«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»
«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»
«Знаешь, когда деревья умирают - они плачут. Но тебе этого не услышать...»

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Впервые экологическая проблема была затронута Хаяо Миядзаки еще в 1984-ом году, когда на экраны вышла его необыкновенная «Навсикая из Долины ветров», однако шли годы, а вторжение человека в лоно природы не становилось менее агрессивным, и потому тринадцать лет спустя руки мастера покинул новый фильм, который, несмотря на свое «сказочное» название, вовсе не оказался доброй и светлой историей, пронизанной теплыми лучами надежды - без преувеличения можно сказать, что это самый мрачный и самый жестокий из всех фильмов Миядзаки, уже не похожий на теплого щенка, но скорее напоминающий молодого волка, не боящегося оскалить клыки. Если в «Навсикае» призыв «хранить и беречь» походил на добрую бабушку, грозящую пальцем шаловливым внучатам, то теперь на ее место пришла суровая лесная принцесса, не принимающая полумер и не дающая второго шанса на искупление... однако даже в таком антураже мэтр остался себе верен, и его фильм - это не призыв «Смерть людям!», как порой трактуют его фанатики от экологии, но скорее полный боли крик: «Оглянитесь! Ведь еще не поздно все исправить!».

Быть может, пора, наконец, прислушаться к плачу леса?

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Действие фильма берет начало в конце периода Муромати, приблизительно в первой половине XVI века, когда в Японию из Китая начали завозиться первые кремневые ружья, а сама страна была похожа на лоскутное одеяло, за клочки которого беспощадные феодалы вели нескончаемую войну. Но в мире, где живет главный герой - благородный принц Аситака - не слышно стрельбы и криков умирающих, так как его народ, в древние времена изгнанный и фактически уничтоженный пришедшими с юга завоевателями, не знает ни металла, ни войн, и в тихой деревне, затерянной посреди девственного леса, просто живет, как жил и сто, и двести, и тысячу лет назад... хотя, увы, и он сам, и его народ, и даже Лес, давший им прибежище - все это пропитано неким духом увядания, так как время их прошло, и грядет новая эпоха. Все уходит, все исчезает - и древний уклад крестьянской жизни, и могучие боги в обличье гигантских зверей, и волчья принцесса Сан, и даже сам Аситака - ведь он так стар, несмотря на то, что еще очень юн... но стар самим своим существованием, которому не найдется места в мире, где правят огонь и смерть, где люди убивают людей и рубят лес, чтобы добраться до жил драгоценного металла, а старые боги ведут своих обезумевших подданных в последний бой за то, чего уже не вернуть, и гибнут, и стонут, и Лес кричит от боли и одиночества. И нет пути назад, и не врага, которого можно было бы назвать виновником случившегося - это неумолимое течение времени, это сам мир изменился, и в этом фильме нет ни плохих, ни хороших - у каждого есть свои стороны, своя темная половина души, будь то отравленная демоном рука, звериная натура или дающий иллюзию безнаказанности ствол ружья, и нет врага, которого нужно победить - враг кроется в самом тебе, поэтому, чтобы пройти свой путь до конца, нужно, в первую очередь, преодолеть себя. И сделать первый шаг. 

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Пожалуй, я не буду в сотый раз пересказывать вам сюжет фильма - кто смотрел, тот не забыл, а кто не смотрел - надеюсь, посмотрит. Скажу лишь, что, несмотря на «классический» для большинства фильмов образ пути, который проходит главный герой по мере развития сюжета, назвать этот самый путь прямым и легким просто язык не поворачивается. Аситака вообще очень необычный персонаж, аналогов которому (тем более - мужского пола) не найти ни в одном из фильмов Миядзаки. Пораженный страшным проклятием демона, которого ему пришлось убить, защищая родную деревню, он был вынужден покинуть свой народ и отправился на Запад, туда, откуда пришел в его земли чудовищный кабан, обрекший его на скорую гибель. Уже этот поступок многое говорит о нем, как о человеке - ведь он ушел, уже не надеясь вернуться, и просто не желая сидеть на одном месте, ожидая гибели. Ушел, потому что проще уж идти куда-то, цепляясь за призрачную надежду, чем просто молча догнивать в тепле и уюте. Его жизнь истлевает на глазах, и для него в этом мире не осталось надежды - даже мудрая шаманка, посоветовавшая ему искать земли богов-животных, не верит, что он еще вернется - но, тем не менее, благородный принц остается верен законам чести, и живет дальше так, как жил до этого, не превращаясь ни в безнаказанного бандита, ни в забитого изгоя, и там, где он видит разбой и несправедливость - он без раздумий бросается на защиту слабых. И именно в его лице нам предстоит найти ответ на извечный вопрос: как жить, зная, что, рано или поздно, жизнь твоя подойдет к концу? Как встречать каждый новый день, зная, что он может оказаться последним? Как помогать людям, если любой из них может оборвать твою жизнь - или спасти, тут уж как лягут карты судеб?..

