Ночь в одиноком октябре
Ночь в одиноком октябре

Сюжет

Книга посвящена Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конану Дойлю, Г. Ф. Лавкрафту, Рэю Брэдбери, Роберту Блоху, Альберту Пейсону Терхьюну и создателям многих старых фильмов.

Итак, повествование ведется от лица сторожевого пса Снаффа (Нюха). Очень интересный и вежливый персонаж - представляется в самом начале книги и вводит читателя в курс дела. Снафф спешит сообщить все самое важное о себе и о своем хозяине Джеке:



Собственно говоря, мы — хранители даже нескольких проклятий, но наша работа очень и очень важна. Я, например, должен еще сторожить Тварь-в-Круге, Тварь-в-Гардеробе и Тварь-в-Паровом-Котле, не говоря уже о Тварях-в-Зеркале. Когда они пытаются вылезти, тут-то и вступаю в дело я — дом превращается в один из кругов Ада. Но они боятся меня. Не знаю, правда, что б я делал, реши они выбраться наружу одновременно. Но работенка не пыльная, хотя порыкивать приходится частенько.



Эти самые твари заинтриговали меня с самого начала, но о них позже. 

Речь пса (как ни странно это звучит) проста, но занимательна. Он вмеру ироничен и вмеру серьезен. Книга читается легко даже по сравнению с "Хрониками Амбера". Сюжет захватывает с самого начала. Почему? Да, потому что:

Во-первых, с самого начала книги все герои (коих весьма трудно запомнить) толкуют о какой-то загадочной Игре. Причем говорят так, будто всем и так понятно, что это, собственно, за Игра. Поэтому приходится бедному читателю саму по ходу дела разбираться - ловить каждую незначительную деталь, каждое слово, будто бы случайно "оброненное" автором. Ведь все что угодно может послужить разгадке в дальнейшем! За это я и люблю книги Желязны - он постоянно держит тебя в напряжении, не раскрывает всех карт сразу. Заставляет думать вместе с героями над разгадками тайн, в которых ты, по большому счету, ничего не понимаешь. Но хочется ведь узнать все!

Во-вторых, читателя захватывает детективная история. Снафф непрерывно бегает по окрестностям (живут они с хозяином неподалеку от Лондона) и меняется информацией с такими же животными, как и он сам - спутниками игроков... И снова всплывает эта Игра, о которой так ничего и неизвестно!

В-третьих, сюжет развивается стремительно и захватывающе - только и успевай запоминать имена героев, собирай по крупинкам заветную информацию. Ведь Снафф с хозяином не просто бездельничают - по ночам они выходят на работу. Что же ищут они в ночи? Почему их преследует полиция во главе с человеком, которого, ни больше, ни меньше, называют Великим Сыщиком? Их похождения всякий раз заканчиваются удачей, но частенько сопровождаются испуганными криками женщины. Или, иногда, они отправляются на кладбище, и тогда вокруг стоит поистине гробовая тишина...

В-четвертых, эти самые Твари, которых так самозабвенно охраняет Снафф, сторожевой пес. Мне они почему-то никак не давали покоя (но, вполне возможно, это просто разыгралась моя бурная фантазия - ну разве могут они сыграть важную роль в произведении? Или, все же, сыграют?). Хотя, наверное, больше всего меня поразили их имена: Тварь-в-Круге, Тварь-в-Гардеробе...

Разговор с ними:



Дождливый день. И ветреный к тому же. Я накручиваю круги по дому.

— Здорово, Кабысдох.

— И вам того же.

— Привет, Твари.

Шурш, шурш.

— Как насчет того, чтобы выпустить меня?

— Ага, сейчас.

— Мои день еще придет.

— Но сегодня, увы, день не твой.

Все как обычно. Все, вроде бы, в порядке.



В-пятых, книга делится на тридцать две главы: каждая соответствует одному дню в октябре + вступление. Получается, будто пес ведет дневник, и читатель не пропускает ни одного события.

