Жанр: экшн, приключения, фэнтези, драма Режиссёр: Луи Летерье Продюсер: Бэзил Иванюк Автор сценария: Лоуренс Каздан, Фил Хэй, Мэтт Манфреди В главных ролях: Сэм Уортингтон, Алекса Давалос Оператор: Питер Мензис Композитор: Рамин Джавади Кинокомпания: Warner Brothers, Legendary Pictures Длительность: 118 минут Бюджет: 125 млн $ Сборы: 234 млн $ Страна: США Год: 2010 Официальный сайт фильма:www.clash-of-the-titans.warnerbros.com
Итак, предупреждаю сразу: идя на этот фильм, я хотела полюбоваться не на сложный, интересный сюжет и сверхувлекательное действие, а на игру актеров (в частности - на игру главного героя, которого я до сих пор предпочитаю видеть в инвалидной коляске, либо, на лучший конец, в синей шкурке) и на красивых зверушек, типа пегасов и горгон. Все это, в большей или меньшей степени, я увидела, так что откровенно поносить фильм не буду, но - но! - мифы читала, а потому, что говорится, молчать не в силах, буду говорить...
Итак, сюжет фильма... не канонический. Мягко говоря. Сценаристы, конечно, малость загнули, говоря, что взяли за основу лишь миф о Персее, поскольку в фильме намешано отовсюду понемножку, причем не только древнегреческого, но и скандинавского, и арабского, и всего прочего. Естественно, на таком разнообразии глаза разбегаются, кто куда, и первоначально зритель оказывается втянут в фильм хотя бы красивой картинкой, однако со временем к ней привыкаешь, и проснувшийся мозг хочет смысла... а смысла-то и нет!
Вам напомнить миф о Персее? Хотя бы вкратце? Легко: итак, жил в Аргосе царь, которому предсказали, что он погибнет от руки собственного внука, а, так как у царя была дочь-красавица Даная, то он испугался, что она родит ему его же убийцу, и решил не выдавать ее замуж. Он посадил ее в подземный дом, с крепкими стенами и медными дверями, но разве ж что-то остановит Зевса, царя богов?.. Он пробил молнией камень и золотым дождем проник внутрь, и Даная стала его женой. У нее родился сын, которого она назвала Персеем, и некоторое время ей удавалось скрывать его от отца, но однажды царь услышал детский плач, и, спустившись к дочери, увидел у нее на руках прелестного мальчика. Страх напал на царя, и он приказал посадить Данаю с сыном в большой ящик и тайно сбросить в море. Долго гонял ветер ящик по морю, пока не пригнал к острову Серифу. Там Данаю и Персею спас рыбак, в доме которого сын Зевса вырос, возмужал и превзошел всех юношей Серифа в силе, ловкости и красоте. В конце концов о нем прослышал Полидект, царь Серифа, и приказал Данае с сыном явиться во дворец. Красота матери Персея настолько пленила царя, что он позволил ей с сыном остаться во дворце, но, как только Персей узнал, что царь понуждает его мать выйти за него замуж, он вознегодовал, и тогда Полидект решил избавиться от него. Он отправил его за головой Медузы, но Персей был не один - богиня Афина подарила ему гладкий, как зеркало щит, а Гермес отдал свой меч, настолько острый, что им можно было резать и железо, и камень. Вот только подарки на этом не кончились - обманув трех сестер Грай, стороживших вход в Страну Ночи, где жили Горгоны, Персей получил от добрых нимф шлем Аида, надев который, владелец становился невидимым, крылатые сандалии и сумку, которая могла сжимать и расширяться по желанию хозяина. Вместе со всеми этими волшебными штучками Персей без труда добрался до скалистого острова, где жили Горгоны, и, как известно, победил Медузу и забрал ее голову. Уже по дороге домой, победив великана Атланта, Персей спас Андромеду, дочь эфиопского царя, которая, за гордыню ее матери, была прикована к скале, на съедение гигантской рыбе, посланной богом Посейдоном. Персей женился на красавице-царевне, и, после небольшой заварушки, приключившейся во время свадебного пира, отправился дальше, на Сериф. Там он принес Полидекту голову Медузы, но царь вначале не поверил ему, начал смеяться, и тогда Персей обратил и его, и его друзей в камень, а царем сделал того самого рыбака, что когда-то спас их с матерью. После этого Даная, Персей и Андромеда отправились на родину, в Аргос. Царь-отец, узнав, что его внук жив, покинул город и скрылся, а Персей стал царем. Волшебные дары он вернул Афине, Гермесу и нимфам, а голову Медузы подарил богине мудрости, и она до сих пор носит ее на своем золотом щите. И все бы хорошо, да вот однажды в Аргосе был праздник, состязание героев, и, метнув свой бронзовый диск, Персей случайно убил старика в толпе... Этим стариком и был его дед, тайно проникший в город. Увы, увы... Хоть это убийство и было нечаянным, Персей не смог его себе простить, и добровольно покинул Аргос.
Гм... гм. А теперь разберемся с фильмом. Думаю, перечислять все отличия его от оригинального мифа не стоит - все их знают и так, а кто не знает, часть может узнать вот здесь. Но, признаться, кое-что просто режет глаза. Например (можете смеяться!) белоголовый орлан, с какого-то перепугу ставший орлом Зевса. Ох уж эти американцы... А почему Сэма так коротко подстригли, хотя, по идее, в древности греки носили отнюдь не такие куцые "ежики" - тоже хороший вопрос. И падающий Зевс, которого бронзовыми мечами сбросили с его скалы... Короче - вопросов хватает. А ответы пока что не спешат наклевываться...
Но даже вполне себе сносные спецэффекты не могут загладить все промахи сюжета. О да, битвы в фильме довольно зажигательные, Медуза тоже не подкачала, и Пегас неплохо держится в воздухе (только почему-то он получился черный, как крылатый конь бога Перуна... о, уже и славянские мифы пошли, "Поединок со Змеем" Марии Семеновой...). Кракен, правда, появляется очень ненадолго, и почему-то зовется кракеном, хотя на гигантского кальмара он похож... ну о-очень немного. Скорее уж это какой-то Левиофан.
И уж полностью добивает зрителя "трехмерность" фильма. Ага, двадцать раз! Вот, цитирую Джеймса Кэмерона: "Этим фильмом они фактически работали против себя. Я слышал, люди говорят, что они не могли смотреть «Битву титанов» в 3D, и подумал, что лучше бы фильм был представлен в 2D, и люди получали бы от этого удовольствие. Я не видел фильм, поэтому я не хочу говорить слишком много, но я слышал от достаточного количества, что границы объектов просто несмотрибельныe. И я должен сказать, я предсказывал это. Когда они сказали, что будут пытаться преобразовать его в 3D за семь недель, я сказал, что это невозможно. Вы не можете это сделать. Вы можете приклеить на него ярлык 3D, и назвать это 3D, но нет никакой возможности, что это может быть сделано по стандарту, который можно посчитать достаточно высоким.".
А если не на картинку - так на что вообще прикажете смотреть? На пафосную драму и долгие моралевбивательные диалоги? На бедняжку Ио, зачем-то приткнувшуюся к герою Персею? На бородатого и вечно обиженного Аида, что предстает перед нами не как гордый бог, сын Кроноса, владыка подземного царства, а как забитый, оскорбленный старикашка, обманутый старшим братцем? Ну... если воспринимать фильм как юмористическое фэнтези - пожалуй, это даже сработает. Но в жанре-то обозначено что угодно, но только не "комедия"!
Итого: во время фильма, по совету критиков, нужно "либо скучать, либо развлекать себя самим". Есть еще, правда, третий вариант - заткнуть ушки и тупо пялиться на картинку на экране, на перышки на крыльях Пегаса, суперсерьезное лицо красавицы-Ио, отбившей Персея у самой Андромеды, и зубастую пасть Кракена. Для тех же, кто считает себя выше всего этого, рекомендуется не тратить деньги в кинотеатре, а просто скачать "пиратку", посмотреть разок, чихнуть и нажать кнопочку Del. Обычно помогает...
Плюсы фильма: хорошие спецэффекты, звездный состав актеров, сноска на греческую мифологию, первоклассная и явно очень древняя марихуана, которой по самые уши обкурились сценаристы. Минусы: "квестовский" сюжет, на сто раз штампованные диалоги, девяносто девятипроцентное перевирание всех мировых мифов.
И, для тех, кто еще не совсем убежден, но, как положено традициями... ах, какой пафос, какой пафос!
Таким образом? Троечка. Сла-а-абенькая. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, однако если делать заведомо не психологический триллер, нужно делать его хотя бы качественно, чтобы и 3D было на высоте, и все остальное не подкачало, а не рассчитывать, что широкая публика, объевшаяся "Аватаром" и "Алисой в Стране Чудес", безропотно запихает в рот все, что ни предложат, клюнув на одну лишь "трехмерность" изображения. Ну-ну, надейтесь... И до новых встреч! Всегда ваша, Annaaira.