Печально признавать, но факт: что бы там
ни говорили о развитии науки, о новых прорывах и прочих вкусностях, в плане
интеллектуального совершенствования человечество медленно, но верно приходит в
упадок. И если еще полстолетия назад мальчишки мечтали стать космонавтами и
полететь к далеким планетам, на поиски внеземного разума, то теперь молятся
лишь на новый «айфон» да лайки «ВКонтакте», при этом мечты очень многих
цепляются не за вполне реальные профессии, а за придуманные образы «супергероев»
- людей, в большинстве своем, и пальцем о палец не ударивших ради получения
сверхспособностей. Зачем читать книжки или усердно учиться, чтобы стать одним
из «отважных летчиков и моряков»? Ведь куда проще, чтобы тебя укусил
радиоактивный паук, ты оказался родом с Криптона или, ну худой конец, в
наследство от отца досталась преуспевающая корпорация! – и выходят на экраны,
даруя наслаждения простому зрителю, всякие «Мстители», «Человек из стали» и «Зелены
Фонарь»…
А теперь вот еще и «Люси». Правда, на этот раз случай совсем «за гранью»…
Итак, сюжет вкратце таков: простая
студентка Люси, поклонница заграничного образования, нежданно-негаданно
попадает в сети к маститому тайваньскому мафиози, что делает с ней… нет, совсем
не то, о чем вы подумали. Он просто превращает глупышку-блондинку в «живой
контейнер» для нового синтетического наркотика, который требуется втихаря
вывезти к месту назначения. Сказано – сделано: бедняжку начиняют, как жареную
утку, пакетиком с подозрительными синими кристаллами, после чего – л-логика! –
начинают жестоко бить, в том числе и по животу. От такого обращения явно не
самая прочная упаковка рвется, и лошадиная доза наркоты поступает в кровь «перевозчицы». И хотя, в отсутствие нормальной медицинской помощи, наша Люси должна была в диких муках отбросить копыта, признаем: фильм тогда получился бы страшно коротким. Так что Люси выживает. Более того – под воздействием синих кристалликов она «раскрывает» возможности собственного мозга (который, согласно популярной на сегодняшний день легенде, использует лишь 10 % собственной мощности), после чего – у-у-у, берегись, Москва! Femme fatale выходит на охоту: искажает окружающее пространство и время похлеще Нео из «Матрицы», меняет внешность как Вайолет из «Ультрафиолета», осваивает иностранные языки и справляется с любым типом оружия, как самая завалящаяся Мэри-Сья. И, собственно, Мэри-Сью Люси и является: никакие враги ей не помеха, никакие душевные терзания не забивают надолго красивую головку – вперед, вперед, вперед, в диком ритме, заданном режиссером, так, чтобы самый притязательный зритель не успевал возмущенно вякать – до самого конца полуторачасовой ленты, после которой наблюдавший за всем этим «фантастическим беспределом» человек сможет лишь откинуться на спину кресла – и потрясенно выдохнуть в потолок.
В общем-то, скажу так: искать в «Люси»
сакральный смысл бесполезно. Все ожидаемые мною «научные» (ну хотя бы «околонаучные»!)
выкладки преподносятся так, как… ну, вот представьте, что «В мире животных» шли
бы по «ТВ-3»… да, да, первому мистическому. При этом Николая Дроздова, не
говоря уж о Василии Пескове, заменили бы каким-нибудь шоуменом, умеющим в
основном только делать загадочную морду лица и полушепотом рассказывать о
древних цивилизациях и таинственных артефактах, покоящихся в загашниках у
злобных масонов. Представили? Вот и здесь точно так же. Пытаться что-либо
узнать о работе нашего мозга по фильму Бессона – это как учить историю мира по
книгам о Конане, а реальных динозавров изучать на основе «Парка юрского периода».
Заранее предупреждаю: бесполезное занятие. В кинотеатр зрительно ходит не за
этим. Ему подавай экшен, спецэффекты и красотку Скарлетт Йохансон крупным
планом. И то, и другое, и третье в фильме есть. Более того – там есть даже Чхве
Мин Сик, знакомый поклонникам старого «Олдбоя», отнюдь не торопится толкать
умные речи – нет, он вытаскивает оружие и палит во все стороны, с двух рук и
наискосок, так что времени на «тра-ла-ла» просто не остается. Единственным,
кому позволяется чесать языком – это профессор Норман, в исполнении Моргана
Фримана, что призван объяснить и зрителю, и самой Люси, что же происходит на
экране. Скромная, но вполне себе значительная роль – порой без его комментариев
можно и запутаться…
Так что же – фильм совсем никуда не годен, и смотреть его можно лишь тем, кто ходит в кино «пожрать и поржать»? Не совсем. Да, это не высокоинтеллектуальное кино, и вся подаваемая в нем информация разжевана до состояния детской кашки, но все же в «Люси» проскакивают и вполне себе разумные мысли. Задумав эту глобальную игру со зрителем, Люк Бессон снял кино, что, точно кривое зеркало, отражает состояние нынешнего общества, и пока Люси пытается осознать все возможности своего стопроцентно работающего мозга, режиссер как бы незавуалированно интересуется, а используют ли сидящие в зале зрители, пришедшие на сеанс за чистым расслаблением, хотя бы положенные им десять процентов? частный мастер массажа . К чему стремится нынешнее общество, в какую пропасть оно вот-вот готово упасть и рассыпаться на атомы? В чем истинное предназначение жизни, самого человеческого существования? Ответы на эти вопросы, как и дальнейшая судьба самой Люси, растворяются в черном мраке перед финальными титрами. Так что не стоит излишне свысока посматривать на этот «беспредельный фантастический боевик», особенно если так хочется выложить еще одну фотографию в «Инстаграм», скачать новое приложение для айфона или просидеть очередной вечер за комедийным сериалом. Ведь, в конце концов, если бы не синий наркотик, Люси так и осталась бы забитой серой мышкой, ничего из себя не представляющей… А вы?
Что касается оценок критиков, тут все
неоднозначно. С одной стороны – западные работники острого пера и бумаги, что
дали фильму рейтинг всего в 6,5 баллов из 10. Так, например, Уэсли Лоуэлл из «Cinema Sight»
отмечает, что «Люси» - это «креативный, но пустой фильм», а Кейт Мюр из «Times» назвала фильм «в высшей степени приятным и глупым
боевиком». В то же время российские критики оказались более благосклонны –
около 90 % высказались положительно. Илья Миллер из «The Hollywood Reporter»
заметил, что «метафизическое трюкачество от Люка Бессона на стыке жанров и за
их пределами со Скарлетт Йоханссон в роли ментальной полубогини удивляет и
увлекает», и с ним согласна Лариса Малюкова из «Новой газеты» - ««Люси» —
скоростной, сколь техничный, столь же наивный футуристический триллер. Из тех
фильмов, что нещадно ругают, но обязательно смотрят». Что касается лично моего
мнения, то скажу так: я не ждала от фильма многого. Ибо поняла на примере «Пятого
элемента»: нужно просто смотреть, не пытаясь критиковать научную составляющую.
В противном случае даже захватывающая история о Лилу смажется из-за потуг
осознать, каким же образом расходятся при клеточном делении двести тысяч
хромосом, а красочные перестрелки Люси будут пропущены из-за перечисления всех
нелепостей этого самого популярного мифа о «десяти процентах». Так что я просто
смотрела, не пытаясь нырять глубоко, и вам того же советую. Этот фильм не
перевернет ваше мировоззрение, не откроет новые горизонты… но, возможно,
заставит призадуматься не о том, что происходит на экране, а о нашем, реальном
мире. В котором, увы, не все жизненные проблемы можно решить с помощью наркотика.
Засим все. Смотреть, али не смотреть –
это уж сами решайте. Если вам нравится творчество Бессона и его довольно
бесцеремонный подход – вперед и с песнями. Если же воротите нос от таких вот «экшенов»…
что ж, может быть, для нас еще не все потеряно. А, Люси?..