Самый обычный день, огромный космический корабль завис над африканским городом Йоханесбургом.
Неизвестно, летели ли они мимо Земли или всё же решили посетить нас. Рассчитывали ли на встречу с хлебом и солью или думали поработить людей. Известно лишь то, что какие-то системы в корабле накрылись медным тазом, и полтора миллиона пришельцы застряли здесь надолго. Ещё известно, что люди имеют дело с рабочим классом, а командование корабля, куда-то пропало.
Люди хлеб с солью не предоставили, а вместо этого, во многом по требованиям простых жителей, согнали в резервации, в так называемый район № 9. Там инопланетники живут в жутких условиях. Пришельцам приходится жить в гнилых лачугах, на них постоянно наживаются местные бандиты, и периодически, люди ставят над инопланетной расой опыты.
В центре внимания обычный сотрудник MNU – службы, созданной для контроля пришельцев в Йоханнесбурге после прилета пришельцев. В центре внимания – Викус Ван де Мерве - простой парень, которому поручают вручить каждому пришельцу повестку о выселении в созданный правительством новый лагерь для пришельцев, дабы они не досаждаль людям города, построенный по типу концлагеря – Район №10.
MNU и так бы выгнало пришельцев в Район №10, но в дело вмешались правозащитники, настаивающие на том, что у пришельцев, как и у людей есть права, и выселение стоит проводить по всем законам и с согласия самих инопланетян.
Ну и операцию доверили сопляку Викусу лишь потому, что он был женат на дочке одного из директоров.
В ходе операции группа Ван де Мерве наткнулась на пришельца, в доме которого он нашел какой-то баллончик, который сразу прыснул ему в лицо. И тут-то началось…..
Начинается все с предельно лаконичной предыстории, стилизованной под документальный фильм. Инопланетный корабль зависает над городом, и не каким-нибудь Лос-Анджелесом или Вашингтоном, а над Африканским городком, который это событие превращает чуть-ли не в мировую столицу. Жалких, обессиленных инопланетян селят в инопланетное гетто. И если у вас после предыдущего предложения возникли какие-то вопросы, просто посмотрите фильм — каждая деталь досконально проработана, нужно лишь быть внимательным.
Постепенно «игровых» кадров становится все больше, а съемка на ручную камеру плавно переходит к классическому повествованию от третьего лица. Главным героем становится клерк без претензий и благородных замашек Викус ван де Мерве.
Мы имеем дело с сатирой. Это не значит, что вам позволят ржать весь фильм, сатира не обязательно должна вызывать смех. Здесь именно жесткая и тяжёлая сатира на язвы современного общества. В первую очередь на дискриминацию и расовую нетерпимость. Поначалу инопланетяне жили бок о бок с людьми, но явно были лишены прав. Повсюду в Йоханесбурге весели знаки «Только для людей», но, тем не менее, подлые людишки были и этим недовольно. Протестовали, и всё же добились отправления пришельцев в закрытый район. Всё это только потому, что они отличались от людей внешне. Давно известна прогнившая психология людей «Ты не похож на нас, значит враг», здесь снова обыгрывается по-новому. Гостям сразу придумывают прозвище. Люди кричат «Уроды» а сами то не собираются смотреть на себя, на своё уродство.
Далее мы видим другую грань психологии людей. Человеку приятно ощущать власть и превосходство над кем то. Пришельцами пользуются все кому не лень, бандиты продают им за большие деньги кошачьи консервы, которые стали для пришельцев наркотиком, MNU ставит опыты, и пытается освоить их оружие. А несчастные существа страдают. Вот тут прослеживается отсылка к истории африканских резерваций. Создатели обращают внимание на эти проблемы столь оригинальным образом, и плюс ещё стебутся над другими сферами жизни люди, над теми же СМИ, и реакции общества на них, даже, над ритуалами африканских племён.
В плане сюжета фильм приподнесет парочку сюрпризов, а динамика событий заставит сидеть в напряжении до самого конца, когда конфликт НЕ превратится в дешевый фарс, а грамотно доведет зрителя до катарсиса. Да, остаются вопросы, но это не вопросы из ряда «задел на продолжение», а всего лишь грань, которая делает фильм объемней.Фильм выглядит очень реально за счет постоянной смены точек обзора. Съемка ведется то с плеча оператора компании MNU, то с камеры наблюдения на улице, то спецназом или репортерами с вертолета, то со спутника; так же присутствуют выпуски новостей, интервью со служащими компании, так что в некоторых местах может показаться, сто это документальное кино.
Спецэффектов на удивление много и смотрятся они убедительно, несмотря на крошечный по современным меркам бюджет. Страшно подумать, что «Обитаемый остров» снимался практически за те же деньги. Стилистика и атмосфера проработаны на «отлично», сразу после просмотра хочется вернуться в этот замызганный, выдержанный в цветовой гамме игры «Half-Life» мир. Правда, если для вас вид крови автоматически заносит любой фильм в разряд «ниачем», то фильм смотреть не стоит. Неоднозначные фильмы всегда будут ругать, находить в них миллион изъянов, в то время как другие — восхвалять и говорить о том, как это гениально.
Сразу хочется упомянуть маленькую деталь, без которой фильм потерял бы львиную долю своей художественной силы. Звукорежиссура. Именно звукорежиссура, потому что сами музыкальные треки ничего особенного из себя не представляют — довольно типичные для картины в жанре экшн-триллер. Но благодаря выдающемуся звукомонтажу динамичность возрастает в разы, как и эмоциональность.
"Район №9" одна из немногих работ начинающего 30-летнего режиссера Нила Бломкампа.В фильме играют очень малоизвесные актеры, но под умелым руководством Питера Джексона, фильм при его скромных 30 млн. баксов отхватил кассу в более чем 200 миллионов.
Фильм вышел в прокат 13 августа этого года. На DVD с 15 октября (кстати лицензионный диск везде стоит не больше 100 рублей)
В главных ролях: Шарлто Копли Джейсон Коуп Натали Болтт Сильвен Страйк Элизабет Мкандави Джон Самнер Уильям Аллен Янг Грег Мелвилл-Смит Ник Блейк