Посмотри на этого прокаженного, Аситака. Он - это ты. Дни его - страдание и боль...
Но жить все равно хочется.

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Не столь простым оказывается и противостояние людей Железного города и духов Леса во главе с волчьей принцессой Сан. Если в истории о Навсикае «плохая» цивилизация и  «хорошая» природа противопоставлены друг другу, то в этом фильме нет ни правых, ни виноватых, и позицию каждого героя можно понять и прочувствовать. Посмотрите на якобы главную антагонистку фильма, госпожу Эбоси - она враг? Возможно... по меркам Сан и ее волков, но для жителей города, освобожденных рабов и безнадежно больных, она - спасительница и покровительница, глава их небольшой утопии, где самые бесправные и презираемые получили шанс начать достойную жизнь, и Лес для них - страшное и пугающее место, откуда приходят свирепые дикие звери, способные разорвать человека в клочья. Они - враги? Возможно... Так что же прикажете делать юному принцу Аситаке, что попросту не видит между ними разницы? Что делать человеку, пришедшему издалека и для которого спасти погонщика быков или дикую девушку из леса - суть одно и то же?.. Ничего. И в войне зверей и людей Аситака не выбирает ни одну из сторон - он остается посередине, мечтая защитить и тех, и других, найти ту тропинку, по которой смогут идти и волки, и люди... и даже Сан, что, считая себя волчицей, тем не менее, сумела полюбить человека, и теперь в ее дикой душе, ранее не омрачаемой сомнениями, впервые пробудились противоречивые чувства, заставившие ее метаться между любовью к Лесу, верностью приемной матери, богине-волчице Моро - и чувствами к принцу Аситаке, заставившем ее снять маску зверя и вновь показать миру свою улыбку. Ведь именно благодаря ему становятся заметными все противоречия и "абсолютизмы" цивилизованного мира, вся нелепость и недальновидность вождей, считающих правым только свой путь: и госпожа Эбоси, поднявшая ружье на Духа Леса, и племя обезьян, возжелавшее человеческой плоти, чтобы сравниться по силе с людьми, и даже старый бог-кабан Оккото-нуси, что из чувства мести повел свое племя в безнадежный бой и сам пал жертвой своей глупости. По каждую сторону баррикады найдутся такие герои, что должны испытать по-настоящему страшное потрясение, дабы успеть изменить свой путь... до того, как он приведет их к краху.

И в лице Сан, дикой и прекрасной дочери волков, нам предстоит искать ответ на второй вопрос: а всегда ли твоя правда является истиной? А всегда ли слепая вера в собственный путь оказывается оправданной?
Посмотри на прибрежний тростник, Сан. Он гнется, но не ломается, и корни его вязнут в земле, тело ласкает вода, листья полощутся по ветру...
Он сумел примириться со своими противоречиями, и теперь живет в мире.

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Но не все герои фильма столь упорны в своих убеждениях. Стоит взять, для примера, монаха Дзико, что, будучи представлен как охотник за головой Духа Леса, совершенно не производит впечатления слепого фанатика, и скорее уж относится ко всему миру с легкой иронией и беззлобным цинизмом, почитая все вокруг лишь суетой сует, копошением муравьев у подножья могучего дерева, и, рассуждая о смысле жизни и месте человека под солнцем, невозмутимо уписывает вкусную похлебку. Схожую позицию занимает и мудрая волчица Моро, на которую стоит взглянуть, чтобы понять - даже боги умеют испытывать сомнения. Подобрав Сан еще в младенчестве и воспитав, как свою дочь, белая богиня впервые столкнулась с раздвоением своей любви, и теперь, глядя на Сан, видит она «не человека, не волчицу, мое милое, безобразное, любимое дитя». А когда Аситака, отчаявшийся найти выход из противостояния людей и богов, спрашивает ее, нельзя ли как-то остановить все это, обойтись без крови и смертей - волчица просто уходит от ответа... наверное, потому, что и сама не знает на него ответ. Она мудра, но кости ее стары, и время Моро подходит к концу - травит сердце отравленная пуля госпожи Эбоси, а вместе с ней закатывается за горизонт солнце былых времен, когда все можно было решить силой клыков и когтей, когда люди еще не отделили себя от Леса и робко ютились между лап божественных зверей... 

Посмотри на это дерево, Моро. Оно сильно, но уже не способно выдерживать неумолимый гнет времени, и, рано или поздно, казавшиеся непоколебимыми корни иссохнут, а могучий дуб, роняя листву, рухнет на землю.

Но на его месте обязательно вырастет что-то новое. Что-то лучшее. Иначе ведь и быть не может...

«Принцесса Мононоке» / «Mononoke Hime»

Так какую же позицию, в таком случае, занимает Дух Леса? Странный и причудливый, воплощенный в олене с человеческим лицом и человеке с мордой зверя, он олицетворяет собой двойственность всего сущего, одним прикосновением способный как отнять, так и подарить кому-то жизнь. Он безмолвен и тих - о его приближении вам подскажет разве что шелест травы - но его улыбка, подобная улыбке Джоконды, проникает в самую душу, ибо красноречивее любых слов, а само его существование служит символом возможного примирения противоположностей, залогом нового мира. Он не указывает путь - в конце концов, он Дух, а не живое существо, но его мудрое лицо может служить путеводной звездой для тех, кто, подобно принцу Аситаке, решит пойти своей дорогой, не ввязываясь в бессмысленную войну, ибо его путь - путь жизни, которая и без того неумолимо, невыразимо коротка - и потому прекрасна. Он не боится смерти - к чему бояться, если все равно умрешь?.. - но, тем не менее, следует по своему пути отважно и бесстрашно, ибо верит, что нет ничего ценнее жизни, и защищает эту жизнь, в каком бы теле она ни пребывала. 

Жизнь полна боли, жизнь есть страдание, но чем уйти от них - не лучше ли будет примириться с болью, но все равно жить?..

Посмотрите на падающую звезду, люди. Она летит сквозь мрак и холод, она не видит впереди ни лучика надежды, но упорно мчится вперед, сгорая дотла...
И как же она прекрасна!

И напоследок... что бы мне хотелось сказать? Говорят, на «Принцессе Мононоке» Миядзаки хотел завершить свою карьеру режиссера, и потому она планировалась как своеобразное возвращение к истокам, к той «Навсикае», с которой все и началось... но, как мне кажется, в результате у него вышло нечто куда большее - не просто «взрослая» история о все том же противостоянии людей и природы, но, скорее, воплощение всей бессмысленности подобной войны, ибо невозможно остановить прогресс, как нельзя и уничтожить Духа Леса - он есть сама жизнь, и воплотится в новом обличье, сколько его ни убивать. Этот фильм - не просто еще одна история из серии «Берегите природу!», но он куда глубже и таинственней, ибо в нем, в отличие от того же «Аватара», с которым его кое-кто сравнивает, нет правых и виноватых, и каждый имеет шанс искупить вину и начать все заново.
Каждая жизнь - бесценна. Так разве можно говорить, что кто-то ее недостоин?..
Спасибо за внимание! Надеюсь, вы не скучали. До новых встреч! Ваша Аннаэйра.







Мир PC Games (часть 1)

Читать далее
Звериное разномастье. Продолжение

Читать далее
Посвящение Хейзелу Шейду

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-01-2022, 02:44


430


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх