Языческие верования древних славян
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям. Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).

Градация славянских языческих божеств


По функциям, языческих божеств, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека можно выделить несколько уровней. Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perun (Перун) и Veles (Велес), а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине гор, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождем, приносящим плодородие. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (например, Свантовит). Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню — Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян.



Другой пример — древнерусский Даждьбог и южнославянский Дабог.



Несколько сложнее дело с названиями типа древнерусских Ярила и Яровит у балтийских славян, так в основе этих имен — старые эпитеты соответствующих божеств.



Подобные эпитообразные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона (например, Мать сыра земля и другие женские божества).



К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п.




Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня. Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностью функций. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское Бог: можно сравнить богатый (имеющий бога, долю) — убогий (не имеющий бога, долю), в украинском языке — небог, небога — несчастный, нищий. Слово "Бог" входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и другие). К низшему уровню относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и не человекообразной) нечести, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судачки у западных славян; из животных — медведь, волк.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карамзин Н.М. Предания веков. Москва, 19882. История России с древнейших времен до конца ХХ века. Москва,19963.
2. Рыбаков Б.А Язычество древних славян . Москва, 19814.
3. Рыбаков Б.А Древняя Русь: сказания, былины, летописи. Москва ,19635.




*Rыся: большая часть текста из краткой новости перенесена в полную новость по причине громоздкости для главной страницы.






«Assassin\'s Creed IV». Эдвард Кенуэй

Читать далее
Лунный Календарь глава 1 Прогулка под луной


Читать далее
Притча о чувствах

Читать далее

Автор поста
Sweet Cherry  
Создан 26-02-2009, 21:29


597


19

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Адиала
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 26 февраля 2009 21:53

    Интересно. ay


  2.       Дживана
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 00:35

    Прикинте у меня кто-то свиснул словарь славянской мифологии, и я даже знаю кто! все завтра пойду разбираться, а пост класс


  3.       copperknight
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 08:21

    Информативно! Поставлю в закладки! ay


  4.       Кайре
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 09:11

    я люблю такие вещи)


  5.       Jarlacs
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 10:59

    оч интересно..."отлично" - моя оценка)


  6.       Сэн
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 11:29

    Ерунда и глупости в большинстве своем. Чего стоит только недоуменная фраза про то, что мифологические тексты славян, якобы, не сохранились. Открою страшную и ужасную тайну: в дохристианскую эпоху у славян не было письменности.

    ...Дайте мне этих Рыбакова и Карамзина (надеюсь, не того самого), я их буду пороть.


  7.       Insomnia
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 12:07

    Была у славян письменность!!! рунница...в том числе Руны Рода и Макоши/Мокоши. и это уже неоднократно доказывалось и проверялось различными учеными. И Лукашевича, и Татищева, и Чудинова и многих многих других. Даже Пушкин Александр Сергеевич в совершенстве владел рунницей, первой славянской письменностью. и это все подтверждается не одним научным трудом! люди тратили жизни, чтобы постичь науку рунницы и доказать теорию ее существования. и доказали ведь! это Кирилл и Мефодий перечеркнули русскую историю и переписали славянский алфавит и внедрили свою письменность и свои правила, так как это было нужно князю, для объединения народов и для церковнослужителей, дабы последние могли увековечивать молитвы и т.п. Вот!


  8.       Wanderer of Worlds
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 12:43

    ay


  9.       Хилари
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 14:02

    Неплохой пост. ay


  10.       Lynx
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 15:52

    Неплохо


  11.       magdet
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 17:25

    НЕплохо.
    Список литературы просто убил, реферат сдаем? laughing
    Ни че 4+


  12.       Иррьяна
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 19:49

    ay


  13.       Сэн
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 28 февраля 2009 08:59

    Была у славян письменность!!! рунница...в том числе Руны Рода и Макоши/Мокоши. и это уже неоднократно доказывалось и проверялось различными учеными.


    только один довод: фоточку документа (лубка или чего-нибудь в этом роде), на котором представлена эта таинственная рунница.


  14.       Таурэнтари
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 28 февраля 2009 11:50

    ax оч понравился пост!!!


  15.       Yulita
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 11 марта 2009 10:57

    Спасибо автору winked Но можно еще немало добавить!


  16.       Lucifera
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 24 марта 2009 10:20

    Пост безумно понравился, как и все твои работы, Черри. Даже если закрыть глаза на то, что читаю я их в обратном порядке =) А когда славянская мифология закончится, может пару постиков о скандинавских легендах и богах напишешь, а? ah


  17.       Kin-Ra
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 26 апреля 2009 01:16

    Безумно интересно! winked


  18.       Мираж
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 20 июня 2009 02:05

    Спасибо РЫСЯ!!!!



Добавление комментария


Наверх