Сказание о Ямато но Орочи
Сказание о Ямато но Орочи
"...Глаза у него, словно красные кагати, а из тела восемь голов - восемь хвостов выходят. А еще на теле мох и кипарисы с криптомериями растут. А длиной оно долин - на восемь долин, вершин - на восемь вершин простирается. На брюхо его взглянешь - все кровью сочится..."
"Кодзики"

Сказание о Ямато но Орочи

Легенда о Ямато но Орочи (八岐の大蛇, то есть "восьмиразветвленный змей-гигант") записана в двух древних текстах по японской культуре и мифологии. Примерно в 680 г. "Кодзики" транскрибирует этого дракона именем "八岐远吕智", и где-то в 720 г. "Нихонги" записывает его как "八岐大蛇". В обеих версиях мифа бог грозы и бури Сусаноо обманом свергается с небес своей сестрой, богиней солнца Аматерасу, после чего на земле сталкивается с двумя "земными божествами" - Старика, гладящего ноги, и Старуху, гладящую руки, у истоков реки Хай в провинции Идзумо, которые с плачем рассказывают ему о кровожадном змее, поселившемся рядом с ними и требующем с них кровавую дань - каждый год они вынуждены отдавать чудовищу одну из своих дочерей, и вот уже прошло с тех пор семь лет, как он появился, и в этом году им придется расстаться с Куши-инада-химе, своей восьмой дочерью. Далее "Кодзики" рассказывают следующую историю: бог Сусаноо спросил Старика, согласится ли отдать тот за него дочь, если победит свирепого змея. Узнав, что перед ними старший брат Аматерасу, земные божества сказали, что с почтением отдадут ему дочь, и тогда Сусаноо превратил девушку в гребень, который заткнул себе в волосы, а старикам наказал: "Вы восьмижды очищенное сакэ сварите, а еще кругом ограду возведите, в той ограде восемь ворот откройте, у каждых ворот помост сплетите, на каждый тот помост бочонок для сакэ поместите, в каждый бочонок того восьмижды очищенного сакэ полным-полно налейте и ждите!". Когда же старики сделали все, как он велел, явился змей Орочи, свесил каждую из своих восьми голов в бочонок с сакэ - и выпил все, а выпив - опьянел и развалился на земле. Тогда бог Сусаноо обнажил свой меч в десять пястей и разрубил чудовище так, что река Хай кровью вместо воды потекла. А когда рубил ему средний хвост, меч треснул, и когда удивленный бог разрезал хвост до конца, то увидел в нем Цумугари-но тати - Меч-булат, получивший впоследствии имя Кусанаги-но тати - Меч-булат Кусанаги. Теперь этот меч, наряду с зеркалом Ята не Кагами и драгоценностью Ясакани не Магатами - три величайшие императорские регалии Японии.
Сказание о Ямато но Орочи

Название "орочи" происходит от древнего японского "вороти", что, согласно одной из версий, означает "большую змею". Впрочем, к окончательному выводу по поводу происхождения этого слова еще не пришли даже сами японцы, предлагающие до десяти вариантов происхождения, а западные лингвисты подсовывают еще столько же - с заимствованием слова "орочи" из австронезийских, тунгусо-манчжурских и индоевропейских языков. Наиболее же вероятным является версий, по которой начальное "о" или "оро" означает либо "хвост", либо "большой", либо "вершина" (в зависимости от произношения), а "чи" - это, по сути, "бог" или "дух". Что же касается общей канвы легенды о змее Орочи, то это весьма распространенный сюжет в мировой мифологии. Многоголовые животные крайне редко встречаются в природе, однако в мифах и легендах они весьма популярны, а уж образ героя-змееборца и вовсе прошел сквозь века, всплыв как в подвигах Геракла (вспомните Лемнейскую гидру или стоголового дракона Ладона), так и в песнях о Торе, скандинавском боге грозы, сражавшемся во время Рагнарёка со змеем Йормунгардом, легендах об индийском боге Кришне, сразившем жуткую Калию, вавилонском Мардуке, сразившем Тиамат, и, конечно, Святом Георгии, убившем дракона, и Добрыне Никитиче, одолевшем Змея Горыныча. Словом, отнюдь не самый редкий сюжет для хорошей истории о доблестном герое, спасшем красавицу-принцессу (княжну, сестру, просто девушку) от малоприятной участи стать обедом многоголового чудовища. Красивая история... А если учитывать, что "драконом" Орочи называют лишь формально (ибо не всякая змея - дракон, а не всякий дракон - змея), то, пожалуй, всем драконофилам стоит простить Японии это небольшое "отступление от правил" и следование западаным традициям. Я вообще не понимаю, как можно такое вот чудо считать драконом... восемь голов... это ж пока оно само с собой договорится - сколько времени пройдет?..
Сказание о Ямато но Орочи

Что касается популярной культуры, то тут змей Орочи развернулся, что говорится, не на восемь долин и вершин, а на добрую сотню! Мало того, что победа Сусаноо над змеем является поводом для ежегодных празднеств в различных синтоистских храмах, так еще восьмиголовый дракон надежно оккупировал сразу несколько фильмов ("Три сокровища" (1959), "Маленький принц и восьмиголовый дракон" (1963), "Орочи, восьмиголовый дракон" (1994) и др.), плюс пробрался в мангу ("Король-шаман", "Жрицы безбожного месяца", "Rave Master"), в аниме ("Наруто", "Дигимон"), в различные игры ("Воины Орочи", "Оками", "Сага о ниндзя"), компьютерные вселенные... К тому же, образ Орочи послужил основой для создания таких персонажей, как покемон Гидрейгон и существо Орочимон из "Укротителей Дигимон", который пытался похитить Джери Като и использовать его в качестве слуги. И это еще не учитывая различные книги, где легенда о Сусаноо и Ямато но Орочи переиначивалась и переинтерпретировалась бессчетное множество раз, так что, даже если отбросить половину того, что мы имеем по этому персонажу японского фольклора, стоит признать, что популярности этого дракона можно позавидовать!
Сказание о Ямато но Орочи

Так что вот такие тараканы... Как видите, даже будучи злобным, отвратительным и кровожадным монстром, можно продержаться в мифологии почти полторы тысячи лет - и ничуть не потерять своего шарма! Удачи тебе, змей Орочи... и вам, дорогие читатели - тоже. До новых встреч! Ваша Аннаэйра.







Разноплановые работы Jeff Haynie


Читать далее
История одного кельта. 8 и 9 главы


Читать далее
Некромантия и некроманты


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 21-10-2021, 15:13


458


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх