Погребённые заживо
Погребённые заживо

или

Спасательные работы в Торгашинской пещере 23 ноября 2001 года.

 Хорошо жителям Красноярска – к их городу примыкают сразу три карстовые участка. И ещё знаменитые на весь мир скалы Красноярские Столбы. Поэтому лазание по сложностям – красноярский "национальный спорт”. Правда, здорово?!


Теперь ближе к делу. 21 ноября 2001 года рано утром местные любители подземных обителей Сергей Давыдов и Игорь Орловский отправились в Торгашинскую пещеру. На один день. С твёрдым намерением вечером быть дома. Что это за дыра такая и какие в ней достопримечательности? А вот какие. Вход в Торгашинскую пещеру – провал в земле размером 12 на 16 м, глубиной – 68 м. Точнее, на глубине 38 м будет большая площадка, так что можно сказать, что вход в Торгаш – это два колодца один за другим. А следом за ними начинаются уже настоящие сложности, узости и мерзости, в которых без навыков скалолазания и умения просачиваться сквозь нечеловечески узкие "гномьи” ходы делать нечего. Общая протяжённость всех ходов Торгаша – 3 км, а глубина – 176 м. Большая часть ходов – вертикальные. Глубина самого большого колодца 90 м. Красивостей типа сталактитов почти нет, зато стены кое где "украшены” табличками с именами погибших.

Чтобы увеличить изображение до размеров экрана, кликните по нему мышкой.

Погребённые заживо

Погребённые заживо

Так вот, значит, потопали Давыдов с Орловским в этот самый Торгаш. Вышли из автобуса на краю города близ кладбища. Перед тем, как выкинуть билетики в урну, Сергей случайно на них глянул:

– Смотри! Номера начинаются на 666!

– Я не суеверный, – ответил Игорь, – это просто порядковый номер, и всё.


– Да я тоже не суеверный, – пробормотал Серёга, отправляя их в урну, – просто интересно. А может ли это сатанинское число быть предзнаменованием? Я ведь обычно на автобусные билеты никогда не смотрю. 

Игорь промолчал, начиная делать первые шаги на Торгашинский хребет –долгий нудный подъём.

Проходя мимо "города мёртвых”, наши спелики столкнулись с двумя бродягами, сидевшими у могилки и что-то соображавшими.

– Вы куда? На речку Базаиху? – поинтересовались дяденьки заскорузлого вида.

– Какая Базаиха? – удивились спелеологи, – в пещеру путь держим.

– А что там делать в пещере-то? Летучих мышей пугать?

Спелики ничего не ответили и продолжили путь.

Некрополь и дачный посёлок с возвышающейся над ним Лысой горой (официальное название – не народное!) остались позади. Утренняя свежесть заснеженного леса давала заряд бодрости. Шесть километров пути остались позади. Показался долгожданный скальный выступ. И метров через сто – гигантская воронка в земле и крытый оцинковкой навес со столиком. Тпру!.. – приехали. Это и есть до боли в теле знакомый Торгаш. Рюкзаки решено было не бросать наверху, а спустить в грот Снежный (– 38 м). Хотя наши путешественники не говорили бичам, в какую именно дыру направлялись, но по их виду и экипировке бомжики могли догадаться. Давыдов сказал, что его интуиция полагает, что они сюда придут.

Обвесившись "сбруями” с "железом”, аки новогодние ёлочки, полазали по милым и уютным холодным каменным казематам. А названия гротов-то какие в Торгаше классные! – Инфаркт, Инсульт, Ловушка Вставского, Обвальный, Жуткий Треугольник. Входной 68-метровый колодец в этот самый Жуткий Треугольник их и привёл. Оттуда можно было, просочившись через ход Червяк (неимоверно узкий и извилистый) вывалиться в вертикальную 8-метровую трубу Мясорубка, по которой спуститься в Ларионовскую систему ходов. Но Давыдов с Орловским же не мазохисты, чтобы там корячится на боку! Они, как белые люди, двинулись по гигантским ступеням круто наклонного (45°) хода в другую сторону.

Погребённые заживо

Погребённые заживо

Благополучно прошли над двумя провалами в Ловушку Вставского (лететь 15 метров). Грамотно просочились через очко Духовка, почти не замочив конечности в луже под боком. И оказались перед провалом в грот Большой.

Привязали 30-метровую верёвку. Глянули на начало хода 2-й Трамвай, пройдя который, можно было попасть и в Ларионовскую систему ходов, и на Дно, и в Красоту (единственное место в Торгаше, радующее очи пилигримов приятностию природных каменных изваяний). И спустились в Большой. Который и в самом деле очень Большой – в длину 80 м, в ширину до 20-и, в высоту до 30-и метров. Пол усыпан камешками величиной с дачный домик. А по окраинам – вертикальные трубы, образующие замысловатые лабиринты.

Погребённые заживо

Совершив трапезу, путники разделились. Давыдов, не доверяя дяде Петцелю [1], решил на отвесе в Большой продолжить изобретение обвязки собственной конструкции. А Орловский повесил 40-метровую верёвку и устремился вниз, в систему Призраков, которая у него, как у black-металлиста, вызвала массу приятных ассоциаций. Знаете, как приятно побыть один на один с пещерой!.. Особенно болтаясь на верёвке при выключенном свете. Описать это невозможно – надо самому прочувствовать, что даёт пещера человеку, стремящемуся к полному единению с ней.

Погребённые заживо

Погребённые заживо 

Погребённые заживо

 

Вечером наша чудная двоица направилась на землю. Дошла до Снежного и узрела скинутую верёвку. Очевидно, бичики обиделись на пещерных людей за то, что они не оставили им рюкзаки, и решили отомстить таким вот образом. Поскольку Игорь с Серёгой не являлись крутыми скалолазами, то выйти последние 38 метров без верёвки для них было невозможно. Но Орловский всё же сделал отчаянную попытку подняться скальным, хоть был в резиновых сапогах, а не в триконях. Добрался почти до перемычки (– 28 м) – стены стали резко сужаться кверху, к тому же в этом месте их покрывала ледяная корка. Тут Игорь, немного покорячившись, понял, что выйти он не сможет. Ну никак не сможет расклиниться на отрицательных ледяных стенах в резиновых сапогах. И спустился обратно в Снежный.

Погребённые заживо

Ждать спасателей решили в Большом гроте – там удобнее куковать, прыгая с камешка на камень (а как ещё греться без спальных мешков и продуктов питания?). Потому как в Снежном температура близка к уличной (-10 – -15°С), а в Жутком пол слишком наклонный – градусов 45. Да и ветерок там дует – тёплый воздух из подземных глубин поднимается вверх. В Снежном (в карабине навески) оставили записку, сообщив в ней, где следует искать окоченевшие тела двух любителей острых ощущений. Взяли из рюкзаков пенки. Съехали в Жуткий, прошли 1-й Трамвай и Духовку, откуда спустились в Большой. Там, в подземельях земли нашей красноярской, зимой и летом одним цветом – +4°С. И на глубине 120 метров наши спелики принялись бездельничать и тратить последние кадры в фотоаппарате "Зенит 122-Е”. Серёга, в своё время серьёзно занимавшийся айкидо, для экономии сил стал в позу киба-дачи и принялся согреваться дыхательными упражнениями хэй-хо. И объяснил прыгавшему с камня на камень Игорю, что он только зря расходует свою энергию. И решил обучить хэй-хо и его. Для чего прочёл ему лекцию о том, как надо чувствовать истинную позу киба-дачи, которая у каждого человека должна быть своя. Недолгую – всего на полчаса. Но Орловский оказался слишком тупорылым. Тогда Давыдов прочёл ему другую лекцию. О том, как надо правильно курить марихуану, и для каких именно целей её следует курить. Причём совершенно без толку, поскольку его напарник никогда в жизни никакие наркотики не употреблял, даже простую травку умудрился ни разу не попробовать. В общем, они там не скучали. А ещё на пенках (в уличной одежде!) можно было немного покемарить – час-полтора. Дольше дубак-колотун не позволял разлёживаться. Вот таким было их всенощное бдение под звуки капели, сильно мешавшей помереть от жажды.

Погребённые заживо

А события в городе разворачивались следующим образом. Днём 22 ноября мама Давыдова начала волноваться. Потому что её сын обещал вернуться 21-го вечером. А что такое Торгаш, она примерно представляла. Позвонила Серёгиному другу – любителю пещерных фотосъёмок отставному майору ПВО Виктору Черкаускасу. Тот поднял на ноги любителя подземных видеосъёмок – отставного полковника Юрия Андрианова. И растормошил самого Игоря Николаевича Бурмака – председателя Красноярского краевого спелеоклуба. Бурмак фамилию "Орловский” знал (и в центральном клубе она была известна). Поэтому ответил, что особенно переживать не стоит – в пещере не чайники всё-таки сидят, а ловцы острых ощущений. И поздним-поздним вечером, когда солнце уже давным-давно село, организовал спасательную экспедицию. Взревели моторы аж двух машин сразу. В одной – Андриановской – ехал её хозяин и Черкаускас. А в МЧС-овском УАЗике – Бурмак, неизвестный парень, Виктор Прохоров и Артём Баринов.

Краткое слово о двух последних. В давние-давние, теперь уже почти былинные времена, в начале 90-х годов, Прохоров с Антиповым в Орешной пещере открыли новую систему ходов – Мазодром. Сообщили об этом своему другу Тёме Баринову. Тот взял Игоря Орловского и отправился на её исследование. Вдвоём открыли новый грот. С тех самых пор Игорь и пристрастился к копкам в Орешке под руководством Антипыча-Прохора-Баринова. Правда, ненадолго.

И вот, когда часы на главной башне Красноярска пробили полночь, в Большом гроте из тьмы появились два фонаря: голубая светодиодка Прохора и жёлтая двойная галогенка Тёмы. И произошла встреча старых друзей.

30-метровый отвес из Большого уставший Игорь выходил 10 минут (засекал время). А Тёма с Прохором пошли другим путём: по лабиринту вылезли в Ловушку Вставского, но оказались не на той стене, которая выходит в магистральный путь, а на противоположной. Затем, расклинившись в шпагате (ноги в разные стороны перпендикулярно телу), прошли в верхней части Ловушки Вставского (Прохор, правда, с подстраховкой) над 15-метровым провалом.

При выходе на землю Орловский удивлённо воскликнул: "А народу-то как много!” Снизу раздался голос Тёмы: "Много-то много, а ваше барахло вытаскивать некому – самим придётся”.

Андрианов со своей видеокамерой стоял на земле – под землю не спускался. Но фильм отснял. И спасённые в свои руки его получили.

Таким вот образом закончилось сие подземное путешествие.

Народ, не бросайте рюкзаки на поверхности!

И САМЫЕ ТЁПЛЫЕ БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ СЛОВА ВСЕМ СПАСАТЕЛЯМ!!!

-----------------------------------------------------------------------------------------

[1] Fernand Petzl был одним из основоположников современной техники спелеологических исследований. Основанная им фирма по производству спелеологического снаряжения является одной из лучших. История эволюции современной спелеотехники начинается с его имени.

Видео, снятое Юрием Андриановым:

 


 Фоторассказ о самом красивом месте Торгашинской пещеры - гроте Красота:

http://dreamworlds.ru/tvorchestvo/raznoe/83704-nerukotvornaya-fantastika.html







Зеленый Капюшон


Читать далее
№3 Работы Canvascope Часть 2 \"Их знают все\"

Читать далее
Змиева невеста, глава 4


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 5-10-2021, 22:56


327


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх