История современного искусства России в последние годы еще только начинает по-настоящему изучаться. Но эти исследования, извлекающие из небытия новые имена, факты заставляют по-новому взглянуть на историю всей русской культуры. Именно так произошло с движением художников - космистов. Оно зародилось в 1923 году, и уже громко заявило о себе в 29-м.
Творчество космистов, интуитивное по преимуществу, было направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. Но в начале тридцатых художники - космисты были подвергнуты политическим репрессиям, а память об этом явлении в отечественном искусстве - фактически предана забвению. Идейным вдохновителем течения амаравелла, как оно еще называлось, был Борис Алексеевича Смирнов - Русецкий. И именно благодаря его многолетним настойчивым усилиям, а также сподвижников Юрия Линника, Евгения Орлова, амаравелла возвращается сейчас в современный искусствоведческий контекст.
Я хочу познакомить вас с творчеством представителя течения космистов- Александром Марановым.
Александр Маранов
Родился в г. Ташкенте, Узбекистан в 1962г.
1977 - Поступает в Ташкентское художественное училище имени П.П. Бенькова. Увлекается музыкой, философией. Путешествует по Средней Азии и России.
1981 - С отличием заканчивает училище. Продолжает учебу в Ташкентском Государственном Театрально-художественном институте имени А.Н. Островского.
1984 - Участвует во всесоюзных и зарубежных выставках.
1987 - С отличием оканчивает институт (отделение книжной графики под руководством профессора Н.С. Пака). Участвует во всесоюзной выставке лучших дипломных работ художественных вузов СССР в г. Минске. Дипломные работы приобретены музеем Востока, г. Ташкент.
1988 - Принят в Союз художников Узбекистана. Преподает живопись в Ташкентском Государственном Театрально-художественном институте имени А.Н. Островского.
1992 - Переезд в Москву. Начинает работу над циклом "Сияние".
1995 - Принят в Международную Федерацию художников при ЮНЕСКО.
Участвует во всесоюзных и зарубежных выставках. В том числе персональные и коллективные выставки в музее Н.К. Рериха (2002, 2003, 2006), ЦДХ на Крымском Валу (1999, 2001, 2003, 2004), Дом Художника на Кузнецком мосту (1997), «Арт-Салон в Манеже» (2001, 2002, 2003, 2004), «LuxArt Salon» (2004), а также в муниципальных и частных галереях г. Москвы (1995-по настоящее время).
Работы находятся в музее Н.К. Рериха (г. Москва), музее Востока (г. Ташкент), Академии художеств (г. Ташкент), корпоративных и частных коллекциях в России, США, Германии, Испании, Хорватии, Франции, Швейцарии, Италии.
Картины Александра Маранова заставляют вспомнить античное искусство – перед нами классически безупречное изображение прекрасных, гармоничных тел. И, подобно тому, как для античных художников совершенные формы человеческого тела были только способом передать божественную красоту, так и для Александра Маранова главное в его картинах – передача духовных идей, а человеческое тело служит лишь средством их выражения. Ослепительна сакральная, целомудренная нагота тел в триптихе "Сияние", глубокой нежностью наполнены изгибы женского тела в "Колыбельной".
Потоки серебристых искорок часто присутствуют на картинах космистов, но Александр Маранов воплощает этот образ в одной ему присущей манере: словно свет преломляется в гранях кристалла или струях воды. Где-то эти светящиеся отблески приобретают вид белоснежных лилий, где-то – кружев, взлетающих на неистово пляшущей испанке, где-то из них складывается призрачная фигура. Кажется, что художник действительно видит мир сквозь магический кристалл. "Серебристые капли лучистых образований пронизывают темноту, оттуда появляются причудливо-уточненные формы. Космос живет, дышит, созидает и преображает. Приливы и отливы светящейся энергетики выносят из его таинственных глубин Красоту…".
Цикл "Грань"Аромат цветов
Водопад
Дерево
Жизнь
Ирисы
Муза
Орхидеи в стекляной вазе
Отражение, левая часть
Танец Весны
Ак-Таш
Застывшая мелодия
Маргарита
Соната