Точка зрения персонажа
Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.


В русской литературе почему-то вопрос "точки зрения" (то есть, чьими глазами мы "смотрим" на происходящее в книге), похоже, считается сугубо теоретическим -- литературоведческим. Мол, сначала автор напишет, как Бог на душу положит, а потом придет литературовед и с умным лицом проанализирует, что за точки зрения в своем произведении автор интуитивно использовал. Самого же автора никто, похоже, не учит, как выгодно и с умом применять различные виды точек зрения на благо произведению.

Но в мировой писательской практике совсем другая картина. Овладение письмом в различных точках зрения там считается одним из самых первых и основных навыков писателя. Этому учат даже в пятых классах школ, на сочинениях!

Заранее прошу прощения за примеры: поскольку хотелось дать очень явные, четкие примеры "правил" и "нарушений", то придумала их сама. Они примитивные, но зато ясно иллюстрируют мысль.

Конечно, великое множество выдающихся писателей писали и пишут интуитивно, не считаясь с правилами. Но мне кажется, чтобы блестяще нарушать правила, нужно их сначала знать и уметь применять. "Точка зрения" -- это и есть одно из таких обязательных писательских правил. Сначала изучим -- и будем знать, как с наибольшей выгодой для произведения эти правила можно нарушать.

Примечание. Я стараюсь пользоваться терминологией, введенной Б.А.Успенским в "Поэтике композиции". Это, кажется, чуть ли ни единственное сочинение в русском литературоведении, которое впервые подняло вопрос точки зрения. Однако некоторые исследователи в своих статьях используют и переводы английских терминов (которые мне кажутся более образными, чем термины Успенского), так что их я тоже буду упоминать по ходу.

Примерно до начала 20-го века (датировка тут очень размытая, потому что, ессно, лит-ра развивалась неравномерно) существовало в принципе только две точки зрения, с которых могло вестись повествование.

1. Первая -- это так называемая "точка зрения всезнающего автора" (Успенский ее называет "нулевой"). То есть автор знает все события романа, видит всё, что творится в мыслях и на душе у героев, и обо всем без утайки докладывает читателю. Например:

Виктор пришел в отчаяние.--Ну ты и дура, Машка!
Машке ужасно хотелось заплакать, но она терпела.--Сам дурак.

Тут автор влезает в голову обоим героям и описывает, что оба чувствуют и думают: Виктор приходит в отчаяние, Машке хочется плакать.
Почему это точка зрения всезнающего автора? Потому что автор знает и показывает нам всё, что происходит в душах героев. Автор может даже подсказать, что произойдет дальше: "Ах, если бы Машка знала, что эта ничтожная встреча перевернет всю ее жизнь!". Такой автор показывает нам события произведения опосредованно, через призму собственного восприятия. Читатель как бы слушает автора-рассказчика, докладывающего обо всех событиях и эмоциях. АВТОР ЗНАЕТ ВСЁ! Эту точку зрения Успенский называет "нулевой" (то есть как бы отсчетной), а также встречаются названия "точка зрения всезнающего автора" и, прямая калька с английского, -- "третье лицо всеведущее".

Естественно, эта точка зрения имеет много плюсов, но ее главный минус -- читатель лишен возможности сопереживать персонажу напрямую, не может сам влезть ему в душу. Поэтому как противовес тогда же, сотни лет назад, в лит-ре возникла еще одна точка зрения:

2. Повествование от первого лица.

С этим тоже всё ясно. Автор рассказывает о том, что якобы произошло с ним самим, поэтому уже начинаются ограничения: он не может рассказывать о событиях, при которых не присутствует, он в принципе не может влезать в головы другим персам и описывать, что они чувствуют и думают. В идеале, такое произведение пишет только о том, что пропустил через собственное восприятие главный герой. Хотя и тут были возможны фокусы типа "ах, знал бы я тогда, что..." Хотя налицо ограничение свободы автора, читатель более охотно сопереживает повествованию от первого лица. Читатель как бы совмещает себя с героем -- эмпатия полная.

Но это всё было давно. Две точки зрения -- вот вам и вся литература. И хорошо писали, сволочи!

С развитием профессионального литературного мастерства, которое приходится где-то на конец 19-го -- начало 20-го века, авторы стали осваивать более интимный, "человеческий" подход к читателю. Оказалось, что и в третьем лице можно писать от имени персонажа, а не автора. И так развилась самая сейчас употребительная точка зрения:

3. Третье лицо ограниченное. Успенский называет ее "внутренней точкой зрения", потому что всё происходящее описывается как бы изнутри конкретного персонажа. Именно этот тип точки зрения доминирует в современной литературе. Но он же является и самым сложным. Овладение ограниченной точкой зрения требует большой практики и умения включать в текст только то, что видит, думает и ощущает данный перс.

Поэтому в ее применении сложились некоторые облегчающие жизнь "правила", которые я тут приведу.

1. Пользуясь ограниченной точкой зрения, автор обязан показывать события через менталитет данного персонажа (образовательный уровень, воспитание, убеждения и предрассудки, стиль речи и т.п.).

Всё, что автор сам хочет сказать о данном персе, он обязан вложить в его собственные уста, мысли и поведение, передать отношение к нему других героев (особенно через диалог это хорошо делать!), но незаметно и непринужденно, не нарушая хода повествования. Если, например, перс -- редиска и нехороший человек, автор не имеет права где-то в уголке взять микрофон и намекнуть читателю, что не разделяет взглядов этого мерзавца. Но автор обязан показать перса со всех сторон так -- через его собственные мысли, слова, поступки, через отношение к нему других персонажей -- что читатель сам захочет размазать эту сволочь по стенке, без намеков со стороны автора.

Стиль повествования имеет тут огромное значение! Даже если автор пишет, как царь Давид, если точка зрения в произведении принадлежит полуграмотному бомжу, оно должно писаться голосом полуграмотного бомжа. С умом отредактированным, естественно. То есть те слова, понятия, предметы, которые прекрасно известны автору, но с которыми данный бомж не знаком, из текста исключаются автоматом.

Хорошее упражнение-зарисовка: набросайте описание комнаты или квартиры. А затем перепишите описание несколько раз, с позиции разных людей и их голосом (но от третьего лица!). Многодетная мать заметит, что нигде не валяются игрушки. Педанта поразит невытертая пыль. Электрик не заметит пыли, но отметит плохую проводку. Ученый не заметит проводки и бросится сразу к книгам. Всё разным языком, четыре человека -- четыре менталитета, четыре разные комнаты.

2. Точек зрения в произведении может быть, конечно, несколько -- события могут описываться вперебивку глазами нескольких персонажей, котрые в данном случае называются фокальными персонажами (без шуточек, плиз!). Но и тут есть некоторые правила относительно их количества и употребления:

Чем короче произведение, тем меньше фокальных персонажей. В современном коротком рассказе -- только одна точка зрения, только один фокальный персонаж, только его глазами мы смотрим на события рассказа. В большом рассказе может быть две, в повести -- часто бывает две или даже более, в романе -- обычно четыре-восемь фокальных персонажей (хотя бывает и два, и даже вообще одна точка зрения на весь роман).

3. Взялся -- ходи. Без веской причины точку зрения не менять. Метаться из головы одного фокального персонажа в другую без конкретной авторской задачи называется "прыгать по головам". В одном абзаце мы переживаем происходящее с героем, в другом вдруг попадаем в голову его противника и узнаем, что тот чувствует и думает... это игра в поддавки с читателем. Надо уметь так построить сцену, чтобы всю необходимую информацию либо дать через голову фокального персонажа, либо удержать до более подходящего момента. Простейшее правило такое: одна сцена -- одна точка зрения, один фокальный персонаж. Его глазами мы смотрим на события сцены. Нужна очень веская, серьезная причина, чтобы внутри сцены переносить точку зрения с одного перса на другого. И при таком переносе нужно всегда следить, чтобы читателю было ясно, чьими именно глазами мы смотрим на события.

4. Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного перса и описывается его "голосом", всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться. Иначе возникает так называемый "прокол" ограниченной точки зрения. Например:

(из одного любительского рассказа, не моего )

Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...

Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана.

Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: прокол точки зрения. Где же он? А вот:

Начало хорошее, нейтральное: Кэт сидела на диване и горько плакала. Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. А вот и она:

Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...

Всё ясно! -- мы смотрим на всё глазами Кэт! Это ее чувства, ее мысли. Но вдруг -- бэмс:

Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана.

Глазами Кэт, говорите вы? А Кэт что, знает, что у нее глаза красные? И платье, она же его в данный момент не воспринимает как "розовое в горошек", она ревет и страдает, куда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини -- никто его об этом не просил, читатели бы сами всё в уме дорисовали. А получился -- прокол точки зрения...

Вот подобных проколов точки зрения нужно очень остерегаться. Когда они могут возникнуть? -- всегда, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего не может ни знать, ни говорить. И отсюда еще одно, пока что последнее правило:

5. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п. Почему: читатель и так "сидит" в голове данного перса. Читателю и так понятно, что это именно перс увидел или подумал ту или иную вещь. Употребление этих глаголов как бы отстраняет читателя, напоминает, что между ним и персом стоит автор и встревает со своими комментами. Поэтому такая точка зрения называется "фильтрованной" (пропущенной через голову автора). Вот например, какой из двух абзацев читается "живее" и естественнее? С глаголами чувственного восприятия:

Такой клинок королю под стать, подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки.

Сравните с так называемой глубокой позицией, где автор молчит в тряпочку со своими ремарками, только передавая нам состояние перса:

Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у Зигфрида забегали мурашки.

Вот еще пример:

Фильтровано: "Виктор выглянул в окно и увидел, что в песочнице копошилась девочка."

Напрямую: "Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка."

Фильтровано: "В воцарившейся тишине Таня услышала, как вдалеке о чем-то пел соловей."

Напрямую: "Воцарилась тишина -- только вдалеке о чем-то пел соловей."

Наверное, нет смысла добавлять, что "глубокая позиция" гораздо живее фильтрованной и как бы переносит читателя в произведение, заставляет его сопереживать. То есть -- все "подумал, увидел, ощутил" лучше опускать.

Ну, и коротенько об остальных возможных точках зрения, менее употребительных:

2. От второго лица. Редко, но, если сделать с умом, очень красиво. "Вы входите в трамвай... навстречу вам поднимается красивая девушка..." Часто применяется в туристической литературе.

3. Третье лицо объективное (Успенский называет эту точку зрения "внешней"). Еще она иногда называется "бихевиористское повествование". При таком роде повествования автор описывает только внешние признаки поведения героев. Все мысли и чувства остаются за кадром. Он улыбнулся, она опустилась на стул... своего рода кинофильм. Читателю показывают картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал. Опять же, если применять с умом, дает сильный эффект.






Александр. Глава 2

Читать далее
«Время ведьм»

Читать далее
Программа минимум для начинающих. Главы 25-26


Читать далее

Автор поста
Coorio {user-xf-profit}
Создан 10-02-2009, 17:54


925


36

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       CallistoMoon
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 18:01

    спасибо)))) приму к сведению ay видимо, я пользуюсь нулевой точкой зрения.....


  2.       Fraulein Tod
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 18:02

    Спасибо! Обязательно приму все это к сведению)


  3.       Seera
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 18:27

    что-то я не усвоила, когда эти правила нарушать можно)
    в принципе - о ужас! - если очень надо, то можно и тип повествования (от какого оно лица) менять в определённых условиях.
    а что касается употребления "подумал", "ощутил" и т.п., то существует одно правило - нужно выбрасывать из текста все слова, без которых он может обойтись


  4.       KaZaK
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 18:38

    о, блин, а у меня точки зрения то нулевая то от 1вого лица то вообще последняя) ну вот почему меня обвиняют в размытом описании событий!


  5.       Ksefanija
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 18:42

    fellow


  6.      Пользователь offline Лиэнь  
    Верховный Маг
    #6 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 19:18

    А я абсолютно не согалсна и полностью за то, чтобы молодые авторы продолжали традиции русской литературы! Надо писать так, чтобы было от души! И пусть точка зрения будет сама собой появятся (когда я пишу, я, например, не задумываюсь, с какой точки зрения это делаю. И только позже, перечитывая, я понимаю: вот тут была такая, а тут такая - оказывается, я использую почтив се, что было перечислено выше).
    Нельзя делать точку зрения пустым приемом. Когда ты будешь писать ее нарочно - получится ужасно! Проверено;) Никогда нельзя использовать такие вещи нарочно. Все должно получаться само собой! Иначе будет ненатурально.
    В общем, писатель не должен быть литературоведом! (черт, не выйдет из меня тогда писателя.... ибо учусь я именно на литературоведа).


    ______



  7.       дарин
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 19:51

    Нет, хорошая статья. До всего доходила сама, годами, а, оказывается, давно лежало на тарелочке с голубой каемочкой.


  8.       Фиона
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 10 февраля 2009 20:02

    Полезно


  9.       Иньярра
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 11 февраля 2009 01:01

    Хорошая статья. А что-то в этом же духе будет?


  10.       Лаечка
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 11 февраля 2009 08:09

    Хм, а мне вот фильтрованная точка зрения понравилась больше, чем прямая.
    Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у Зигфрида забегали мурашки.
    Я б такое дальше читать не стала. Тоска какая-то....


  11.       Auburn
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 12 февраля 2009 15:34

    Нужная статья, однако!


  12.       Jar
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 13 февраля 2009 21:18

    Классная статья ay


  13.       Индис
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 18 февраля 2009 20:59

    Очень интересно!!!Узнала много полезного!! ay Спасибо автору - помог начинающему фантасту:)


  14.       Samaire
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 21 марта 2009 23:28

    Очень многое запомнила для себя. хотя от третьего лица практически не пишу


  15.       Mallow
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 23 марта 2009 18:38

    действительно интересная статья...ибо я пишу как душа ляжет)
    есть о чем задуматься


  16.       Glori
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 23 марта 2009 19:38

    Ооо! Теперь я поняла свои ошибки! (она посметрела на него невинным взглядом зеленых глаз... Да-а-а, надо исправляться!) Спасибо автору! Но все-таки поддерживаю мнение Лиэнь если будешь зацикливаться над точкой зрения получится ужасно!


  17.       Флоримель
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 24 марта 2009 11:59

    спасибо! это здорово. а у меня как раз самая распространенная.


  18.       VooDoo Doll
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 30 марта 2009 18:19

    wink


  19.      Пользователь offline Landlady for toys  
    Мечтатель
    #19 Ответить
    Написано 1 апреля 2009 00:29

    Н-да... А я постоянно перескакиваю с одной точки зрения на другую.((


  20.       Anna1995
    Путник
    #20 Ответить
    Написано 1 апреля 2009 21:32

    Оч. поучительно,учту при очередной попытке что-нибудь написать. Вот под цыфрой 4 написано о красных глазах и о платье...Это моя ошибка,которая постоянно возникает ниоткуда) Еще раз повторяю,СУПЕРРРРРРР!!!! ay


  21.       Ася Ландыш
    Путник
    #21 Ответить
    Написано 5 апреля 2009 01:57

    Особенно с фильтрацией хорошо обработано! ay


  22.       polumna
    Путник
    #22 Ответить
    Написано 29 апреля 2009 21:49

    ay


  23.       Элис-драконица
    Путник
    #23 Ответить
    Написано 22 мая 2009 19:10

    Круть!
    Приму к сведенью)


  24.      Пользователь offline Кирие  
    Мечтатель
    #24 Ответить
    Написано 29 мая 2009 19:10

    интересно....мда,мда,мда честно говоря не слышала и не читала еще о точках зрения.наверно для этого нужно учиться на литературоведа
    ,а не на журналиста)))))


  25.       Люцефрана
    Путник
    #25 Ответить
    Написано 31 мая 2009 12:13

    Третье лицо ограниченное. Успенский называет ее "внутренней точкой зрения"

    Наиярчайший пример Робин Хобб "Сага о живых кораблях" Советую почитать. Не пожалеете. Вот уж действительно талант не пропьёшь.

    Автору спасибо.


  26.       Choki
    Путник
    #26 Ответить
    Написано 2 июня 2009 20:35

    Очень полезная статья. сразу нашла все свои недочеты! ay


  27.       Neverra
    Путник
    #27 Ответить
    Написано 16 июня 2009 14:26

    Статья нужная. В закладки)) Спс, что выложил!


  28.      Пользователь offline TeRanIka  
    Мечтатель
    #28 Ответить
    Написано 25 июля 2009 22:00

    *От второго лица. Редко, но, если сделать с умом, очень красиво. "Вы входите в трамвай... навстречу вам поднимается красивая девушка..." Часто применяется в туристической литературе*
    wink


  29.      Пользователь offline I_FALLEN_ANGEL  
    Мечтатель
    #29 Ответить
    Написано 19 ноября 2009 17:04

    Пригодится book



Добавление комментария


Наверх