Секреты физики меча
Секреты физики меча

Секреты физики меча

 

Большие картинки кликабельны. ct


Если героические саги и ранние истории в стиле "фэнтези" при описании мечей уделяют главное внимание их украшениям, магическим качествам или «неломающейся суперстали», то более поздние авторы говорят, что настоящая тайна хорошего меча заключается в чем-то другом, а именно в балансе.
При описании меча постоянно наталкиваешься на определение «хорошо сбалансированный». Но  информацию о том, в чем же действительно заключается хорошая балансировка меча, можно найти редко. Аспект, который мы сейчас рассмотрим, может быть назван «физикой меча», но в международной терминологии укоренился термин «гармония меча» (это относится к гармонической вибрации меча, о которой вскоре пойдет речь).
В литературе по истории оружия до настоящего времени речи о гармонии меча почти не было.
Впрочем, это можно объяснить тем, что только в последние годы были  действительно по этому поводу проведены исследования и эксперименты. До них меч рассматривался как предмет искусства и военно-исторических исследований, а высказывания о пригодности к бою и «эксплуатационных качествах» почти всегда были лишь умозрительными рассуждениями.
Благодаря усилиям многочисленных реконструкторов,  кузнецов-оружейников и любителей мечей, до настоящего времени были опробованы и испытаны многочисленные образцы. Так о мечах были получены совершенно новые знания.
Хороший меч имеет твердый и стойкий клинок, который одновременно должен быть гибким и упругим.
В добавление к этому необходимо, чтобы он был правильно сбалансирован, иначе он будет неуклюжим, грубым, и им нельзя будет правильно фехтовать.

Плохо сбалансированный меч, например, совершенно не позволяет выполнять некоторые приемы, в то время как сбалансированное оружие поддерживает и усиливает удары. «Если клинок меча имеет хорошие пропорции и соответствующую подвижность, то меч получает баланс, способствующий плавному движению вперед, не делающий его несподручным и  неуклюжим. Таким образом, клинком легче управлять при фехтовании» - делает вывод шведский кузнец-оружейник Петер Йонссон. Естественно, и в средние века не все мечи были идеально сбалансированы, и здесь имелись явные качественные различия.


Для баланса меча важными являются три фактора:
• общий вес меча,
• центр тяжести,
• распределение массы.


Общий вес меча, естественно, является очень важным фактором. К сожалению, о нем царят ложные представления. Они навеяны не только сценами в романах или фильмами, в которых простые смертные (в отличие от покрытых мускулами героев), совершенно не могут поднять меча или поднимают его только двумя руками, но и высказываниями современных спортивных фехтовальщиков - по сравнению с современной спортивной шпагой, управляемой кончиками пальцев, весом 500-700 г. и не причиняющей никаких ранений, средневековые мечи были, естественно, гораздо тяжелее. К сожалению, часто и от историков можно слышать ложные высказывания относительно веса и баланса. Так, например, в остальном очень хорошо сделанном документальном телевизионном фильме речь идет о весе 15-20 килограмм. Это полная нелепость! На самом деле мечи были намного легче. Логика подсказывает: в конечном счете, достаточно часто жизнь зависела от того, насколько легко и быстро можно было маневрировать мечом.


Исследования исторических мечей дают следующий средний вес:
• одноручные мечи (X-XV века) - около 1,3 килограмма,
• длинные мечи - от 1,5 до 2,0 килограммов,
• двуручные мечи - 3,0 килограмма.  
 

Сценические мечи для шоу весят почти на 40 процентов больше, чем  соответствующий острый меч («дешевые» мечи для шоу весят еще больше). Это связано с тем, что вместо острого лезвия у них имеются ударные кромки, толщиной от трех до четырех миллиметров.

Клинок, таким образом, имеет не оригинальное сечение, а гораздо более толстое. К сожалению многих реконструкторов, это оказывает влияние не только на общий вес, но и на баланс сценических мечей. Посетителям рынков предметов Средневековья чаще всего встречаются мечи для сценических боев. Они, само собой разумеется, путают их с «подлинными» мечами и, таким образом, получают ложное впечатление о весе подлинного меча.

Хотя острые мечи гораздо легче, чем принято считать, я хотел бы подчеркнуть, что бой на мечах все же требует значительной силы. Попробуйте как-нибудь в течение длительного времени в быстром темпе совершать точные движения рукой с весом в полтора килограмма (длинный меч). Нельзя забывать, что быть рыцарем - не только привилегия, но и в определенном смысле слова профессия. Большинство рьщарей ежед невно трениравались с оружием с самого раннего детства, ведь они были профессиональными бойцами! Поэтому становится ясно, что вес является только второстепенным фактором. Эксперт по фехтованию на мечах Ги Виндзор дает этому такое объяснение: «Важность баланса не может быть преувеличена: тяжелым, хорошо сбалансированным клинком управлять намного легче, чем легким, но плохо сбалансированным» (Windsor. S. 38)

Определение центра тяжести ясно: в этой точке оружие наход ится в равновесии. В зависимости от размеров и формы меча центр тяжести располагается в семи-пятнадцати сантиметрах ниже крестовины.


 

 

 

Если центр тяжести смещен дальше в сторону клинка, то рубящий удар меча хотя и приобретает бОльшую силу, но клинок по сравнению с другими становится неудобным, и таким мечом тяжело управлять. Если центр тяжести находится слишком близко от рукоятки, то, на первый взгляд, может показаться, что мечом легко управлять, но рубящий удар теряет силу, а клинок (прежде всего, острие) становится тяжело контролировать. К тому же тяжелая рукоять долго «тянет» руку, держащую меч. Итак, большое значение имеет то, чтобы центр тяжести располагался в правильном месте.

 

 

«Общий вес и масса на определенном расстоянии от центра движения - руки, управляющей мечом, влияют как на скорость, так и силу удара меча», - заявляет Петер Йонссон . Поэтому и масса должна быть правильно распределена по всей длине меча. Впрочем, здесь можно установить большие различия в зависимости от метода применения, а именно - в зависимости от доспехов противника. У меча, предназначенного главным образом, против кольчуг и рассчитанного в основном для рубящих ударов, масса должна быть распределена по его длине относительно равномерно. У меча, предназначенного в основном, против лат, специально сконструированного также и для сильнейших колющих ударов, масса должна сосредоточиваться в области рукояти, так как меч должен хорошо управляться движением даже одной руки для обеспечения "снайперских" уколов в немногочисленные и небольшие по прощади уязвимые места. Даже если меч, масса которого сосредоточена у рукояти, имеет больший общий вес, чем другой того же сорта, то фехтовальщику он тем не менее покажется легче и удобнее.



Мечи первой группы (красные) датируются периодом от 1050 до 1350 года. Их клинки, как правило, широкие, плоские и относительно тонкие, на большинстве из них - один или несколько дол. Лезвия заточены округло (выпукло), специально для рубки. Колющие удары возможны (даже с закруглённым остриём) но достаточно действенны только против неодоспешенных противников. При попадании укола в кость клинок может сильно согнуться и не войти глубоко. Поэтому уколы для них - скорее исключение и используются почти исключительно для добивания поверженного или потерявшего способность к сопротивлению противника, что позволяет тщательно прицелиться в уязвимые, плохо защищённые костями либо вовсе "мягкие" места, вроде шеи или живота.

Мечи второй группы (синие) сделаны в период с 1350 по 1550 год. Их клинки относительно узкие но толстые, хорошо сопротивляющиеся изгибам. Они сильнее сужаются, и их сечение имеет форму ромба или форму алмаза, как говорится в международной терминологии. Эти клинки служат уже в первую очередь не для рубки, а для уколов в незащищенные места латного доспеха или в стыки его пластин. Разумеется, сохраняются достаточные рубящие способности. При бое с таким мечом против противника без доспехов соотношение колющих и рубящие ударов составляет примерно 1:1 что позволяет сильно разнообразить фехтовальную технику.

В этом месте я должен непременно указать, что оба вида клинка по всей своей длине имеет сильно различающиеся толщину и профили (что для общего веса и баланса чрезвычайно важно). Клинки средневековых мечей сужаются к острию не только в профиле, но и дистально, то есть по толщине. Дистальное сужение, прежде всего, не должно ускользать от внимания при рассмотрении таких аспектов, как баланс и гармония меча. Это - один из важнейших пунктов критики в современных репликах.

К теме геометрии клинка относится также дол - выкованное или выточенное углубление вдоль клинка.

Обычно долы наносятся симметрично на обе стороны клинка. В мечах раннего Средневековья долы обычно широкие и плоские, позднее они становятся заметно Уже, часто встречаются на каждой стороне клинка также два - три дола.
Дол часто называют распространенным в народе названием "кровосток". К сожалению, сказки о «кровостоке» снова и снова распространяются и в новейшей литературе: будто бы клинок затыкает колотую рану, предотвращая потерю крови. А сток крови придуман якобы для того, чтобы отводить кровь из колотой раны, чтобы противник мог истечь кровью. Это, естественно, полная чепуха. С одной стороны, колотые раны очень опасны именно внутренним кровотечением, а с другой - это означает, что боец во время боя должен был бы оставлять клинок торчать в побежденном противнике, чтобы тот мог истечь кровью.

И в довершение всего не объясняется, почему именно у рубящих мечей, которые лишь условно приспособлены для колющего удара, имеются ярко выраженные долы, а второго типа, заточенные на укол, часто вовсе лишены их.
А ларчик, на самом деле, открывается очень просто.

В мече дол оказывает влияние на две вещи:
• Во-первых, уменьшает вес,
• Во-вторых, придает дополнительную стабилизацию по физическому принципу двутавровой балки.

Сильно гнущимся клинкам первого типа такое подспорье очень пригодится.
А вот клинки второго типа - гораздо прочнее на изгиб, поэтому могут прекрасно обойтись и без долов.
Чтобы окончательно опровергнуть сказки о стоке крови, нужно последовательно применять правильный термин «дол» и избегать "кровосток".

Чтобы выровнять общий баланс, масса головки должна подбираться в соответствии с массой остального меча, как об этом говорил мастер меча Ханко Дёбрингер: «Если меч велик и тяжел, то и его головка должна быть тяжелой». Однако масса на концах не должна быть слишком велика, в противном случае мечом будет трудно управлять.

Вот мы и разобрали три фактора: общий вес, центр тяжести и распределение массы. Кроме того, для гармонии меча важны и так называемые узловые точки. Клинок меча эластичен - он должен быть таким, чтобы упруго отражать удары меча противника.
При взмахах вибрации меча почти незаметны. Грубо упростив, можно сказать, что при этом речь может идти о гигантском камертоне.  

Если при ударе он встречает другой меч или щит, вибрации, естественно, становятся сильнее. Плохой меч начинает дрожать в руках, вибрации передаются от клинка на рукоять - меч "вырывается". В тяжёлых случаях возможны даже повреждения лучезапястного сустава. (Французкие кавалеристы XVIII в. называли свои палаши "кистеломами", как ни странно считая это нормальным, что ясно говорит о квалификации оружейников последних Людовиков и вырождении искусства изготовления холодного оружия.) Хороший меч, напротив, прочно лежит в руке, так как свободные от вибраций зоны - узлы - расположены в правильных местах. «Обработка свободных от вибрации узловых точек является тайной способного кузнеца-оружейника », - говорит об этом Петер Йонссон.

Первичные узлы называются также «ударными центрами» (УЦ) (Любители мечей называют их в общении между собой «sweet spot» («мелодичными местами»). УЦ - это место клинка, где удар встречает сопротивление, обеспечивающее снижение удар ного действия на руку, держащую меч. Как видно по амплитуде на графике, свободные от колебаний узлы клинка находятся в гармонии с другими, вторичными узлами в рукояти, известными также как «точки резонанса». Это значит, когда меч в УЦ встречается с другим мечом, на точку резонанса колебания не передаются или почти не передаются.


Секреты физики меча

 

В идеале на мече УЦ в зависимости от центра тяжести должен располагаться на трети длины клинка от острия. Точка резонанса должна находиться в рукояти за дужками крестовины в том месте, где ру ка держит меч. Тогда все равно, насколько сильным будет удар меча: его результат, передающийся на руку, держащую меч, будет относительно слабым.

 

 

Действие узловых точек эксперт по фехтованию на мечах Ги Виндзор объясняет таким образом: «Для того чтобы отрубить конечности, используют УЦ, но для быстрых рубящих ударов по голове - последнюю пару дюймов клинка. Лучший компромисс для общего применения длинного меча состоит в том, чтобы наносить удары областью, расположенной в трех четвертях длины вниз по клинку, как раз под УЦ. Это обеспечивает передачу достаточной силы, рассчитанный и контролируемый удар [приходящийся на руку, держащую меч, (Т.Л.)] и выбор, продолжать ли дальше движение или оттяжку клинка». (Windsor. S. 84).

Узловые точки на мече можно определить двумя простыми способами. Найти УЦ легко даже ребенку (и даже такому слабо чувствующему человеку, как я сам). Меч берут таким образом, чтобы клинок был направлен вертикально острием вверх. Потом свободной рукой бьют по головке, так, чтобы меч начал вибрировать.
Точку резонанса найти значительно сложнее, так как при этом вместо глаза придется положиться на осязание. Для его определения меч надо удерживать острием вниз, вес удерживается только большим и у казательным пальцами, а остальные просто лежат на рукояти. Слегка ударьте ладонью по головке, чтобы меч начал вибрировать, и попробуйте ощутить вибрацию пальцами. В месте на рукояти, где вибрация не ощущается или почти не ощущается, и находятся вторичные узлы . На рубящем мече такой узел располагается обычно в области у казательного, среднего или безымянного пальца. В отличие от этого, у колюще-рубящего меча он смещается возможно ближе к дужкам крестовины.

УЦ, как правило, находят уже при первой попытке, но для определения точки резонанса обычно требуется несколько опытов и развитое специфическое чувство.
Если сразу не получается, проведите рукой вниз и вверх по рукояти и попробуйте еще раз.

Как говорит кузнец-оружейник Джим Хризоулас, головка - еще одна критическая точка вибраций:
«Если клинок встречается с объектом, вибрации идут в доль клинка. В большинстве случаев они не влияют (или очень мало влияют) на меч в целом. Но иногда они могут проявиться настолько серьезно, что клинок ломается в своем наиболее слабом месте. Это место находится, как правило, в соединении хвостовика и головки». Расклепанный хвостовик удерживает головку и, таким образом, скрепляет детали меча - клинок, дужки крестовины и трубку рукояти. Если ломается клепка, то в худшем случае меч может разобраться на составные части. Поэтому кузнец должен так рассчитать размеры и массу головки, чтобы она, с одной стороны, составляла необходимый противовес клинку, а с другой - была как можно легче, чтобы компенсировать эффект вибраций.  

М, L или XL - «правильные» размеры меча

В этом месте я хотел бы затронуть еще один аспект, который хотя и находится на границе «физики меча», по моему мнению, именно здесь и должен быть поднят.
Чтобы было возможно наиболее эффективно управлять мечом, он должен соответствовать размерам тела фехтовальщика. Например, из Японии для определения размера катаны к нам перешло правило кулака : если свесить меч от подмышки, он должен слегка не доставать земли, а рукоятка должна быть почти в три раза длиннее ширины ладони. (Поскольку японцы низкорослые их мечи кажутся нам короткими, а поскольку размеры стали традиционными, то удлиннённых, "европейских", размеров так и не появилось. Исключения не в счёт.)
Дошедшая до нас из книг по фехтованию информация по этой теме весьма скромна.

Мастер меча Ханко Дёбрингер, например, высказывался только о длине рукояти. По его мнению, рукоять должна  быть достаточно длинной для двух рук:
«Знай также, что хороший фехтовальщик должен прежде всего точно и уверенно управляться с мечом и держать его двумя руками между дужками и головкой.
Так держать меч намного вернее, так как у головки он будет удерживаться еще одной рукой. И он бьет намного сильнее и точнее, если рука накидывается на головку и участвует в ударе, так что колющий удар проникает сильнее, потому что фехтовальщик удерживает меч за головку. Когда же он наносит удар головкой, он никогда не сможет пройти настолько сильно и полно».
Мечей-бастрадов с более короткой рукояткой, при которой левая рука может охватить только головку, по мнению Дёбрингера, следует избегать.
Более длинная рукоятка прежде всего поддерживает эффект рычага при управлении мечом: если под правой рукой находится центр вращения, то перемещение левой руки влияет на изменение положения клинка без приложения силы (этот пример еще раз демонстрирует элементарные различия между одноручными и длинными мечами).
Один из немногих средневековых фехтовальщиков на мечах, немногим более писавших о длине меча, был мастер Вади. По его мнению, двуручный меч должен доставать от пола до высоты плеча. Головка должна быть круглой, чтобы удобно лежала в сжатой руке. Длина рукояти должна составлять пядь (пядь измерялась длиной от локтевого сгиба до запястного сустава). Дужки крестовины в сечении должны быть квадратными, прочными и настолько длинными, насколько рукоять и головка вместе взятые, чтобы обеспечить оптимальную защиту рук. Концы дужек крестовины должны быть острыми, чтобы ими можно было «ранить и резать». Такие заостренные дужки крестовины изображены на некоторых гравюрах фехтовальных книг Тальхоффера, но поскольку ни одного экземпляра не сохранилось, из этого мы можем заключить, что они были относительно редкими, а может и вовсе исключением из правил.

Выводы вроде тех, что сделал мастер Вади, как уже упоминалось, очень редки. Другие мастера защиты, кажется, считали само собой разумеющимся, что их читатели владеют основами фехтования на мечах и достаточно хорошо в них разбираются, чтобы выбрать себе подходящий меч (мастер Рингэкк, например, намекнул, что только читатель с уже имеющимися основными знаниями сможет правильно интерпретировать стихи-памятки) .

Современный эксперт в области фехтования на мечах Ги Виндзор рекомендует для длинного меча такие размеры:

• Общая длина должна быть приблизительно от пола до грудины.
• Длина рукояти должна составлять от двух с половиной до трех размеров ширины ладони.
• Длина дужек крестовины должна равняться от одной до двух длин ладони.
• Центр тяжести должен находиться в трех-пяти пальцах (по шири не) под дужками крестовины.

 

Спасибо за внимание!

Источник: Томас Лайбле, "Меч" + мои скромные дополнения.








Картинки по Trinity Blood. Третья выкладка


Читать далее
Лунная песнь - первая интерлюдия

Читать далее
\"Simon\'s Cat: Pawtrait\"

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-10-2021, 18:12


461


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх