Ошибки и ляпы в фэнтази
Липовая фэнтези, или реальные ляпы в выдуманной действительности

Вообще говоря, критиковать фэнтезийные тексты гораздо сложнее, чем научно-фантастические. У автора всегда есть отмазка: дескать, придуманный мной мир устроен именно так, а потому не пойти ли вам со своими придирками по известному адресу? Однако и здесь есть пища для размышлений.

Как ни крути, но все миры в той или иной степени копируют наш, реальный. И населены они людьми, с человеческой логикой и человеческой социальной структурой, пусть и называются они при этом орками, троллями или эльфами. Собственно, придумать мир, непохожий на реальный, крайне сложно по двум причинам. Во-первых, вряд ли найдется человек, который смог бы проработать совершенно абстрактную картину так, чтобы она получилась целостной и непротиворечивой. Возможно, среди математиков или физиков и отыщется такой ум, но сомнительно, что он станет заниматься всякой ерундой вроде малевания сказок для взрослых детишек. Во-вторых, абстрактный мир, не имеющий никаких привязок к реальности, вряд ли сможет увлечь массового читателя.

Поэтому во всех без исключения выдуманных мирах присутствуют элементы нашего мира. А поскольку пулемет Калашникова и бомбер "В-2" плохо вписываются в сказочную атмосферу, их заменяют более доступными фламбергами и драконами. Драконов мы, так и быть, трогать не будем, а вот про клейморы и прочую смертоубийственную справу поговорим. Итак,

Холодное и стрелковое оружие. Среди авторов фэнтези очень популярен типаж могучего варвара с огромным мечом за спиной. Будучи атакован всякой летучей, ползучей и ходячей гадостью, он резво выхватывает означенный меч и начинает гвоздить им налево и направо, так что только конечности по сторонам летят.

Давайте приглядимся к парню поближе. Обратите внимание, как пыхтит бедолага в драке - куда там твоему паровозу! И немудрено. Весит такой двуручный меч килограмм пять, а то и больше, и инерция у него соответствующая. Это вам не одноручный ятаган, которыми словно тросточками размахивают орки. Такой дурой можно убить, даже если попасть по башке плашмя. И даже без особого размаха. Так и хочется похлопать парня по плечу и посоветовать не выпендриваться. Даже простая дубина в данной ситуации окажется сподручнее.

Давайте задумаемся, а зачем, собственно, нужен двуручный или "великий" меч? Выгоды здесь две: доставать противника с большего расстояния за счет большей его длины и увеличивать силу удара благодаря двуручному хвату. Но сила удара в бою далеко не всегда полезна: противник не стоит столбом в ожидании казни, а вертится ужом, да еще и сам норовит зацепить тебя своей железкой. Сила удара, помноженная на вес, приводит к повышенной инерционности клинка, пониженной частоте замахов и почти никакой точности. Как показывает историческая практика, длинные двуручные мечи с лезвием в 120-170 сантиметров длиной использовались по большей части конными рыцарями - коротким мечом с коня достать пешего врага проблематично. Среди таких мечей числятся, например, японский но-даки (нодати) и европейский эспадон. Кроме того, такие мечи (тот же эспадон) применялись при стычках тяжелой панцирной пехоты: под грудой металлических доспехов уворачиваться сложно, а потому низкая скорость удара здесь особой роли не играла. Шотландский клеймор и немецкий фламберг с характерным волнообразным лезвием применялись для прорыва плотного строя пикинеров - обрубания копейных наконечников, доставания издалека защищающихся и т.п. В позднем средневековье ограниченно эффективным было применение длинных мечей спешившимися рыцарями для обороны. Наконец, рыцарский эсток с трех- или четырехгранным клинком вообще мог не иметь режущего лезвия и применялся по больше части для пробивания пластинчатых доспехов противника путем сильного колющего удара (этакая гипертрофированная рапира). На этом сфера применения подобных мечей исчерпывалась. При всем при том помимо двуручного меча воин всегда был вооружен дополнительным оружием (как минимум длинным кинжалом), которое пускалось в ход при входе в клинч.

На самом деле под двуручным мечом обычно ошибочно понимают полуторный меч (bastard sword) - класс мечей, обладавших хотя и весьма длинным (до 120 сантиметров), но при том более коротким, чем у двуручного, клинком. Рукоять таких мечей допускала как одноручный, так и двуручный хват. К таким клинкам можно отнести, например, европейский спадон, а также японскую катану (насколько к японским мечам вообще можно применять европейскую классификацию). Эти мечи также в значительной степени использовались как кавалерийские и в Европе широкого распространения не получили.

Основное же и наиболее эффективное клинковое оружие средневековой Европы и прочего мира - это класс одноручных мечей, получивших общее название "длинных" (long sword). Они сочетали в себе достаточно длинное лезвие (50-70 сантиметров), иногда (но далеко не всегда!) обоюдоострое, и относительно небольшой вес, позволявший орудовать им с достаточной скоростью. Именно палаш (broadsword), обоюдоострый заостренный широкий клинок, прямой или слегка изогнутый, позволявший и рубить, и колоть, в конечном итоге оказался самым эффективным мечом всех времен и народов и дожил в качестве боевого оружия аж до конца девятнадцатого века. В силу своей универсальности он использовался как пехотой, так и кавалерией (хотя последняя все же предпочитала более легкие изогнутые сабли). Также весьма удачным орудием оказалась шпага - легкий узкий клинок позволял как рубить, так и колоть противника, находя малейшие щели в его доспехах, хотя и оказывался малопригодным против более тяжелых мечей. Более длинные клинки оставались экзотикой.

Еще один момент - заспинное ношение меча. Да, такой способ применялся, например, сарацинами. Однако широкого распространения он не получил. Причина банальна - таким образом можно носить только короткие мечи. Можете провести эксперимент самостоятельно. Представьте, что у вас за спиной висит железяка, при этом пята лезвия расположена в районе шестого позвонка (наиболее удобное место для рукояти). Теперь вам нужно мгновенно выхватить его и тут же нанести удар. Поднимите вверх и в сторону правую (или левую) руку, не разгибая ее до конца и замерьте расстояние между кулаком и шеей. Это и будет максимальная для вас длина клинка, позволяющая выполнить поставленную задачу. Учтем, что средний рост (и длина руки) народонаселения в средние века были заметно меньше, чем сегодня. Так что можно констатировать, что носить за спиной можно было лишь короткие, до полуметра длиной, мечи. Двуручный меч за спину можно поместить, лишь надежно приторочив его ременной перевязью на время путешествия. Вообще же в боевом положении полутора- и двуручный меч носился либо на плече (пехота), либо закрепленным у седла (рыцари/кавалерия) и, кстати, зачастую вообще не обладал ножнами.

Резюмируя данную тему, замечу, что далеко не все, что выглядит круто, на деле является таковым. Клинковое оружие всегда подбиралось под конкретные задачи. Так, не имеющая острия, но при этом изогнутая кавалерийская шашка для конника может оказаться удобнее, чем прямой палаш (в связи с чем прямые мечи уже к 15-16 веку в кавалерии были вытеснены изогнутыми), а против закованного в доспехи рыцаря иногда вообще сподручнее булава или клевец. Зачастую куда удобнее держать противника на расстоянии или стаскивать его с лошади с помощью древкового оружия (пики, алебарды, бердыши и т.п.). Наконец, замечу, что меч в средневековье, особенно в средневековье раннем, был очень дорогим и мало кому доступным (даже в тех странах, где простолюдинам дозволялось ношение оружия). Массово же применялось оружие колющее и режущее - ножи и кинжалы, копья, топоры и секиры, дробящее - булавы, кистени, цепы, метательное - дротики, пращи, а также другие его разновидности наподобие хлыстов и плетей.

Кстати, еще одно. На оружии не бывает желобков для стока крови (так любимых Перумовым). Продольные выемки на клинках мечей и ножей называются долами и служат для повышения прочности клинка при одновременном снижении его веса. Если вас интересует, как, почитайте учебники по сопромату. Или просто обратите внимание, что согнутый желобком лист бумаги куда прочнее на изгиб, чем плоский.

Перейдем к страшно любимым авторами фэнтези арбалетам. Тут и там читаешь, как вооруженные арбалетами воины (причем зачастую - конные) едва ли не очередями отстреливают налетающих с разных сторон врагов. Тут остается только фыркать в рукав. Арбалеты никогда не были основным стрелковым вооружением в силу очень простой причины: крайне низкой скорострельности. Большинство моделей позволяло сделать лишь один-два (максимум три) выстрела в минуту. При том лучник средней руки прицельно выпускал десять стрел в минуту. Заряжать самострелы было весьма сложно, причем время зарядки оказывалось прямо пропорциональным мощности, а коннику для этого чаще всего приходилось спешиваться. Модели, которые можно заряжать в седле, появились незадолго до огнестрельного оружия. Конные арбалетчики хотя и существовали как поддержка для тяжелой конницы, но широкого распространения не получили. Это усугублялось тем, что арбалет нельзя долго держать в заряженном состоянии - у него быстро растягивается тетива, замена которой является весьма нетривиальным занятием. Так что болт в него вкладывали лишь непосредственно перед боем. Далее, арбалет, в отличие от лука, не позволял эффективно стрелять навесом, что резко снижало его эффективность при стрельбе по прикрытому стенами или щитами противнику. При этом самострел всегда был весьма дорогим оружием, а потому оказывался доступен далеко не каждому.

Основное применение арбалета - отстрел солидно бронированного противника, а также оборона надежных укреплений. До того, как самострелы вошли в массовое употребление, справиться с грудой железа на массивном боевом коне мог только другой рыцарь. Теперь же, сунув самострел в руки вчерашнему крестьянину или ремесленнику, можно было эффективно расстреливать рыцарей до того, как те приблизятся на расстояние таранного удара копьем и конем. Кроме того, арбалеты были очень популярны среди жителей зажиточных европейских городов, которые под прикрытием городских стен могли спокойно перезаряжать оружие после выстрела. В России же, например, где бронированные пехотинцы и конные рыцари-"самовары" отсутствовали, а народ в массе своей никогда особым богатством не отличался, самострелы редко применялись в военных целях.

Арбалеты играли заметную роль в военном деле средневековья. Однако в силу своих недостатков они могли использоваться лишь как оружие поддержки под прикрытием других войск (пикинеров, кавалерии и т.д.). Для партии же приключенцев в несколько человек арбалет бесполезен и даже вреден. Причина в том, что поединок лучника и арбалетчика почти наверняка закончится победой первого (как произошло в битве при Кресси в 1346 г., когда английский длинный лук одержал впечатляющую победу над французским арбалетом).

Доспехи. Еще один любимый прием фэнтезийных авторов - нарядить своего героя в полный комплект пластинчатых доспехов - кираса из литых пластин в полпальца толщиной, пластинчатая юбка, наручи, поножи, металлические сапоги, бронированные перчатки... так и хочется спросить фантазеров - ребята, вы сами-то когда в последний раз тяжести перетаскивали? Полный комплект брони такого типа весил килограмм двадцать-тридцать, в некоторых случаях (с дополнительными турнирными компонентами) - полцентнера и больше. В такой одежке не то что бегать за врагами по долам и весям - просто ходить и то затруднительно, даже обладая соответствующей подготовкой. А уж без подготовки, просто сняв с поверженного врага... Не забывайте, что на рыцаря надевалась еще и обычная одежда, а также ему приходилось орудовать мечом, копьем, булавой или чем-то еще не менее увесистым. Даже простая длинная кольчуга с рукавами весила килограмм десять, что уже заметно повышало требования к физподготовке, а уж в полной турнирной броне рыцарь зачастую был не в состоянии самостоятельно забраться на лошадь. Рыцарские кони, кстати, являлись прямыми потомками тяжеловозов и лишь поэтому были способны таскать на себе такую груду железа (не забывайте еще и про вес лошадиной защиты), причем галопом - недалеко и недолго. Стоил такой конь (включая специальную дрессировку) бешеные деньги - чуть ли не столько же, сколько феодальный земельный надел, и абы кто им владеть не мог.

Второй момент, про который обычно забывают авторы фэнтези, это стоимость доспеха. В 11 веке полное оснащение русского боярина обходилось в три десятка коров и при том относилось как максимум к средней, отнюдь не тяжелой броне (кольчуга, полуоткрытый шлем, щит, топор, меч или другое оружие, возможно, наручи с поножами и кольчужные перчатки). За аналогичный комплект франкского доспеха и оружия седьмого века просили в полтора раза большее стадо. Пластинчатый же доспех в позднем средневековье мог позволить себе только очень богатый рыцарь. Уличный оборванец, фигурирующий в фэнтези как главный герой, мог добыть такую броню, только убив или ограбив владельца.

Появились, кстати, тяжелые пластинчатые доспехи именно в позднем средневековье, отнюдь не в раннем (как описано у Твена в "Янки при дворе короля Артура"). Вообще наиболее распространенным доспехом средневековья являлась тяжелая кожаная или стеганая куртка, иногда с усиливающими металлическими элементами (заклепки, пластины-зерцала из бронзы или железа, а иногда и просто из плотного дерева, кольчужные вставки). Такая броня сочетала в себе неплохую защиту, невысокий вес и относительно низкую стоимость, позволявшую обзаводиться ей даже не самым зажиточным слоям населения.

Коснувшись темы оружия и доспехов, необходимо упомянуть о материале, из которого их делали.

Материал этот - отнюдь не сталь, столь любая многими авторами, и вот почему. При плавке в доменной печи или аналогичными методами, в которых руда непосредственно соприкасается с топливом, в роли которого выступает древесный или каменный уголь, а на поздних стадиях развития промышленности - кокс (специальным образом обработанный каменный уголь некоторых сортов), железо активно насыщается углеродом. Этот углерод, образуя пленку на границах микроскопических кристаллов, образующихся в металле при застывании, придает железу хрупкость. Если углерода много, получается нековкий и хрупкий чугун. Если не очень много - обычное железо средней ковкости и хрупкости. Если мало - гибкая, пластичная и прочная сталь.

Кроме того, характеристики железа можно изменить с помощью т.н. легирующих добавок (никель, марганец, молибден, кремний и т.п.). Поскольку средневековые технологии не позволяют получать эти добавки в чистом виде (собственно, о них просто ничего не знают), то первоочередным параметром, влияющим на состав выплавленного железа, является химический состав исходной руды, а также топлива. А руды оптимального состава ой как редки...

Вообще говоря, при плавке железа классическими древними методами (в угольных ямах и похожих приспособлениях, вершиной которых является доменная печь, широко использовавшаяся во всем мире вплоть до последней четверти 20 в.) получить железо высокой чистоты невозможно. Типичным продуктом примитивных технологий является губчатое железо с большим количеством примесей, в том числе углерода. Такие примеси могут быть изгнаны единственным способом: долгой и тщательной проковкой раскаленной болванки. Это весьма сложный и трудоемкий процесс. Применялся он только для создания высококлассных клинков, причем стоили такие клинки бешеные деньги. В бедной железом средневековой Японии, например, одна катана изготавливалась несколько месяцев командой, в которую могло входить до полудюжины мастеров. В Европе и на Ближнем Востоке стальные пластины для панциря и мечи могли себе позволить только чрезвычайно богатые люди.

Типичный клинок средневековья был сделан из скверного, легко ломающегося и зазубриваемого железа, которое приходилось постоянно чистить от ржавчины и точить. Блистающие же стальными панцирями и мечами воинские отряды - всего лишь плод воображения романтически настроенных авторов исторических романов и кинорежиссеров. Просто для общего развития: процесс закалки железного изделия (опускание раскаленной заготовки в холодную воду или масло) преследует цель уменьшения размера образующихся в нем микрокристаллов ('зерен'). Если железо остывает медленно, естественным путем, то микрокристаллы вырастают до больших размеров, что ухудшает прочность изделия (твердые монолитные вещества типа металла всегда трескаются на границах между кристаллами). Чем быстрее остывает металл, тем меньше его зернистость и выше прочность. Аналогичные методы существуют для повышения прочности стеклянных изделий.

Раз уж мы заговорили о рыцарях, необходимо вспомнить и про такие немаловажные детали, как седло и стремена.

Стремена, несмотря на невероятную простоту концепции, появились только в районе 5-6 в. н.э. Именно их присутствие позволило всаднику, наконец, получить точку опоры, необходимую для нанесения таранных ударов копьем. До их появления всадник сидел на своем скакуне настолько неустойчиво, что в прямое столкновение с пехотинцем предпочитал не встревать. Обычно лошади служили всего лишь транспортом для доставки пехоты на место сражения и транспортировки лучников и зачастую почитались как принадлежность трусов, убегающих с поля боя. В крайнем варианте всадник (например, как в римской армии) мог нанести удар коротким копьем сверху вниз - эта поза часто встречается не только на римских фресках, но и на древнерусских иконах с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Кстати, именно поэтому признаком всадника (а заодно и мужской красоты) у римлян являлись мощные мускулистые ляжки, которыми седок сжимал бока коня. Лишь в некоторых армиях (наподобие македонской) конница могла наносить таранные копейные удары за счет того, что копье жестко привязывалось к коню, но и эта тактика особого распространения не получила.

Только появление стремян и седел с высокими луками, надежно удерживающими всадника на коне, позволили превратить конницу в реальную боевую силу. И произошло это лишь ближе к концу первого тысячелетия нашей эры. Так что не верьте легендам о короле Артуре, рыцари которого сражались на турнирах, поражая друг друга копьями с разгона. В шестом веке это было принципиально невозможно.

Мореплавание. Большие белопарусные корабли издавна являются неотъемлемым романтическим элементом (псевдо)исторический прозы. Однако все далеко не так просто, как хотелось бы авторам. Способность создавать большие корабли напрямую зависит от технологического уровня цивилизации. Примитивные народы просто не в состоянии создать что-то серьезное. Как правило, на их однопалубных кораблях окажется одна мачта, причем не с прямым или косым, а с треугольным парусным вооружением, не позволяющим развивать большие скорости и не дающим хорошей маневренности. Основным движущим средством таких кораблей является не столько ветер, сколько весла. При этом постройка крупнотоннажного корабля требует огромного напряжения сил и не менее огромного вложения средств и недоступна небольшим государствам в силу чисто технических и финансовых причин.

Религия. Два ярко выраженных типа религий в фэнтези - это классическое христианство и язычество.

Использование христианства зачастую вызывает откровенное недоумение. Христос-мессия, крест (как символ и как жест) и тому подобные элементы однозначно привязывают действие к нашей реальности. Для возникновения христианства требуется как минимум иудаизм (и в особенности - уникальное для последнего понятие мессии) в качестве бэкграунда, римский обычай распинать пленных на крестах как декорация первого плана, а также человеческое воплощение Единого Бога, соединяющее первое и второе. Крайне сомнительно, что эти элементы могли сойтись воедино в мире, радикально отличающемся от нашего историей и набором культур. Однако авторы-христиане, загнанные в жесткие рамки своей религией и зачастую малообразованные в исторических вопросах, о таких вещах не задумываются. Христос - он и есть Христос, крест - символ на все времена, а потому фантазировать на эту тему - ересь и кощунство... Так рождаются оксюмороны.

С язычеством проще. Египетские, римские и греческие, а в России заодно и славянские боги многократно и подробно описаны в литературе, изучаемой в том числе и в школе. Это позволяет конструировать новые пантеоны по образу и подобию реальных. Но поскольку большая часть авторов была явно или неявно воспитана в рамках христианской культуры, при создании языческих миров они, сами того не замечая, используют в них элементы христианства. К таковым относятся, например, нечисть, боящаяся креста, сожжение ведьм/колдунов, разговорные восклицания типа "черт!" или упоминания (буквальные) ада или рая, при том, что ни одна религия описываемого мира таких понятий не содержит.

Власть. Читая многие тексты, недоумеваешь - а где, собственно говоря, власть в данной стране? Хотя автор явно декларирует феодализм или абсолютную монархию, его герои путешествуют по стране, не сталкиваясь не то что с солдатами или хотя бы полицейскими, но даже и со сборщиками налогов. Между тем, сильная централизованная (или сильная феодальная) власть всегда жестко контролирует своих подданных и свои земли, в первую очередь - с помощью грубой силы. Свободное перемещение простолюдинов в таких условиях обычно ограничено, в ходу всевозможные паспорта и подорожные, а дороги контролируются вооруженными отрядами (зачастую преследующими банальную цель - использование служебного положения для личного обогащения). Никому не знакомый парень, по внешнему виду - явный иностранец, тем более - женщина, и уж вне всякого сомнения - вооруженная и оборванная компания немедленно вызовут пристальное внимание со стороны местных блюстителей порядка - вплоть до превентивного ареста до выяснения личности (т.е. навсегда). Причем это относится не только к "хорошим", но и к "плохим" героям. Власти все равно, кто и зачем мутит воду. Инстинкт самосохранения заставит ее с равным усердием охотиться и за эмиссарами Белого Совета, и за лазутчиками Черного Властелина.

Не сможет в таких условиях жить спокойно и сам Черный Властелин. В силу своей природы он представляет явную опасность для пирамиды власти, а потому неминуемо окажется либо инкорпорирован в нее (и начнет играть по общим правилам), либо уничтожен экономическими и военными методами. Просто сидеть в своем замке и строить мрачные планы ему никто не позволит. Кстати, забывать про экономику совсем не стоит. Описания выжженной и бесплодной пустыни Мордора с многотысячными армиями Саурона впечатляют, но и заставляют задуматься - а чем, собственно говоря, питаются эти ребята? Подножными пылью и щебенкой? Судя по карте, озеро Нурнен с его плантациями находилось далеко на юго-востоке...

Современное стрелковое оружие. Еще один модный прием в современной фэнтези - это вооружить примитивных дикарей бластерами и пулеметами. Что ж, орды викингов с лазерами наперевес впечатляют, однако и заставляют вспомнить простой факт: оружие неплохо бы иногда перезаряжать. А чем? Патроны заканчиваются, батареи и аккумуляторы разряжаются (причем даже если их не задействовать - саморазряд всегда отличен от нуля). Так что найденный где-нибудь в пустыне склад Оружия Предтеч не поможет дикарям завоевать мир - просто потому, что оно откажется стрелять. Потребуется как минимум энергостанция для подзарядки или другой завод по производству боеприпасов. Но поскольку от владельцев такой опорной станции будет зависеть победа или поражение в войне, в первобытных или средневековых декорациях это неминуемо приведет к их перерождению в новый центр власти. Однако обычно в фэнтезийных текстах ничего такого не происходит. Именами королей и баронов, названиями городов и континентов такие тексты просто пестрят, но ни одна энергостанция в них никогда не фигурирует.


Заключение

В этой статье фигурируют лишь наиболее распространенные ошибки и стереотипы современного массового сознания, многократно замеченные автором в самых разных местах. На деле же их список куда больше. Вообще говоря, я не имею ничего против их использования - при условии, что автор осознает, что делает, и может обосновать свои построения хотя бы сам для себя (желательно, правда, и для читателя). Главная же мораль сей сказки такова: чтобы завоевать уважение окружающих, мало намешать в свой текст красочных эпизодов - сражений, изобретений, детективных элементов. Именно проработка мелких элементов, исключение противоречий, создание реалистичных декораций создает автору больше всего проблем. Не обязательно заниматься такими вещами, чтобы продать пару тысяч покетбуков о приключениях Конана Железной Руки или Великого Хакера Васи Пупкина. Но если интересы Литературы вам небезразличны, если вы стремитесь не только бездумно развлечь читателя, но и чему-то научить его, открыть новые горизонты, то ваша судьба - читать энциклопедии и учебники. По истории, философии, физике, химии, логике - хотя бы на школьном уровне. Иначе - увы, но вашему тексту суждено уйти в небытие почти сразу после выхода.

Читайте энциклопедии, друзья - ведь это, черт побери, интересно!






Алмазы

Читать далее
Сказочные работы художницы Foxfires

Читать далее
Ирбисы


Читать далее

Автор поста
Lira {user-xf-profit}
Создан 14-05-2008, 09:57


454


38

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Rowan
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 14 мая 2008 12:55

    Во-первых, это полезно тем, кто сам хочешь писать, чтобы избежать подобных ошибок, во-вторых, это полезно всем кто читает подобных авторов, чтобы не попадаться на удочку романтического фентази, а уметь трезво оценить качественный автор перед тобой или так лоботряс, старающийся заработать побольше денег. Иной раз читаешь книжку и прям бесишься, что элементарные детали не продуманы. Что ляпов, конечно много, а если говорить о качестве переводов, дак вообще....


    Именами королей и баронов, названиями городов и континентов такие тексты просто пестрят, но ни одна энергостанция в них никогда не фигурирует.

    Ох, верно, и не только энергостанции... А многое многое.


  2.       Faron Mizzrim
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 14 мая 2008 13:35

    Слушай ка милейший(ая) мне интересы литературы небезразличны, а потому примите к сведению, и в энциклопедиях бывает чушь, потому как рыцарь может драться двуручным мечом, только если спешится. Представим себе как он будет управлять таким дрыном одной рукой учитывая то что другой он держит щит и поводья??? Бред. Вы сами себя опровергаете. И ещё если доспех такой тяжёлый то от него отказались бы сразу, в то время всё было продумано, иначе как 18 летняя Жанна д'Арк при штурме Орлеана лезла на стены. Ересь, отдаёт какой-то советчиной, типичные тупые представления "мол рыцарь это такой мужик которого если с ног сбить мол сам не встанет". Хочется узнать сам автор в доспехи залезал или просто очень языком почесать захотелось??? Хочется также обратить внимание на придирки автора сего "поста" насчёт Толкиена: мол орки чем питались, и прочий бред, если разобраться всё можно обьяснить а не придираться по пустякам! Да согласен, в фэнтези книгах бывают моменты когда "в припадке от смеха биться хочется" но к вашему сведению любезный, Толкиен сам был прфессором по истории средних веков и автор многих монографий. При всём том в этом посте почти не было конкретных ляпов конкретного автора, а только что-то образное. Единственное в чём здесь действительно есть смысл так это в том что не обязательно в фэнтези добавлять христианство. А вцелом отдаёт недоделанной работой, плагиатом и советчиной. Дурацкий пост.


  3.       Черный Ангел
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 14 мая 2008 15:38

    Всё хорошо но я читать не люблю!!!!


  4.       Dream
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 14 мая 2008 16:23

    Faron Mizzrim,
    По большому счёту я с тобой согласен, но,хочеться заметить, что Если уж двуручник использовали, то 100% без щита. На коне он тоже вполне эвективен, только если использовать его как пику, а не как ту же саблю. Конечно им на коне непомахаеш. Только коню голову отрубиш. А то и ноги себе. =)

    А в посте пишут, что двуручники неудобны? Точно враньё. Тоисть как... Они то конечно человеку, кто умеет пользоваться только шпагой явно неудобны, громоздки, тяжелы, цепляються за всё подряд и т.д., но, вспомнив того же варвара, не стоит забывать и о том, что в книге, я тоже на 100% уверен, пишеться, что этот самый варвар обладал недюжиной силой и роста был - гиганского. Вот от сюда и пляшите. Тут уже и двуручный хорошо цепляеться, да и покрутить он может им. А если ещё учесть, что это он не в первый раз его взял, а крутит им всю жизнь, то и выходит, что так лихо крутить ему большого труда несостовляет. К тому же двуручник - не для фехтования. Он больше для сокрушения. А махать нужно, опять таки, раз хорошо замахнувшись, а потом крутить его по инерции, как мельница и только когда будет подходящий момент - крушить. Конечно трудно, почти невозможно, но реально. Очень даже.


    ....
    По поводу арбалетов. Опять с автором несогласен, ведь, как правило, расстреливали именно бронированых противников, а не по крестьянам. Это как пушкой по воробьям. И так понятно. Конечно есть и исключительные люди, которого непонимают этого, но я говорю о гораздо большем количестве авторов которые пишут правильно. Я лично ниразу не встречал, по крайней мере не помню, что бы кто-то писал как арбалетчики по крестьянам лупили. Только если забавы ради. Да и стреляли они, как сказали выше "очередями" в силу того, что сначало стрелял 1 ряд, потом второй, потом третий, и т.д. Вот и выходило, что как очередями. А очередей,кстати, было немного. Опять таки невидел ещё ни в одном произведении, что б арбалетчики пол армии расстреляли. 2-5 залпов. неболее. И, да, они были немногочисленны. То что пишет автор статьи - выдумка. Я такого не встречал. Нигде.
    На счёт лука и арбалета, и кто там кого победил: тут можно и по другому соревнования построить. Обоих в броню и кто кого первый убьёт. Арбалету - пофигу куда стрелять, а вот стрела доспех не пробьёт. Лучник должен быть мастером своего дела, что б успеть попасть в сочленение доспеха. (а ещё учтём , что он в доспехах, тут ещё попробуй натяни тетиву)
    Про доспехи ничего сказать немогу. Может так оно и есть. Хотя, всётаки, это фэнтези. Как автор гоыорил в начале, этот мир только напоминает наш. Или есть аналогом, но не точной копией. Может там и возможно было одесть войско в сверкающие доспехи. Кто знает? =)
    По поводу стремян... может и так. Да видмо, я автора непонял. Только под конец понимаю, что он пишет не про фэнтези, с вымышлеными мирами, а про средневековое фэнтези. А в той же книге перумова - стремяна могли появиться когда автор сочтёт нужным. Как в прочем и в остальных.


  5.       Ektelion
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 14 мая 2008 16:49

    насчет доспехов - да, это правда. вес до 30кг, крайне малая поворотливость и скорость и т.п. с другой стороны, лично мне еще не встречалось читать о закованных в доспехи рыцарях, которые догоняли бы кого либо пешком.

    о двуручниках, как было уже сказано
    Цитата: Dream
    этот самый варвар обладал недюжиной силой и роста был - гиганского....

    согласен на все 100. единственное что меня задевает, но это уже по поводу фэнтезийных рисунков - меч шириной в две долони и длиной около человеческого роста, при том что рукоять в длину как раз на хват обеими руками и еще чуть-чуть. такого меча поднять (а тем более худенькой красавице) просто нереально.

    в основном мне статья понравилась.. Dream, насколько я понял, речь как раз о том и идет, что не рыцари палили из арбалетов по крестьянам, а наоборот fellow

    ах да, чуть не забыл.. Толкина читать надо, а не по фильмам изучать! в книге Темный Властелин как раз и не собирался превращать все в пустыню, там хорошо просматриваются экономические выгоды. вот так..


  6.       Dream
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 14 мая 2008 16:54

    Ektelion,
    Ты читал книга где кристьяне палят из арбалетов? Я - нет. Да я и не о том кто в кого стреляет. В любом случае арбалет действеннее лука против панцирника. Особенно в руках у крестьянина который лук в руках не держал никогда. Ну или херовато им владеет.


    И дополнение к моему предведущему посту:
    Варвары с бластерами.... чувак, что ты читаеш??? Я бы сам с удовольствием почитал. =) Наверное интересно. =)
    Вообщем, мне кажеться, что данный пост очень противоречив.


  7.       Rowan
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 14 мая 2008 17:39

    Согласна, данный пост очень противоречив. И косяков полно.
    И про Толкина он вообще зря написал.
    Но советы и пища для размышлений о том какие типичные ошибки, все равно хорошие. Есть над чем задуматься..

    О доспехах, для Дрима и других. :)
    Пластинчатые боевые доспехи - они легкие и удобные. Они легче, чем кольчуга. 30 кг, для веса доспеха-это нереально. Такого не было. Максимум 10-15 кг. Иначе не эффективно и необосновано.
    В средневековье, люди были практичнее, и по лесам с луками не бегали, с криками: "Мочи орков!"
    30-50 кг-такие доспехи все-таки были, но были:
    1.Турнирные
    2.Для красоты в залах (помните такие истуканы-стражи)
    Кожаные куртки с металлическими наклепами тяжелее обычной кольчуги.
    А в кольчуге или в пластинчатых боевых или в бахтерце нормальная хрупкая девушка ходить и даже бегать может. Вес распределяется по телу.


  8.       Lira
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 14 мая 2008 19:19

    Цитата: Faron Mizzrim
    Хочется также обратить внимание на придирки автора сего "поста" насчёт Толкиена: мол орки чем питались, и прочий бред если разобраться всё можно обьяснить а не придираться по пустякам! Да согласен, в фэнтези книгах бывают моменты когда "в припадке от смеха биться хочется" но к вашему сведению любезный, Толкиен сам был прфессором по истории средних веков и автор многих монографий. При всём том в этом посте почти не было конкретных ляпов конкретного автора, а только что-то образное.

    Толкиена глубоко уважаю и очень люблю.
    Цитата: Faron Mizzrim
    И ещё если доспех такой тяжёлый то от него отказались бы сразу, в то время всё было продумано, иначе как 18 летняя Жанна д'Арк при штурме Орлеана лезла на стены.

    А Вы думаете что Жанна д`Арк была хлипкой? Тогдашние девушки не уступили бы и нашим качкам. Не то, что большинсву обычных парней. Вы сами попробовали потрудиться в наше время так, как трудились тогда. И не только мужчины. К тому же, дума, что доспех у нее был все же улегченный.


  9.       Rok
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 14 мая 2008 19:48

    Faron Mizzrim, у меня скромненький такой коментарий. Я сам в доспехи залазил, даже сам их делал. Так вот датся и лазить по стенам в доспехе можно, но сложно. И ещё могноло-татарин, когда был на лошади обновременно держал в руках поводья, плетку, лук и стрелу( ещё одну в зубах). Так что многое может оказатся и правдой.


  10.       Elen Spelmen
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 14 мая 2008 21:12

    мда...поддерживаю других пользователей...


  11.       Irena
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 15 мая 2008 13:28

    Многое писать не буду, скажу честно с 30% текста можно поспорить, но с 70% можно согласиться с легкой душой co


  12.       Immeistorunn
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 17 мая 2008 15:50

    Лично мне все равно, что из того, что пишет автор фентези реально, а что нет. Это их мир и все! Речь же идет не о документалке, где подробно описываются бои с максимальной приближенностью к реальности! Это мир-мечта автора! Может там все по другому? Например тот же легчайший мифрил из ВК. Может там для мечей какой то аццкий метал, который легкий, как пушинка? Зачем этот пост? Еще раз повторяю, зачем относиться к фентези, как к документалке? Вы бы еще написали, что существование в их произведениях троллей, эльфов и т.п. это бред ибо таких несуществует!

    ИМХО Эта тема никому не нужна.


  13.       limA8
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 18 мая 2008 01:03

    Dream,
    На коне он тоже вполне эвективен, только если использовать его как пику, а не как ту же саблю. Конечно им на коне непомахаеш. Только коню голову отрубиш. А то и ноги себе. =)


    bjbjay


  14.       KOT
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 20 мая 2008 22:56

    Если ты это писал повесить на перекрёстке тебя надо, ты хоть думай что ты пишешь, и читай не глазами


  15.       SoHoneyGirl
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 19 июня 2008 16:58

    разоблачение прям winked а мне и с ляпами читать тоже интересно, т. к. я по большей степени не разбираюсь в постройке кораблей wink


  16.       Diamanda
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 13 июля 2008 08:45

    Dream,Rowan, полностью согласна! Хоть и полно чуши, но извлечь из этого уроки можно.

    Immeistorunn, да и с тобой тоже в акой-то мере соглашусь.


  17.       MarGo
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 29 августа 2008 22:42

    Согласна со всеми fellow


  18.       dehumanizer
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 28 сентября 2008 16:49

    Статейка, конечно. бредовая. Много ляпов. Всё то, что описал сей автор относиться к человеку и всем его изобретениям, а вот, к примеру, у эльфов, вполне может быть свободное хождение по стране каких угодно существ, так как не изучают нигде историю средневековых эльфов


  19.       Черная Птица
    Путник
    #19 Ответить
    Написано 4 декабря 2008 10:17

    Даже не знаю, что сказать... Для меня ляпы в фэнтэзи крайне редко связаны с длиной и историческим соответствием клинка, хотя над этим можно похихикать =)


  20.       Эспора
    Путник
    #20 Ответить
    Написано 20 декабря 2008 15:06

    согласен с Irena 70/30


  21.       polumna
    Путник
    #21 Ответить
    Написано 29 января 2009 11:55

    Не плохо.


  22.       Симуран
    Путник
    #22 Ответить
    Написано 2 февраля 2009 14:02

    Все-таки в фэнтези попадается очень много ляпов, и никакими "это его мир" наличие конных арбалетчиков не объяснишь.


  23.       Флоримель
    Путник
    #23 Ответить
    Написано 17 марта 2009 11:13

    полезный пост, но не совсем все же корректный. такие вещи надо писать не в одиночестве, чтобы самому не наделать ляпов, и это долгая работа и кропотливый труд.


  24.       Сэн
    Путник
    #24 Ответить
    Написано 31 марта 2009 14:57

    Вот и встретилась мне на "Дриме" вменяемая статья. Автор - молодец, и всяческий ему респект. А детишкам, которые книжки не умеют читать и кроме своих заблуждений уперто ничего не видят, должно быть стыдно. Спорные позиции в посте есть, но в целом он достаточно полезен и познавателен.

    Высказывание пользователя Immeistorunn вообще убило наповал. Не дай бог, он начнет писать сам... удушить неплохо бы для профилактики.


  25.       Domino
    Путник
    #25 Ответить
    Написано 20 мая 2009 23:56

    Согласна с Immeistorunn наполовину.
    Нет, ну честно. если вспомнить, то у многих авторов, наука пошла вперед, выдумывая новые виды оружия.
    Давайте раз мы читаем фантастику - воспринимать ее как фантстику. Ведь углубляясь, мы легко поймем что с магией там не то, да и эльфов по улице не встретишь.
    Не будем превращать волшебный мир в серую обыденость.
    С несколькими ляпами согласна. Но не про двуручник, и тем более про арбалет. Аффтору советую последнее самому подержать, и перечитать внимательно описание данного оружия у фантастов.
    Но это все мое ИМХО


  26.       Marcus
    Путник
    #26 Ответить
    Написано 25 мая 2009 21:19

    Вы забыли одно,это фэнтези ,а не историзм.


  27.      Пользователь offline Аннаэйра  
    Волшебник
    #27 Ответить
    Написано 25 июня 2011 20:04

    Ну, ошибки в различных видах оружия, а также в их использовании (ношении, изготовлении...) - дело вполне обычное, и, признаться, именно поэтому я оружие попросто НЕ ЛЮБЛЮ. Предпочитаю обходиться без него, зубами и когтями.



Добавление комментария


Наверх