И, наконец, в-шестых, герои, в которых быстро начинаешь узнавать знакомых тебе персонажей, таких любимых и далеких одновременно...

Герои


ИГРОКИ


Каждый игрок является либо закрывающим, либо закрывающим. Что это значит, и кто есть кто Вам предстоит узнать.

 

Джек - хозяин Снаффа. Владеет артефактом - волшебной палочкой. Он часто выходит ночью со Снаффом собирать ингредиенты, необходимые для участия в Игре. По описаниям сторожевого пса понятно, что он вежлив, обходителен, спокоен и опытен. Судя по всему, побывал не в одной Игре и точно знает, что делает. Со Снаффом обращается, как со старым другом, всегда внимателен к нему. Характер определить довольно сложно - в книге по большей части описываются приключения сторожевого пса, а не игроков, но понять, что Джек - очень опасная личность, можно легко. Прототип - Джек Потрошитель.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Сумасшедшая Джил - интересная барышня. При ближайшем знакомстве оказывается очень даже здравомыслящей особой. Сразу находит общий язык с Джеком и часто с ним встречается. И хотя Джек и Джил догадываются, что приняли разные стороны, они продолжают с удовольствием встречаться. Женщина тоже имеет в своем расположении волшебную палочку.

Джек и Джил - главные герои стихотворения из "Сказок Матушки Гусыни".

 

 

 

Моррис и Мак-Каб - игроки и соседи Джека со Снаффом. Они одними из первых начинают пытаться устранить соперников. О них самих известно мало, а вот их спутник хорошо знаком со сторожевым псом. Прототипы - Уильям Берк и Уильям Хей.

 

Граф появляется несколько позже других игроков и сразу спутывает все расчеты Снаффа. Дело в том, что, чтобы вычислить, на каком месте произойдет Игра, необходимо принять во внимание местоположение жилища каждого игрока. А вот у Графа, как оказалось, домов несколько. Днем он не появляется на людях - прячется в пещере, в самом настоящем гробу. Ночью его тоже сложно найти. Вот только в городе фиксируют странные смерти - тела полностью обескровлены. Конечно, не составит труда догадаться, что Граф - это граф Дракула, самый знаменитый из ныне живущих вампиров. Владеет магическим перстнем.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Старик Оуэн (Снафф его еще называет Друидом) - пес довольно быстро понимает, что он - тоже игрок. Вызывает у меня негативные чувства, хотя его роль в романе не самая значимая. Пытался отравить Снаффа, подкинув ему мясо с ядом, но пес не настолько глуп, чтобы купиться на такое сомнительное "лакомство". Артефакт - серп.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Растов - странноватый человек, родом из России. Часто пьет, почти не контактирует с другими игроками. Когда Луна начинает расти, сложно увидеть его в трезвом состоянии. Прототип - Григорий Распутин, артефакт - икона Альхазреда.

 

Над домом Дорогого Доктора постоянно висит грозовая туча, и дождь льет как из ведра. В старом особняке, за плотными занавесками, проводятся жуткие опыты и эксперементы. Вот кто настоящий затворник! Вообще не обращает внимания ни на соперников, ни на их спутников. Он полностью погрузился в работу со своим помошником. Создает Эксперементального человека, от которого веет настоящей смертью. Эксперементальный человек иногда выходит на улицу, и тогда создается такое впечатление, будто у него разум маленького ребенка. Об артефакте Доктора ничего не известно. Прототипы - доктор Франкенштейн, его слуга Игорь и монстр Франкенштейна.

 

Ларри Тальбот - тоже появляется далеко не сразу, но тут же предлагает свою помощь Джеку. Миролюбивый характер, привлекательная внешность. Снафф, доверясь своим чувствам, рассказывает Ларри, на чьей они с хозяином стороне и ни разу об этом не жалеет. Сложность заключается в том, что Тальбот сам не знает, относить ли его к игрокам. И что же делать с расчетами?

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Викарий по мнению Снаффа просто фанатик. Вбил себе в голову, что вокруг творятся темные дела (что, по большому счету, чистая правда!) и гоняется за всеми спутниками игроков с арбалетом. Особенно его донимает летучая мышь Игл - спутник Графа. Викарий и сам явно занимается какими-то темными делами, но это не мешает ему обратить внимание полиции на место, где собрались игроки. Тут последние, несмотря на то что фактически являются врагами, проявляют чудесную слаженность - все в один голос твердят, что все хорошо, и что они ни о чем не знают.

 

Великий Сыщик и его помошник - думаю, сразу понятно, что это Шерлок Холмс и Доктор Ватсон (Уотсон) соответственно. В Игре не участвуют, но оказывают большое влияние на ее ход. Очень скоро Снафф начинает подозревать, что Сыщик знает много о делах игроков и о самой Игре, не говоря уже о том, что он точно представляет себе, кто стоит за недавними престунлениями в Лондоне. Помешает ли Детектив Игре, или останется в тени?

 

СПУТНИКИ

 

Снафф, как уже сказано выше, является спутником Джека. Он же следит за разными Тварями, томящимися в своих "темницах". Еще именно он занимается расчетами места проведения Игры. Со всеми животными разговаривает вежливо, но очень осторожен в общении с ними. Доверяет только кошке Серой Дымке, как это ни странно.

 

 

 

Серая Дымка - спутница Сумасшедшей Джил. Имеет достаточно мягкий характер и очень острые коготки. Как и любая другая кошка обажает мышей, крыс и птиц, от чего многие другие спутники явно не в восторге.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Ночной Шорох - сова, помошник Морриса и Мак-Каба. На мой взгляд, подлая птица, но информацией меняется охотно, да и к Снаффу не лезет - клюв маловат. Шпионит в основном ночью, когда игроки выходят на промысел.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Игл - летучая мышь. Самый загадочный из зверей. Обычно, днем спит возле гроба Графа, но иногда солнечный свет застает его врасплох, и тогда приходится ночевать в другом месте. Порядочный, если можно так выразиться, игрок.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

 

Трескун - белка, спутник Оуэна. Немного нервный тип. Тоже часто бегает по округе в поисках информации. Но у него есть своя тайна, о которой еще только предстоит узнать Снаффу.

 

 

 

Позец - змея Растова. Он ужасно волнуется за своего хозяина, небезосновательно полагая, что пьянство к добру не приведет. Часто оказывается весьма полезным Снаффу, охотно объединяется с другими игроками.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Бубон представляется другом Дорогого Доктора. Начинает свое знакомство со Снаффом тем, что без приглашения входит в его дом, о чем потом жалеет. Необычайно хитрый крыс со своими тайнами. Появляется в самых неожиданных местах.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Текила - ворона-альбинос, появившаяся к середине Игры. Сыграет свою роль в романе.

 

Ночь в одиноком октябре

 

 

Интересные факты

Название роману дано по строчке из стихотворения Э. А. По «Улялюм».

В русских переводах существовали различные версии названия: так, у Н. Ибрагимовой роман называется «Тоскливой октябрьской ночью…» , а у А. Жикаренцева «Ночь в тоскливом октябре» (в переизданиях его перевода встречается вариант «Ночь в одиноком октябре»).

 

Различные детали (такие как участие «Великого детектива», чей прототип — Шерлок Холмс, и отсылки к убийствам Джека Потрошителя) показывают, что время действия романа — викторианская эпоха. В этот период единственное совпадение Хэллоуина и полнолуния в районе Лондона по данным Королевской Гринвичской обсерватории — это осень 1887 года.

При дальнейшем изучении исторических данных о лунных циклах в этот период времени показывает, что в Англии полная луна (в данном случае, голубая луна, то есть это — вторая полная луна в том же месяце. Естественно, что для всех Хэллоуинов во время полнолуния луна является «голубой».) появилась в 21:31:08 по Гринвичу в понедельник, 31.10.1887. Первое полнолуние в этом же месяце было ранее, в воскресенье, 02.10.1887. В таком случае, следующая встреча Игроков для Игры должна была бы произойти на Хэллоуин, 31.10.1925.

 

В романе используются сюжеты Лавкрафта, связанные с пробуждением Древних. В нём упомянуты Ньярлатотеп, Шаб-Ниггурат и другие персонажи мифологии Ктулху.

Один из артефактов также соотносится с мифологией Ктулху — икона Альхазреда.

 

Желязны в очередной раз удивляет читателя своей начитанностью и знаниями в совершенно разных областях науки. Миры, созданные им ни на что не похожи, а герои неповторимы. Читать интересно людям разного возраста, так что можно с чистым сердцем назвать его гением ХХ века.

 

Об авторе

 

 

Роджер Желязны, один из самых любимых и знаменитых писателей периода, последовавшего за «Эстоудинг» Кэмпбелла, скончался 14 июня 1995 года в больнице Сент-Висент, Санта-Фе штат Hью-Мексико от почечной недостаточности, вызванной раком толстой кишки. Ему было 58 лет.

Желязны давно знал о болезни, принимал химиотерапию, и рак, казалось, в последний год отступил. Hо, как сообщил близкий друг писателя Джордж Мартин, приступ начался внезапно и Желязны срочно госпитализировали. Через день он умер. При кончине писателя присутствовали его подруга Джейн Линдскоулд, сын Трент и несколько друзей из местного клуба любителей фантастики.

Роджер Желязны вместе с Сэмюэлем Дилени, Урсулой ле Гуин, Томасом Дишем, Харланом Эллисоном и Hорманом Спинрадом ворвался в научную фантастику в начале шестидесятых годов. Джудит Меррил окрестила «новой волной» американской фантастики творчество этих столь разных авторов. Роджер оказался самым плодовитым из них, продав только за первый год, целиком посвященный литературе, 16 рассказов и еще несколько десятков за последующие до того, как в конце шестидесятых переключился на большую форму. Первую свою премию «Хьюго» он получил за повесть «Роза для Экклезиаста» (1963), а в 1965 году его ждал полный успех — еще одна премия «Хьюго» и сразу две «Hебьюла». Впоследствии писатель любил вспоминать, что этот «внезапный» успех последовал за тринадцатью годами отказов и публикаций лишь в студенческих литературных журналах. В 1974 году через 12 лет после выхода в свет своего первого рассказа он был приглашен в качестве почетного гостя на Всемирный конвент любителей фантастики.

Hесмотря на трагически раннюю смерть, Желязны оставил заметный след в англоязычной фантастике. Даже не самые удачные его книги представляют интерес для читателя. Ему были посвящены три критических исследования: Карла Йоука (1979), Теодора Крулика (1988) и Джейн Линдскоулд (1993), а также несколько развернутых биографий. Вероятно, их будет гораздо больше.

Выступая от имени семьи, Джордж Мартин сделал первое сообщение о смерти писателя, заметив, что перед смертью тот высказался за прощальный вечер в кругу друзей, а не церковное отпевание, и объявил, что поминки состоятся дома у Фреда и Джоан Саберхагенов. По желанию писателя тело будет кремировано. Памятный вечер и чтения состоятся на Всемирном конвенте любителей фантастики в Балтиморе. Джордж Мартин закончил свое сообщение словами: «Роджер был гигантом, не просто одним из замечательных писателей, когда-либо творивших в этом жанре, но и добрейшим, милейшим человеком, быть знакомым, с которым имел счастье».

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!








Погребённые заживо

Читать далее
Не желай сверх меры

Читать далее
Работы Barnali Bagchi

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 20-12-2021, 08:00


403


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх