Уважаемые граждане поэты!
Обо всём этом уже писано 100 раз, но всё же подведу итоги по поэтиескому Дриму.
Сразу оговорюсь, что Мастеру слова доступны все поэтические приёмы, и он может нарушать любые правила - в том случае, если это сооответствует стихотворному замыслу и более точному выражению мысли. А пока мы с вами не достигли таких вершин, будем учиться элементарному.
Итак, хорошему стихотворению, как правило, свойственны:
1. ЛАКОНИЧНОСТЬ.
Это умение выразить большое количество мыслей как можно меньшим количеством строк.
Начинающие авторы очень любят постить воооот такие стены текста, где смысла всего капля. Либо это одна-две простых мысли, зачем-то размазанные на мнооого строф, либо долгое и нудное перечисление каких-либо действий лирического героя (как правило, с глагольными рифмами).
Зачем вы это делаете? Поверьте, для ознакомления с вашим творчеством читателю вполне хватит 4-5 строф по 4 строки. Итого: 16-20 строк. В этот объём постарайтесь вместить всё, что вы хотели поведать миру.
Большой объём малоосмысленного текста плохо воспринимается читателем или вообще игнорируется.
Авторы на Дриме, у которых стоит поучиться лаконичности:
Khortica, Идущая по времени, Astarel.
2. ХОРОШЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
Ритм.
Стихотворение (за исключением верлибра) - это структура, имеющая ритм и рифмы.
Вам нравится, когда завтрак подан в постель на красивом подносе, с ножами-вилками-белоснежными салфеточками, а блюда изысканно сервированы?
А есть и другой вариант: разложить еду на грязной замызганной газете, постеленной на табуретку, напитки налить в старые чашки с отбитыми краями, столовых приборов не предвидится вообще.
Блюда - это мысли, которые вы подаете читателю, сервировка - то, как вы эти мысли оформляете.
Почему у вас порой ритм скачет, как блохи по коту? Почему он то есть, то его нет, то он, простите, хромает на обе ноги? Тренируйтесь чувствовать ритм, считайте слоги, покажите кому-нибудь стихотворение в процессе написания, возможно, вам помогут с этим.
Ритм хорош у авторов: Khortica, Libra, Сонный Ежонок.
Рифма.
Стихотворение - это поделка из бисера. Есть общий замысел (узор), есть разные виды бисера (слова), есть различные техники (рифмы, метафоры, сравнения и т.д.), которыми можно выполнить этот узор.
Если самый простой узор (простая тема - любовь, осень, мистика ит.д.) выполнить замысловато, получится что-то новое. Вы покажете другим, как искусно можно владеть разными видами техники, какие новые виды бисера использовать.
Можно выполнить сложный узор (взять трудную, многогранную, неоднозначную тему - религия, война, творчество какого-либо поэта или художника - всё то, что потребует от автора ещё и определённых знаний и эрудиции) простыми приёмами.
А можно сделать оригинальный узор совершенно новым способом, используя нестандартные материалы - но это уже вопрос мастерства и вкуса автора.
От вас пока никто не требует выставочных работ. Достаточно того, чтоб в ваших поделках были ровные ряды и хоть что-нибудь, что отличало бы их от миллионов точно таких же изделий. Какая-то изюминка. Недостаточно просто "выразить свои мылси" - нужно пытаться сказать их так, как никто, кроме вас, не сможет. Это называется - "вырабатывать свой узнаваемый стиль".
Рифмы - одна из самых заметных вещей в стихотворении. Плохо, если вы будете пользоваться тем же, чем пользовались сотни лет до вас). Я об элементарных рифмах ("кровь-любовь-морковь", "розы-грёзы-слёзы",...) и о глагольных ("пришёл-ушёл-нашёл" ит.п.).
Использовать их - не порок. Но и не великое достижение. В первом классе все должны уметь писать чёрточки и закорючки). И если вы умеете это делать и в седьмом, и в десятом, это никого не удивит и не восхитит).
Ищите свои рифмы. Лучше если они будут точными.
Авторы, у которых часто интересная рифмовка: Khortica, Сонный Ежонок, Astarel, Libra.
Автор, который нравится оригинальностью (помимо вышеперечисленных): Nettlelf.
4. СВЯЗНОСТЬ.
Ваше стихотворение должно быть логичным и понятным (если оно "традиционное" или вызывать чётко определённые образы и эмоции (если оно психоделическое).
Советую начать с освоения традиционного классического с чётким смыслом. Это написать легче.
Избегайте всяких нелепостей и странных абстракций. Всегда думайте, что именно вы пишете и как это воспримет неподготовленный читатель, которому не знаком ход ваших мыслей. "Оправдания" вроде: "Я так вижу мир" или "Пусть сами догадаются, что я имел в виду" никуда не годятся. Ибо так можно скатиться до "дыр бул щит" - пусть читатель сам разбирает, что там хотел сказать автор. Мысль должна быть полностью выражена, не бросайте её на полпути. В стихотворении всё должно быть подчинено некой единой идее, должна присутствовать своя атмосфера, которую читатель должен ощутить.
Атмосфернее всего стихотворения: Сонного Ежонка и Khortica.
5. ПРАВОПИСАНИЕ.
Мне стыдно о таком говорить, но с некоторыми авторами очень хочется сделать так:
Сейчас в Сети все необходимые словари под рукой - пользуйтесь на здоровье и не позорьтесь, пожалуйста, перед читателями неудовлетворительным знанием русского языка, на котором вы взялись творить поэзию. Прежде чем писать стихи - выучите эти правила "как Отче наш", чтобы неблагодарные злые критики не тыкали вас носом в отсутствующие или лишние запятые ит.д.
Вот список лучших, на мой взгляд, электронных словарей:
1. СПРАВОЧНИК ПО ПРАВОПИСАНИЮ, ПРОИЗНОШЕНИЮ, ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ:
http://evartist.narod.ru2. ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ:
gramma.ru3. ГРАМОТА.РУ:
gramota.ruздесь можно проверить правописание любого слова и выяснить его значение.
4. СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ:
Словарьударений5. Здесь посложнее про ударения (с акцентными типами), но если разберётесь, сразу уловите суть:
http://rusgram.narod.ru/1232-1253.html http://rusgram.narod.ru/1607-1623.html А также приведу небольшой список литературы по стихосложению:
1. Сайт Тима Скоренко - УЧЕБНИК СТИХОСЛОЖЕНИЯ:
http://www.timskorenko.ru/poezia.html 2. СПРАВОЧНИК ПО СТИХОСЛОЖЕНИЮ:
http://rifma.com.ru/AZ-RAZ.htm 3. СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА:
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-014.htm Пожалуй, на этом закончу.
Если у вас есть поэтический талант, вам остаётся только его достойно огранить поэтическим мастерством. Это дело времени и практики.
Желаю всем удачи на этом поприще!