправились в церковь, то заметили у своего дома неподвижно стоящего человека. Возвращаясь назад, увидели его опять, в том же положении, словно пригвожденным к месту. Когда свадебный колдун приблизился к нему, то все услышали, как он просил: «отпусти ты меня - не держи, сделай милость». – «Я и не держу тебя – ступай». Тогда стоявший сорвался с места и бегом, во все лопатки, пустился прочь. Все стало понятно, что то был колдун, подосланный для порчи: его узнал защитник и, чарами своими, заставил его простоять на одном месте во все время венчания, и не вредить.