Клуб анонимных стихоголиков
Клуб анонимных стихоголиков
(Поэтическое собрание)
 
Этот разговор для вступивших на путь отражения собственных эмоций в стихотворной форме. Эмоций, которые так порой перехлёстывают, что эти авторы пренебрегают законами версификации до полного или частичного несоблюдения форм…
 
  Стеклянная Галка:
 откровенный разговор дилетанта с дилетантами о методах ведения войны со стихами:-)
 
Так уж случилось, что нас с вами связывает одна общая беда - мы пишем стихи. Пишем? Ну.. не знаю, как кто, а я их не пишу. Они пишут меня. И делают это публично, и порою с особой жестокостью, уже целых 2 года. Я даже до сих пор храню свое первое стихотворение - в назидание, так сказать - вот что бывает с людьми, которые вовремя не выдергивают ростки баобабов.
Итак, месяца два спустя после первого стихотворения, я поняла, что борьба бесполезна. Когда безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить, решила я и, вооружившись руководствами по стихосложению, начала изучать теорию. У меня неплохое, но не гуманитарное образование. Я штудировала статьи, как в свое время изучала Капитал. Именно тогда я и пообещала себе, что если я выживу в этой борьбе , то постараюсь объяснить это все человеческим языком - доступным простому ядерному физику или оператору машинного доения.
Первое, что я пообещала этим лентяям, называющим себя стихами, и от нечего делать лезущим мне в голову, что легко им не будет. И я стала составлять план их уничтожения.
В первую очередь я взялась за подбор рифмы - тогда, наивная, я думала, что это главное.

Глагольная рифма...
Кто не слышал этого страшного обвинения? Мне стоило немалого труда понять, почему нельзя рифмовать глаголы. Они так славно рифмуются... Но - приняв на веру, я стала изгонять их из текстов, как соседских кур с моей клумбы. Тексты кривились, но терпели. Вскоре они привыкли и уже не подсовывали мне глагольные рифмы.
Глагольные рифмы - это рифмовка окончаний глаголов:
- брать - играть - карать,
причем эти еще ничего - у них, как видите, рифмуется еще и «р». Хуже с такими рифмами
- спать - начинать - горевать.
Кстати, есть и некоторые существительные, которые можно отнести к «как бы глагольным» рифмам - что-то типа - представление -повторение - изменение, и иже с ними...
• ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ были отброшены. Вместе с ними были отброшены
• ИЗБИТЫЕ РИФМЫ, заикающиеся, как заезженная пластинка, типа «кровь-любовь» и «розы-морозы." Что же осталось? Пришлось
• РИФМОВАТЬ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - насильственным образом.
Как же верещали мои тексты! Как злорадно я штудировала помощник поэта и программку «Ай да Пушкин» в поисках ну хоть какой-то рифмы к этому чертовому глаголу... Штудируя, я натыкалась на следы чьих-то попыток зарифмовать пароход и теплоход, самолет и вертолет... Что-то мешало мне в них. Наконец меня осенило - они же одинаковые, и говорят почти об одном и том же. И я решила
• НЕ РИФМОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Тексты ответили залпом новых рифм и
• СБОЯМИ РИТМА. И наступил период палочек и черточек. Я рисовала схемы размеров, ставя восклицательный знак на месте ударного слога и минус на месте безударного. Схем было не так уж много, они состояли из повторяющихся комбинаций. Я даже изучала названия размеров - но здесь, помня свое обещание, я не буду об этом. Для желающих - откройте стихирную статью о размерах, возьмите примеры оттуда и постарайтесь построить
• РАЗМЕРНЫЕ СХЕМЫ... Итак, ритмы хромали, и я было совсем отчаялась, но - русский язык - великая вещь! В нем такое количество ВОТов, УЖей, ТАКов и прочей нечисти, что тексты немедленно стали заполнять ими освободившееся пространство. Ну, змей я люблю. А вот прочую нечисть - извините. Я стала вымарывать их из текстов, слово за словом, и смотреть - а что они, собственно, тут делали? В 3 случаях из 4 приговор был - бессрочная ссылка. Дальше - больше. Я поняла, что бывают не только вводные слова-паразиты. Целые строки тихой сапой влезали в тексты и будучи удаленными не вызывали ничьего сожаления. У меня появилась тяжелая артиллерия -
• НИ ОДНОГО СЛОВА БЕЗ НАГРУЗКИ. Легко говорить, теперь... Тогда - на попе у меня была большая мозоль, а в голове кишели обрывки строк. Знаете , как это бывает? Решил, что должно быть в строке.. И крутишь, крутишь, крутишь... меняешь слова местами... СТОП! Как это - местами? Когда мы говорим прозой, то
• ПОРЯДОК СЛОВ зависит от того, что мы хотим сказать, а не от того, что с чем рифмуется... Значит... (тексты пригнули головы) - долой вольность изложения, ура - строгому порядку. Надо сказать, что это открыло мне еще один аспект глагольных рифм. Они плохи, потому что, как правило, мы не говорим предложениями с глаголами в конце! А значит, рифма там плоха не сама по себе, а за счет неправильного построения предложения. Следующим открытием, последовавшим уже почти в зрелом стихирном возрасте, было, что «детей-зверей» не является рифмой. Ну, в каком-то понимании они, конечно, похожи... но не очень. И загвоздка вот в чем -
• НЕДОСТАТОЧНО ЗАРИФМОВАТЬ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИИ - надо чтоб рифмовался хотя бы один звук перед ним. 
• ХОРОШО РИФМУЮТСЯ ПОХОЖИЕ ЗВУКИ - парные - б-п , д-т , к-г, ж-ш, з-с. Звонкие лучше рифмуются со звонкими, глухие с глухими. Мягкие можно рифмовать с теми же самыми твердыми. И опять, одновременно с этим открытием, я поняла, что
• МОЖНО ЗАРИФМОВАТЬ ВООБЩЕ НЕ ОДИНАКОВО ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ СЛОВА , и это все равно будет рифма! Главное, чтоб ударный слог, включая согласную был зарифмован, а окончание - достаточно, чтоб было созвучным. Например: «прямой - ярмо», «рая - желаю» и на худой конец - «куста- привстать».
Итак - подбор рифмы был осуществлен со всей строгостью, каждое слово сгибалось под тяжестью привносимого им смысла, шаг влево, шаг вправо для них считался побегом - я готова была вздохнуть свободно... И тут у текстов появилось новое оружие. Предполагалось, что
• ТЕКСТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СМЫСЛ. Приторные вздохи ( я так «чуйствую» и пишу что «чуйствую» , а мысль - это для научных трактатов ) меня никогда не прельщали. Так вот - тексты стали менять смысл. Чуть не доглядишь - и идея всего стихотворения меняется, как погода в феврале. И будьте уверены -
• ЕСЛИ ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТО ДВОЯКО - ОНО БУДЕТ ПОНЯТО НЕПРАВИЛЬНО. И начались мучения со смысловой частью. Как дом строится из кирпичей, так стихотворение строится из слов. Какие кирпичи - такой и дом. Если мы строим здание тюрьмы, а используем розовую облицовочную плитку с бантиками - вряд ли кто-то поймет, что именно мы строим. Значит - подбор слов в стихотворении - немаловажная деталь для восприятия. Здесь играют роль
• АССОЦИАЦИИ - эпитеты несут вкус, запах, цвет, осязание к читателю. Например, вы пишете о доме, о теплом утре в светлой комнате, и даете солнечному пятну на подоконнике эпитет - пшеничное. Не желтое. А именно - пшеничное. У вас нет места поговорить о свежем хлебе - стихотворение растянется до бесконечности, а 
• КРАТКОСТЬ, как известно, - СЕСТРА ТАЛАНТА. Но этим словом, вы уже послали читателю сообщение - свежий пшеничный хлеб там тоже был. И он это услышал, можете не сомневаться. Тексты уже не очень сопротивлялись, и я с удивлением обнаруживала этот самый
• СКРЫТЫЙ СМЫСЛ уже после того, как слово попадало в текст. Еще одним камнем преткновения стали
• НАЧАЛА И КОНЦОВКИ. Как начать стихотворение так, чтоб его дочитали хоть до средины? Ждать озарения на первой строке. И уж совсем никак не допустимо разочаровывать читателя на последней - он обидится и больше не придет. Следующим тяжелым испытанием было
• САМОДОВОЛЬСТВО. Я писала - хорошо (как мне казалось). И стала читать свои тексты вслух. И тут я обнаружила вдруг, что прочесть их вслух не могу - хотя заикаюсь, только когда сильно волнуюсь. Все было просто - они были
• НЕБЛАГОЗВУЧНЫ - тяжелые сочетания звуков вроде : «корм смрадный» и подобные им превращали тексты в заик, и стали безжалостно изгоняться. Я срывала голос, читая вслух в машине, на меня оглядывались люди в магазинах, но я упорно декламировала вслух. Когда и на этом фронте наступило затишье, я поняла, что у меня не осталось полей боя (не путать с play boy)... Количество текстов приближалось к 500, темы были все востребованы, при словах «крылья -лопатки» начинался приступ тошноты... И я поняла, что мои личные переживания, наполняющие тексты, мало кому интересны. И стала сочинять. Ну, нельзя сказать, что чтоб меня в текстах стало после этого меньше. Мне просто стало 
• ИНТЕРЕСНЕЕ, а значит и читателю. И - самое главное - текстов стало меньше! Значительно меньше. А это - уже итог. Но об этом - никому! Договорились? Главное - филологам! У меня в запасе есть еще много разного тайного оружия для борьбы со стихами. Но может и того, что я уже сказала, будет достаточно, чтоб любители поэзии испепелили меня мыслями - так что я подожду...






Работы Эдварда Роберта Хьюза

Читать далее
Между миров


Читать далее
Крик души Снейпа

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 17-02-2022, 22:16


344


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх