Учимся у классиков: А.П.Сумароков
Учимся у классиков: А.П.Сумароков
Вот уж не знаю, знакомо ли вам имя Александра Петровича, но я все же верю, что знакомо. Это писатель, поэт, драматург и публицист XVIII века, современник Михаила Ломоносова (кстати, с последним они были на ножах). Пожалуй, именно А.П.Сумароков составил первое русское "поучение" для молодых авторов. Причем сделал он это... в стихотворной форме.

Учимся у классиков: А.П.Сумароков
Walker James

Надо сказать, что в своей работе Александр Петрович опирался на теоретика французского классицизма, повсеместно тогда известного Николя Буало - и на его трактат "Поэтическое искусство". Так что сама идея была в то время уже распространена, но именно Сумароков был тем, кто первым принес ее в наши края.

Учимся у классиков: А.П.Сумароков
Потрет кисти Ф.Рокотова

Учимся у классиков: А.П.Сумароков


Итак. "Наставлением хотящим быти писателями", опубликованное в 1774 году, было составлено из двух написанных Сумароковым ранее, в 1747 году, эпистол: "О русском языке" и "О стихотворстве".
"О русском языке" я здесь приводить не буду, желающие могут почитать.
Я обращусь сразу к эпистоле О стихотворстве.
Как я уже говорила, поучение это написано в стихотворной форме, поэтому читается легко и приятно. Для желающих прочитать все ссылку я дала, а сюда вывожу те положение, которые лично мне показались наиболее значимыми и полезными для молодых авторов.

Нельзя, чтоб тот себя письмом своим прославил,
Кто грамматических не знает свойств, ни правил
И, правильно письма не смысля сочинить,
Захочет вдруг творцом и стихотворцем быть.

(учите язык! учите язык!)

Стихи слагать не так легко, как многим мнится.
Незнающий одной и рифмой утомится.
Не должно, чтоб она в плен нашу мысль брала,
Но чтобы нашею невольницей была.

(Беру на себя смелость расшифровать. Я знаю, что многие начинающие поэты, - я тоже такой была когда-то! - "подгоняют" смысл под рифму. То есть, написав, скажем, первые две строки, они чешут в голове, придумывают к эти двум строкам рифмы, а потом подставляют подходящие более или менее по смыслу слова, составляя две последние строки четверостишия. И получается вроде как две строчки "свободные", выражающие мысль поэта, а две - "подогнанные", написанные "для проформы", чтобы соответствовать рифме; сие не есть хорошо. Отучайтесь от этого, обязательно отучайтесь!)

Но хладен будет стих и весь твой плач — притворство,
Когда то говорит едино стихотворство;
Но жалок будет склад, оставь и не трудись:
Коль хочешь то писать, так прежде ты влюбись!


(Это, друзья, к тому, что нечего писать о том, чего не чувствовал. У нас любят понаписать что-нибудь страстное и пафосное, скажем, о любви вампира! Не знаю, может, и есть где-то гении на свете, но дельных стихотворений на эту тему мне лично не попадалось. В стихах цепляет искренность: пишите о тех чувствах, которые сами испытываете или испытывали, не придумывайте. Красивые пустые слова вряд ли найдут отклик у читателей)

И не бренчи в стихах пустыми мне словами,
Скажи мне только то, что скажут страсти сами.

(Ну как тут не вспомнить Антона Павловича Чехова и его слова "Краткость - сестра таланта"? Поверьте, написать многословно - просто; только хороший поэт может выразиться кратко и ясно. Стремитесь к краткости, убирайте лишние слова, не будьте пустословными!)

Для знающих людей ты игрищ не пиши:
Смешить без разума — дар подлыя души.
Не представляй того, что мне на миг приятно,
Но чтоб то действие мне долго было внятно.

(А это к тому, что у стихотворения всегда должна быть идея. Если садитесь писать - пишите не просто так, чтобы написать, четко представьте, зачем вы пишите именно это стихотворение)

Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нем был сокрыт и говорила страсть;
Не он над ним большой — имеет сердце власть.

(В данном случае Сумароков говорит о том, что не стоит с простых лирических стихотворениях о любви загромождать строки велеречивыми сравнениями, пафосными оборотами, устаревшими фразеологизмами; о простых чувствах и событиях и писать надо простым языком)

О чудные творцы, престаньте вздор сплетать!
Нет славы никакой несмысленно писать.
Во окончании еще напоминаю
О разности стихов и речи повторяю:
Коль хочешь петь стихи, помысли ты сперва,
К чему твоя, творец, способна голова.
Не то пой, что тебе противу сил угодно,
Оставь то для других: пой то, тебе что сродно...

(Это о том, что не надо идти за толпой. Пишите о том, о чем вам интересно писать, пишите в том жанре, который вам близок, пишите тем стилем, которым вы думаете и живете; не насилуйте себя и не заставляйте писать "то, что положено", "так, как все пишут" и прочее)

Лишь просвещение писатель дай уму:
Прекрасный наш язык способен ко всему.

(учиться, учиться и учиться!)

Учимся у классиков: А.П.Сумароков

Еще мне хотелось бы поделиться публицистическим творением Александра Петровича, написанным уже прозою:К несмысленным рифмотворцам. Язык несколько архаичен, но, думаю, понять сможете. Сюда тоже вставляю, для ленивых выделяю жирным главное:
 Показать / Скрыть текст


А вот статья посолиднее, О стопосложении. ее сюда приводить не буду: большая. Но сведений умных в ней многооо.
С творчеством Александра Петровича можно познакомиться здесь
От себя особенно советую трагедию Димитрий Самозванец, комедию Опекун и сатиру О благородстве
Для любознательных - Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова, П. Н. Берков

Учимся у классиков: А.П.Сумароков

Надеюсь, кому-нибудь пользу принесет)) Может быть, когда-нибудь еще с каким классиком вас познакомлю.

Ваша Лиэнь.






Арт по WoW


Читать далее
Jenny Marie Smith

Читать далее
Феникс Императора. Глава 12


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 17-02-2022, 23:24


384


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх