"Роберт, смотри чего с лошадью сделали!" или "Евреи, не жалейте заварки!"
Автор: Бьенпенсанта Злоязычная, прозванная также Добронравной
Источник: http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/kino/ritter.html

Расскажу для начала случай из жизни одного рекламного агентства: некое кафе заказало, так сказать, имидж. Целиком - от названия до дизайна. Дано: открытая летняя забегаловка на берегу Днепра с декоративными "развалинами" и немерено денег (хозяева клялись, что немерено"). Из предложенных на выбор трех вариантов - античность, средневековье, пираты - было выбрано средневековье, и рекламщики с энтузиазмом взялись за дело. Были придуманы "грубые" столы с льняными скатертями, глиняные тарелки, миски и кувшины, кованые светильники, в которых по ночам должно было гореть настоящее пламя, название "Камелот" и соответствующий антураж: каменюка, из которой торчит рукоять меча, другой меч, лежащий на дне искусственного "озера", знамена с львами, башнями и конями, которые должны быть видны с трассы, щиты вдоль "декоративной" стены, "шатры" для крытых мест и "гербовые" котты для официантов; были найдены субподрядчики на всю эту радость. Самые догадливые читатели уже знают, как все это было воплощено в жизнь: в решающий момент хозяев ресторации задавила жаба, и вместо кованых светильников появились электрические, из магазина сувениров, вместо деревянных тесовых столов и лавок - пластиковые, вместо некрашеной глиняной посуды - обычная фаянсовая, а вместо меча в камне - скульптура "писающий мальчик".

Вот эта совершенно правдивая история вспомнилась мне сразу же, на первых минутах просмотра фильма "Рыцарский роман".
Мне, сразу скажу, начхать на историческую достоверность. В том же самом "Гладиаторе" меня раздражало отнюдь не то, как неправильно сделаны доспехи и оружие, как по-дурацки Макс построил свои войска и все такое. Меня больше всех исторических ляпов этого фильма раздражал его глубокий внутренний заряд пессимизма, рядом с которым "республиканец Марк Аврелий" - ерунда. Меня раздражало то любование, с которым показан кровавый гладиаторский шоу-бизнес. Раздражало то, что Ридли Скотт снял фильм, похоже, нарочно чтобы разбудить в нынешней толпе те же чувства, которые владели толпой, заполнявшей скамьи Колизея. А как сделаны всякие там лорики-ёрики - это, по-моему, уже второй вопрос.
Поэтому, говоря о фильме "Рыцарский роман", я оставлю в стороне все то, от чего плюются почитатели историзма в кино. Я не подсчитывала, сколько раз один и тот же "печенег" падал с коня и не обратила внимания на то, что площадка, на которую взобрался по кнуту Иншаков, была сварной. Заранее зная, что партачек будет масса, я относилась к ним как к неизбежному злу. В СССР практически не снималось "средневековых" фильмов без партачек. Были совершенно очаровательные сказки вроде "Города Мастеров", "Мио, мой Мио" и "Сказки странствий", были довольно приятные фильмы по русской древности - "Легенда о Княгине Ольге", "Андрей Рублев"... Один раз я видела неописуемо замечательный грузинский фильм "В поисках потерянного сокровища" - до сих пор мечтаю посмотреть его еще раз. Но вот когда дело доходит до Западного средневековья - какой-то затык. То ли разность менталитетов тому виной, то ли что еще - но и рыцари какие-то нерыцарственные, и дамы какие-то не куртуазные, и сами века очень какие-то не средние.
И, тем не менее, несмотря на все киксы, в большинстве фильмов было что-то, за что эти киксы можно было простить. Любимые народом "Белое солнце пустыни" и "Свой среди чужих, чужой среди своих" насквозь "дырявы" с исторической точки зрения. Еще "дырявей" "Неуловимые мстители", а "Новые приключения Неуловимых" и "Корона Российской Империи" полны вдобавок и обычных проколов (как вам, например, бросок Москва-Одесса на дрезинах? А явно фанерная Эйфелева башня?). Которые зритель, даже замечая, с огромным удовольствием прощает, потому что... потому что драйв. Потому что "великолепная четверка", и Буба, и "Гриня, ку-ку!" и "Господа, это символично".
И весь "Рыцарский роман" я напряженно ждала, когда же в нем появится вот это вот что-то, характерное только для нашего кино, за что можно будет просить фильму Бригитту в мужской нижней рубахе с воротом нараспашку и феминистскими ухватками, совершенно невозможными в Средние Века... А его не было. Весь фильм какой-то полудохлый, несмотря на "оживляж" - всю эту беготню, рубку, шуточки-прибауточки... Ну ладно, Иншаков играть не умеет - от него это вроде бы и не требовалось; но сценарий (Сергей Сергеев при участии Алексея Сидорова) такой паршивый, что даже умеющим играть актерам с ним сделать ничего невозможно. Знающие люди сказали, это оттого, что сценарий писался "в последний момент" когда вдруг решили из разрозненных отрывков, вошедших в "Крестоносца", сделать отдельный фильм. Ну хорошо, а зачем было его делать?
Вот это вот и есть мой главный вопрос. Зачем вообще снимаются исторические фильмы, зачем вообще их смотрят? Исчерпывающий ответ на это, как мне кажется, содержится в песнях Владим Семеныча Высоцкого из все тех же "Стрел Робин Гуда" (для этого фильма они написаны, а использованы в "Айвенго" - тоже неплохой фильм. - КК). Цитировать не буду, ибо три песни подряд целиком цитировать бессмысленно.
В сущности, все "исторические" фильмы снимаются не ради того, чтобы учить людей истории. Не орал Уоллес на эшафоте "Freeeeeedooooom!" - и Аллах с ним, суть-то передана верно: умел человек свободу любить. Нам нравятся исторические фильмы, потому что мы хотим увидеть человеческие чувства в их обнаженной простоте, "чистые цвета без изменчивой свиты оттенков". Если любовь - то до самозабвения, если ненависть - то в кровь, если дружба - то до смерти. Тогда люди чувствовали проще и сильнее - миф это или нет, но нам хочется так думать. И нам хочется это видеть и это ощутить, глядя в экран.
Однако сейчас и в кино, и в литературе наблюдается, похоже, обратная тенденция. Авторы стремятся показать, что тогда было в принципе то же самое, что и сейчас. И люди были в принципе такие же. Да, но фишка в том, что про "таких же" смотреть неинтересно. Если у Иншакова крестоносцы выражаются как дембеля и травят те же самые анекдоты ("Роберт, смотри, чего с лошадью сделали!"), то в чем собственно, смысл фильма о крестоносцах? Почему бы не снять фильм о дембелях? И, кстати, сняли, и пользуется он куда бОльшим успехом. Если византийский кесарь в принципе ведет себя так же, как какой-нибудь "новый русский", вознамерившийся соблазнить любовницу партнера, то какой смысл обряжать его в тунику византийского кесаря - фильмов про новых русских уже столько, что можно есть их не только ртом... Вообще, от "Рыцарского романа" почему-то разит "новым русским" кино. Так и кажется, что у палача сейчас запиликает мобила в кармане. Дело, повторюсь, не в том, как герои одеты и одоспешены, дело в том, как они себя ведут. "Брат-2" во многом "средневековей": Данила там ведет себя ни дать ни взять как персонаж исландской саги. В нем куда больше от "благородного варвара", чем в Роберте Парижском. И, кстати, именно в этом (ИМХО, конечно) и заключается чумовой успех обоих "Братьев": Данила и есть тот самый "другой" персонаж, которого так вожделел наш зритель. Он ведет себя иначе, в соответствии с личным кодексом чести, который резко отличается как от "морального кодекса строителя капитализма", так и от гуманистических воззрений. Данила не обременяет себя рефлексиями в духе "тварь я дрожащая или право имею" или "стоит ли счастье мира слезинки одного ребенка?", он просто стреляет в тех, кто хотел бы видеть его тварью дрожащей и щадит негодяя ради того, чтобы не плакал его ребенок. И даже в его преданности брату куда больше от вассала, чем от родственника.
Но вернемся к нашим рыцарским романам. Попробуем понять, почему же так усердно нагнетаемый драйв не появляется; почему весь фильм меня заводят, а я не завожусь.
Primo, имеет место быть несоответствие рекламы и предлагаемого продукта. Что говорят анонсы? "Одиннадцатый век, кровь и ярость Крестовых Походов" - идите вы, где там та кровь и где там та ярость. Совершено на заднем плане остался вопрос, зачем вся эта братия прется в Палестину. Такое впечатление, что прется лишь для того, чтобы Бригитта нашла приключений на все четыре своих полушария. И вообще Бригитта является единственной причиной непримиримых противоречий между византийцами и крестоносцами. Других не было. Нечего было делать Алексею Комнину кроме как расстраивать брак своей дочери с кобелем-кесарем. Ну просто нет у него других забот. Повторяю, мне все равно, насколько правильно Комнин был одет, и как показан интерьер его дворца - но если мне пишут на коробке кассеты "дьявольская интрига", так я хочу, черт возьми, увидеть дьявольскую интригу. То, что в 1202-м Филипп Швабский, Энрико Дандоло и Бонифаций Монферратский на троих сообразили - это, я понимаю, была интрига. А то, что показали в фильме - не позорьте имя дьявола, он бы придумал лучше.
Secundo, "Рыцарский роман" явно делался как "зрелищное кино без претензий на интеллектуальность". Дескать, зачем пригружать зрителя глобальными проблемами типа конфликта долга и чувства или там чести персональной и "чести мундира" - зритель хочет развлечения, он хочет красивых драк и красивых женщин - это и будет предоставлено ему в изобилии.
Вроде бы за десять лет существования "нового русского кино" Иншаков должен был понять, что такого рода фильмы в нашей стране проваливались неизменно. Самые успешные хиты - "Гусарская баллада", "Белое солнце пустыни", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Экипаж", "Место встречи изменить нельзя" и даже "Пираты ХХ века" - сняты отнюдь не без претензий на интеллектуальность. Жанр "бац-хряс, ты мне в ухо, я те в глаз" в гонконгском варианте имел успех только пока работал эффект новизны. И опять же играет роль разность культур: то, что мы готовы спокойно смотреть в исполнении китайцев, мы (и все остальные) не готовы смотреть больше ни в чьем исполнении. Каждому свое. Китайцам - филигранный балет кино-драки, американцам - незамысловатый юмор и простая здоровая мораль "крепких орешков", французам - комедия положений и шуточки на грани фола, нам - хорошая литературная основа и игра на полутонах, на мелочах и деталях. "Зрелищное кино без претензий" мы не умеем снимать: для этого нужны в первую очередь большие бабки, а здесь Голливуд не заплюет никто. Тут вспоминается анекдот о Рабиновиче, у которого был лучший в местечке чай, секрет коего никто не мог открыть. Уже на смертном одре Рабинович, донимаемый родичами и знакомыми, из последних сил прошептал страшную тайну: "Евреи! Не жалейте заварки!" Чтобы снимать зрелищное кино, нужно много хрустящей зеленой "заварки", нужно просто-таки огромное ее количество. "Гладиатора" хочется смотреть уже хотя бы потому что фильм снят "по-богатому". Впечатляющие массовки, красочные костюмы, убийственные спецэффекты. Вот если бы Иншаков смог изобразить стотысячный крестоносный лагерь, три железных потока, тучи пыли, от тысяч и тысяч лошадиных копыт, запыленные до серого плащи с нашитыми крестами, яркие знамена графов и рыцарей, множество языков и говоров, сливающихся в неясный хор; где-то грубую ругань, где-то - церковный гимн, где-то - песню жонглера, развлекающего солдат незамысловатыми куплетами под тамбурин... Если бы он потряс зрителя многолюдием и огромностью Константинополя, роскошью императорского двора... Если бы драки были действительно кровавыми... Если бы, черт возьми, печенегов, падавших с лошадей, была хотя бы дюжина... Вот тогда можно было бы оставить в стороне претензии на интеллектуальность, и народ схрумкал бы "Рыцарский роман" с таким же удовольствием, как и "Гладиатора".
Такое впечатление складывается, что собирались, но, опять же в решающий момент задавила жаба. Как у тех хозяев кафе. Результат одинаковый: именно претензия на "зрелищность" вскрывает убожество. Согласись "Камелот" на роль обычной придорожной забегаловки, без всякой попытки создать антураж - и он был бы очень даже ничего, и даже писающий мальчик не так бы раздражал, потому что в обычной придорожной забегаловке он органичен. Оставайся Иншаков в амплуа "нового русского кино", в рамках все того же идейного конфликта между любовью к трем зеленым лимонам и любовью к женщине - и к нему не было бы никаких претензий. Тот же "Крестоносец" в своем жанре хороший фильм, и Иншаков органичен в роли "быка". Претензии возникают тогда, когда забегаловка начинает называться "Камелотом", а "бык" - графом Робертом Парижским. Потому что есть имена, которым надо соответствовать. В "Камелоте" писающий мальчик уже неуместен, как и фраза "Да что ж ты дергаешься!" в устах графа Роберта. Граф Роберт сказал бы что-нибудь вроде "Кровь Христова, да успокоишься ли ты, смерд?" Да, это условность. Но условность - это как раз то, на чем историческое кино стоит. Просмотр исторического фильма - это, если хотите, пассивное участие в ролевой игре; и горе кинематографисту, который не желает соблюдать правил игры; не желает следовать условностям. Реализм, повторюсь, это последнее, чего хочет зритель, выбирающий на полке видеокассету с "историческим" фильмом. "Реализма" мы жаждем совсем от других жанров, а от исторического кино - см. выше. Кстати, "зрелищность" там - на одном из первых мест, и создателям "Рыцарского романа" нужно было двадцать раз подумать - а потянут ли они тот уровень зрелищности, который требуется от исторической картины, или нет?
Tertio, даже если бы не потянули - можно было бы выехать на том, на чем издавна выезжали: хороший "отыгрыш", диалоги, перестрелка взглядов... "Мужики есть му-жи-ки..." и все такое. Вложить все явно небольшие по мировым стандартам средства в тщательную проработку тех немногих ключевых сцен и образов, на которых и будет построен фильм. Но Иншаков, видимо, посчитал себя выше этой необходимости. Он сделал ставку на "зрелищность" - и опоздал на пятнадцать лет, на "Храброе сердце", "Титаник", "Влюбленного Шекспира". В конце 80-х "Рыцарский роман" мог иметь успех в среде тех, кому нравится красивое и блестящее. Сейчас эти люди уже пересмотрели множество более красивых и блестящих штучек. Дикаря, видевшего побрякушки от "Дофин ор", уже не приманишь банкой от "Кока-колы". "Рыцарский роман" провалился в тот момент, когда Иншаков отказался конкурировать с Балабановым и попытался конкурировать с Мелом Гибсоном. Любой человек с начатками экономического образования скажет, что фильм не попал в "свой" сегмент рынка. Ценители исторической драмы - из тех, кому нравится "Лев зимой" - поморщатся от убогого сюжета и примитивных диалогов. Любителей "зрелища" отвратит нищенский бюджет. От ворон отстали, к павам не пристали.
И вот смотрю я по телевизору "Графиню де Монсоро" и поскрипываю зубами: ведь можем, если хотим. Отчего же хотим так редко?


alt


alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt






Готика

Читать далее
Флеш-игра \"Operation Big Bang\"


Читать далее
РМШ, или наброски из ненаписанной истории. Ижмэ


Читать далее

Автор поста
Mad_Max_Storm {user-xf-profit}
Создан 22-11-2008, 12:12


1 222


12

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       DEVIL
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 13:01

    Все не осилила. Но сделан пост отлично!


  2.       Mad_Max_Storm
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 13:09

    Спасибо, DEVIL!


  3.       Naty
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 13:15

    прикольно..интересно..может даже и стоит на это время убить wink автор, постарался над постом, спасибки ca


  4.       Irena
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 14:02

    И я не осилила тоже, но много старания я заметила!
    Mad_Max_Storm, все хорошо и пост хорош, но знаешь в чем секрет чтоб это все прочли? тебе надо было всередину тексту после каждого обзаца или хоть бы посередине текста, вставлять картинку тогда б казалось что не так уж много и читать!)) молодец, оформила очень хорошо))


  5.       Mad_Max_Storm
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 14:27

    Irena, спасибо за советlol , в следующий раз обязательно учту))))


  6.       Tiff
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 20:08

    (гордо) А я все прочитала!
    Mad_Max_Storm ты как всегда находишь что-то очень интересное, "на злобу дня" и заставляющее задуматься....
    Каждому свое. Китайцам - филигранный балет кино-драки, американцам - незамысловатый юмор и простая здоровая мораль "крепких орешков", французам - комедия положений и шуточки на грани фола, нам - хорошая литературная основа и игра на полутонах, на мелочах и деталях.

    У меня подруги недавно сравнили Джеймса Бонда и наш ему "ответ"- Михаила Боярского в роли Д'Артаньяна.
    Выводы,конечно были неутешительны,не в пользу Бонда.
    Сейчас не так уж и много хорошего отечественного кино...
    Например,от "Адмирала" я была в шоке!
    Неужели мы так зависим от Запада?
    Mad_Max_Storm,спасибо.


  7.       Mad_Max_Storm
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 22 ноября 2008 22:11

    Tiff, благодарю за внимание)))
    К сожалению, наш кинематограф действительно оставляет желать лучшего и намного. Когда-то мне очень нравился этот актер и его фильмы, пока я не поняла, что все его "творения" - простая "быкующая" чухня, где одни драки и перестрелки, да и то не самого лучшего качества... А когда наконец-то нашла ЭТОТ фильм, - была очень сильно разочарована... no


  8.      Пользователь offline Sweet Cherry  
    Волшебник
    #8 Ответить
    Написано 23 ноября 2008 07:01

    Отличный пост. Весь прочитал. Действительно, заварочки не доложили в этот фильм...


  9.       ЯД
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 22 мая 2009 01:09

    Отличный пост! Глубокий анализ проведен. Но вопрос остаётся открытым - зачем наши беруться за такое кино? Ответ очевиден и относится не только к кинематографу... bc


  10.       Asher
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 27 июля 2009 23:44

    Ммм...В детстве была просто влюблена в этот фильм и пересматривала несколько раз)


  11.       Сестры Гевиттер
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 19 апреля 2010 18:32

    bi Правильно. Прошу прощение за неуместное и позднее вмешательство, фильм я этот не смотрела, хотя наслышана.А именно по причинам не соответствия чувств актёра с самим персонажем. Появилось это, где-то в 90-ые, и похоже для большинства стало нормой. Вспоминается, люди тогда с экрана "хавали" только-только разрешённую в стране "дешёвую эротику", схожую больше на "домашнее порно". Сами чувства отошли на задний план,а иногда вообще не маячили. Но тогда не было денег, теперь умения или совести, не пойму. Большое спасибо за обзор.



Добавление комментария


Наверх