Баба-Яга
Давайте поговорим о сказке.

С чего она начинается?

Правильно.

С какого-то задания, на исполнение которого отправляют главного героя (Ивана: царевича,дурака и тд). Герой до отправки просит снабдить его чем-либо. Среди разных ненужных предметов ключевыми оказываются посох, обувь и еда ("Ну, Иван-Царевич, ищи меня в седьмом царстве, железные сапоги износи и три железных просвиры сгложи"). Именно этими предметами снабжали умерших для пути в иной мир.

Интересно?

А вот теперь самое необычное: сказка отражает в основном представления о смерти, а не какие-нибудь другие. Именно эти представления оказались такими живучими и способными к художественной обработке.

Смерть в сказке является связующим звеном между нею и некогда широко распространенным обрядом, тесно связанным с представлениями о смерти: обрядом посвящения юношества при наступлении половой зрелости.

Обряд посвящения

Посвящение - это один из институтов, свойственных родовому строю. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение и становился полноправным членом его. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком (временная смерть). Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и возвращался, т. е. выхаркивался или извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне, и сопровождался телесными истязаниями (отрубанием пальца, выбиванием зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали (Вам и предложение Бабы-Яги Иванушке добровольно залезть в печь). Воскресший получал новое имя, на кожу наносились знаки пройденного обряда. Мальчик проходил более или менее длительную и строгую школу. Его обучали приемам охоты, сообщались тайны религиозного характера, исторические сведения и т. д. Он проходил школу охотника и члена общества, школу плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни.
Вот вам и Иван-царевич, король-королевич!
Давайте начнем наше путешествие с Иваном царевичем в…

Дремучий лес



Лес - постоянный аксессуар Яги. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, неизменно оказывается в лесу. Описания его достаточно условны: дремучий, темный, таинственный. Он непроницаем. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев. И чтобы выбраться из него, герой получает от Яги коня, на котором он перелетает через лес. Этот сказочный лес окружает царство мертвых, сквозь него ведет дорога в иной мир – этот мотив можно обнаружить в мифах разных народов.

В лесу, как разумеется, герой наталкивается на избушку на курьих ножках.


Он изначально знает, что должен заставить ее повернуться, для чего нужно произнести магическое слово «стань к лесу задом, ко мне передом». Почему нужно избушку повернуть, а нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена - "без окон, без дверей" - вход с противоположной стороны. Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через избушку, для чего ее нужно повернуть. Открытой стороной она обращена к тридесятому царству, закрытой - к миру Ивана. Эта избушка - сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше.
Это пограничное положение избушки иногда подчеркивается: "За той степью - дремучий лес, а у самого лесу стоит избушка", "Стоит избушка - а дальше никакого хода нету - одна тьма кромешная; ничего не видать".
Баба-Яга


Почему избушка на курьих ножках?

1)В мифах и обрядах народов, стоящих на более ранней ступени развития, избушка также имеет форму животного, причем часто совсем нет никакой избушки, а есть только животное, или же избушка имеет ярко выраженные зооморфные черты. Отсюда - "курьи ножки" и различные животные, обитающие при избушке.
Чтобы пройти, герою необходимо «задобрить» животных или произнести магическое слово (уже знакомое нам «повернись к лесу задом, ко мне передом»).
«Задабривание» животных - это определенная форма жертвоприношения, уже земледельческого происхождения: «… там тебя собаки будут рвать - ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть - ты ему ветчины дай». Однако магия слова является более древней, чем магия жертвоприношения.

Билибин И. «Василиса Прекрасная»


2)В качестве объяснения курьих ножек приводят иную версию: у славян VI—IX вв. существовал погребальный обряд сжигать покойников и класть их прах в горшок, который хранился в крошечной избушке-домовике, стоящей на столбах в чаще леса. А название „курьи ножки“ произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне и ставили упомянутую „избу смерти“.
Баба-Яга


Ты сначала напои-накорми, а потом и спрашивай!

Еще одна деталь, указывающая на то, что события происходят в царстве мертвых.
В начале Яга начинает выспрашивать героя, куда он «путь держит». На что тот отвечает требованием сначала «напоить-накормить», а потом и выспрашивать.
Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. В тех случаях, когда царевич входит в избушку, а Яги еще нет, он находит накрытым стол и угощается без нее. Даже сама избушка иногда подогнана сказочником под эту функцию: она "пирогом подперта", "блином крыта", что в детских сказках Запада соответствует "пряничному домику".
Отметим, что это постоянная, типичная черта Яги. Она кормит, угощает героя. Еда имеет здесь особое значение. Человеку, желающему пробраться в царство мертвых, предлагается особого рода еда. Еда для мертвых.
Приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших. Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых. Мертвый не только не чувствует отвращения к этой еде, он должен приобщиться к ней, так как подобно тому, как пища живых дает живым физическую силу и бодрость, пища мертвых придает им специфическую волшебную, магическую силу, нужную мертвецам. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий", мертвый.
Не стоит путать «еду для мертвых» с поминальной едой. Но поминальная еда, во всяком случае, у славян, состоит из зерен (кутья), яиц, символизирующих постоянное возрождение жизни. Она предназначается для живых, провожающих умерших, и как бы акцентирующих внимание на вечности жизни и ее постоянном возрождении.
Мотив угощения героя Ягой на его пути в тридесятое царство сложился на основе представления о волшебной пище, принимаемой умершим на его пути в потусторонний мир.



Баба Яга

Обозначим, что образ Яги в сказках предстает чаще всего в следующих ипостасях:
- Яга - дарительница, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он получает коня, богатые дары и т. д.
- Яга - похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение.
- Яга - воительница. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр.


Васнецов В.М. Баба-Яга 1917—1926 гг


Связь с миром мертвых: костяная нога

Если Яга при приходе Ивана находится в избушке, то, как правило, она лежит на печке, на лавке или на полу, причем занимает собой всю избу.

"Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". "На печке лежит Баба Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос". Почему она занимает всю избу? Яга напоминает собой труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она - мертвец.
Русская Яга не обладает никакими другими признаками трупа.
Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъеденная червями".
Но идентификация Яги с трупом - вещь очень поздняя. В стадиально более ранних материалах животный облик Яги - есть древнейшая форма ее, которая местами сохранилась и в русской сказке. В вятской сказке у Зеленина Д. роль Яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока и т. д.

Связь с миром мертвых: запах

Зайдя в избушку, герой слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" и пр.
Баба-Яга


Запах Ивана есть запах человека, а не русского. И пахнет он не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные, сами не пахнут и узнают живых по запаху.
Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам. По-видимому, здесь на мир умерших перенесены отношения мира живых с обратным знаком. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым.

Тотемный предок

Другая особенность облика Яги - это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит».

Яга снабжена признаками материнства, но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем безмужняя. Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных: "Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едреньше за Иваном-царевичем бежать".
Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Разумеется, такая важнейшая функция наделяла женщину – мать неограниченной властью сакрального характера. С падением матриархата сохраняются лишь атрибуты материнства и власть над животными.
Если Яга – хозяйка лесных животных, то как связать ее с образом охранительницы входа в царство мертвых?
Смерть на некоторой стадии развития общества мыслится как превращение в животных. Т.к. смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (т. е. царство животных) и дает власть над животными (например, понимание языка птиц и зверей), дарит волшебное животное (коня). Таким образом, Яга восходит к тотемному предку по женской линии.

Выводы:
- Яга - охранительница входа в мир мертвых, представляет собой мертвеца
- Яга восходит к образу тотемного предка, являясь покровительницей лесных животных
- Исконный образ Яги восходит к богиням типа матери - прародительницы.


Баба-Яга

Вот так.






Работы художницы под ником B1nd1


Читать далее
Арт по Глории и Триш (DMC4)

Читать далее
Мечтательные образы от AutumnsGoddess - 3


Читать далее

Автор поста
Tiff {user-xf-profit}
Создан 10-11-2008, 22:51


827


34

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Лира
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 10 ноября 2008 22:55

    интересненько... а я и не задумывалась...


  2.       Imperator
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 10 ноября 2008 23:05

    блин, обалденный пост!+10


  3.      Пользователь offline Sweet Cherry  
    Волшебник
    #3 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 00:13

    Супер! Интересный взгляд. Никогда так глубоко не вникал в образ Яги.


  4.       Tiff
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 00:38

    анекдот в тему:
    - Избушко, избушко, повернись ко мне лесом к заду передом...
    - Вы ставите меня в филологический тупик своими авангардистскими идиомами.
    - Чо?!
    - Да, примерно это я и имела в виду...


  5.       aginale
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 01:31

    Пост замечательный. За анекдот - отдельное спасибо.


  6.       Tiff
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 01:55

    Возникнут вопросы- спрашивайте!


  7.       Шарвин
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 06:21

    Класс! Сама идея выложить пост с Бабой-Ягой уже приятно радует ay


  8.       Tihon
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 09:38

    оччень понравилось. СПАСИБО!!!


  9.       Irena
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 14:41

    Наконец- то наша мифология)) очень интересно, пост отличный, анекдот тоже wink интересно было узнать тематику и подтекст слов)) я никогда и не задумывалась почему так)) Автор спасибо!)) bi


  10.       Lynx
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 15:27

    Супер!Пост классный, оч информативно! dy


  11.       Lady Darkness
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 16:54

    ay


  12.       Drumming of the rain
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 17:06

    Ягу наверное единственную из героев нельзя определено назвать положительным или отрицательным героем.......


  13.       Mad_Max_Storm
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 18:20

    ay супер темка))))))))


  14.       Naty
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 18:56

    прикольно feel


  15.       green_eyes
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 20:39

    Прикольно. ))


  16.       Ведьмочка
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 21:28

    классно! бабушка яга!!!


  17.       guenhwyvar
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 22:20

    отличный пост))очень интересно,никогда даже не задумывалась об этом) winkay


  18.       Loniel
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 11 ноября 2008 22:41

    Класс!!! столько интересных фактов! ay


  19.       танитаэль
    Путник
    #19 Ответить
    Написано 25 ноября 2008 12:49

    Цитата: aginale
    Пост замечательный. За анекдот - отдельное спасибо.


  20.       Апельсинка
    Путник
    #20 Ответить
    Написано 29 ноября 2008 10:57

    занятно!


  21.       Varria
    Путник
    #21 Ответить
    Написано 5 декабря 2008 20:33

    Интересно.....


  22.       Лучик
    Путник
    #22 Ответить
    Написано 27 декабря 2008 21:34

    Очень интересненько))


  23.       Voola Alex
    Путник
    #23 Ответить
    Написано 1 января 2009 19:58

    классный пост, просто круть!!!=)) wink


  24.       Seleneta
    Путник
    #24 Ответить
    Написано 8 января 2009 10:36

    Замечательный пост, Баба-Яга восходит к Ягине (Ягишне), женщине-змее, которая хранит вход в Царство мертвых, очень многогранный образ, надо сказать, один из самых емких в славянском фольклоре. smile


  25.       Катеришка
    Путник
    #25 Ответить
    Написано 10 января 2009 13:33

    Спасяб


  26.       Moriel
    Путник
    #26 Ответить
    Написано 25 января 2009 02:07

    Хороший пост. Баба-Яга очень необычный персонаж в сказках.


  27.       Ashana
    Путник
    #27 Ответить
    Написано 18 февраля 2009 15:27

    Вроде бы и всем известный персонаж, а столько новой информации))


  28.       Алми
    Путник
    #28 Ответить
    Написано 6 апреля 2009 21:56

    aycz


  29.       Тататоня
    Путник
    #29 Ответить
    Написано 15 апреля 2009 02:00

    Спасибо большое! Очень интересно! ay


  30.       Kin-Ra
    Путник
    #30 Ответить
    Написано 23 апреля 2009 17:05

    Информация интересная, только по-моему это уже не баба-яга, а что-то другое. Как-то не вяжется она у меня в таком образе... belay



Добавление комментария


Наверх