Наверное, каждый читал сказы «Малахитовой шкатулки» П. П. Бажова, необыкновенные в своей красоте. Не менее чудесен и образ Хозяйки или Малахитницы, фигурирующий во многих из них. Интересно и его происхождение.
Ещё в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В уральском фольклоре эти хранители выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Такие фантастические предания были широко распространены среди местных рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на «подземной каторге», в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Чаще всего говорилось о «старых людях». По одним вариантам, они «натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылились, только одну девку оставили смотреть за всем».
По другим – «старые люди вовсе в золоте не понимали, толку не знали. Хотя золота тогда было много, его даже не подбирали. Потом одна девка ихняя наших к золоту подвела. Беспокойство пошло. тогда старые люди запрятали золото в Азов-гору, медь в гумешки вбухали и место утоптали, как гумно сделали. А девку ту в Азов-гору на цепь приковали. Пущай-де до веку казнится да людей пужает. Таковско ей дело!»
По третьему же варианту, «стары люди вовсе маленькие были». Они ходили под землёй одним им ведомым «ходкам» и «знали всё нутро». Потом опять случилась какая-то «девичья ошибка», и «стары люди из издешних мест ушли, а девку с кошкой за хозяйку оставили». «В какое место девка пойдёт, туда и кошка бежит. Когда оплошает, уши у ней из земли высунутся да синими огоньками горят.»
Таких вариантов было много. Общее в них было только «стары люди» да «девка». Последняя называлась иногда Азовкой, иногда Малахитницей.
Пещера в горе Азов подходила для всех вариантов сказов. Ход в неё так запрятан, что редкий найдёт, а если найдёт – тоже не попадёт, так как пещера охраняется разными таинственными силами и разными страшилищами. Самым страшным хранителем была «девка Азовка». Иногда эта «девка» изображалась такой ослепительной красавицей, что всякий, взглянувший на неё, «навсегда свет в глазах потеряет и вовсе без ума останется». Чтобы получить доступ к оставленным в пещере богатствам, надо было знать «заклятое слово», «потаённый знак», «тайное имя», и тогда доступ в пещеру становился свободным, там встречала гостя девица, угощала его «крепким, стоялым пивом» и предоставляла брать из богатства «что ему полюбится».
Но со временем красавица-девица превращается в «каменную девку», в «Малахитницу», в «Хозяйку горы». Хозяйка из безразличной хранительницы «земельных богатств» превращается в сознательную: одним помогает, сама показывает, облегчает доступ к богатствам, других «отводит», обманывает или губит.
Враждебна Хозяйка к барам, начальству, всякого рода барским прислужникам, а помогает лишь решительным и свободолюбивым рабочим, которые в какой-то мере родственны «вольным людям». Однако Хозяйка горы не только пособница, но и соучастница, хранительница собранного (кладов). Она распоряжается не только кладами, но и земельными богатствами, и распоряжается самостоятельно. По своему желанию может допустить разработку, может и не допустить, может с помощью подвластных ей ящериц «увести богатство», может и отобрать.
Также Медной горы Хозяйка иногда могла превращаться в ящерицу. Образ ящерицы как воплощение Малахитницы происходит от формы и цвета выхода углекислой меди или её разлома. Также можно думать, что подвижность и весёлый нрав ящерицы получили отражение в становлении образа самой Хозяйки. Недаром она всегда изображалась очень подвижной, быстрой в решениях, большой насмешницей и «мудровальницей», которая любила потешится не только над неугодными ей людьми, но и часто ставила в затруднительное положение тех, кто ей нравился.
Образ Хозяйки давно перерос свой первоначальный. Она стала олицетворением мощи, богатства и красоты недр, которые раскрываются полностью только перед самыми лучшими. Немного интересной информации: • Образы из сказов П.П. Бажова - Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде коронованной ящерицы) - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. • Американская писательница-фантаст Мерседес Лэки включила Хозяйку (Королеву) Медной Горы в свою книгу Fortune's Fool (2007). Там Хозяйка — могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколько безрассудным характером. • Таинственный случай произошёл в 1991 году в Ставрополье, когда сама Медной горы Хозяйка пришла на один банкет и забрала свои сокровища-камни у хозяйки дома, заявив, что они были приобретены нечестным путем (что впоследствии и подтвердилось: колье с горным хрусталем и изумрудами было украдено мужем хозяйки, а точнее, снято его компаньонами с убитой женщины, о чём жена не знала). Растворив на глазах у всех камни (осталась одна оправа). Хозяйка Медной горы, превратившись в ящерицу, исчезла в стене.