Я очень ждал этот сериал, и, совершенно о нем забыл, вспомнив только через месяц, после выхода. Опять же, складывать слова воедино, для меня становится все тяжелее, так что это своеобразная попытка немного упорядочить впечатления от просмотра, разобраться в плюсах и минусах. Буду надеяться, что не мне одному подобная тематика окажется интересной. И, конечно, заранее благодарен за прочтение.
Музыка для прослушивания во время чтения – финальная песня сериала.
Полуночные песнопения, "The Midnight Gospel" – мультсериал созданный творческим дуэтом – аниматором Пендлтоном Уордом (создателем мультсериала "Время приключений") и Дунканом Трасселлом, актером и стен-ап комиком, ведущим собственный подкаст " The Duncan Trussell Family Hour". Из этого формата рождается и сам формат сериала, это, по сути своей, интервью, взятые в то или иное время у разных людей Трасселлом и анимированные Уордом. Получается, что видеоряд и звукоряд, чаще всего пребывают в постоянном рассинхроне и соприкасаются друг с другом лишь частично, когда персонажи эпизода прерывают диалог и обращают внимание на происходящее.
Главный герой – Кленси – приобретает на деньги сестры сломанный симулятор вселенных. Такие симуляторы используют для генерации всевозможных миров, чтобы потом добывать на этих мирах разнообразные артефакты и продавать их в реальном мире (да, из, по сути своей, компьютерной симуляции, в реальность можно вытащить, к примеру, блюющего мороженным единорога). Но симулятор главного героя неисправен, и миры, которые он генерирует, так или иначе обречены на уничтожение. В попытке заработать, Кленси путешествует по умирающим мирам, загружая свое сознание в цифровой аватар, и берет интервью у обитающих там существ для своего космического подкаста.
Сразу имеет смысл сказать, что мультсериал абсолютно не предназначен для детей. И, если, к примеру, тот же "Рик и Морти" это постироническая развлекалочка 18+, которую младшие школьники смотрят, как своеобразный внешний атрибут "взрослости" (как курение и потребление алкоголя) и, как развлекалочка, способен только разнообразит нецензурный лексикон ребенка, вряд ли нанеся непоправимую психическую травму, то полуночные песнопения, это, помимо тяжелой тематики для обсуждения, запредельно жестокая и психоделическая визуальная составляющей, не предназначенной для развлечения никого. Рассматривать мультсериал, как черную комедию допустимо, но это лишь одна из очевидных, поверхностных, интерпретаций.
Первая серия "Taste of the King" – на фоне кульминации зомби апокалипсиса, Кленси берет интервью у президента вселенной, маленького лысого очкарика с пластикой тряпичной куклы. Тема интервью – наркотические вещества, проблемы легализации, всевозможные риски. Интервьюируемый – доктор Дрю Пински, американский медиадоктор, специалист по наркологии, писатель, продюсер, постоянный участник нескольких телевизионных шоу, посвященных вопросам зависимости. Так же ведет несколько собственных подкастов. В русскоговорящем сегменте интернета самая известная про него новость – как однажды на передачу про алкоголизм, принес в студию печень алкоголика, для демонстрации влияния алкоголя на человеческого тело.
Вторая серия "Officers and Wolves" – Пригвожденный к рогам собаки-оленя Кленси путешествует по перерабатывающей фабрике, управляемой клоунами-пауками, в психоделическом метаоруэлловском городе, на фоне восстания людей-мух в стиле "Бразилии" Терри Гиллиама. Тема интервью – религия, христианство и индуизм, отношение людей друг другу, отношение к смерти. Интервьюируемые – Энн Ламотт – американская писательница, ведущая собственные писательские курсы (есть одна её переведенная на русский язык книга – "Птица за птицей", посвященная писательскому ремеслу и раскрытию собственного таланта писателя) и Рагу Маркус – индуист, музыкант, радио ведущий, автор собственного "Mindrolling" подкаста. В этой серии появляется основой мотив интервью, очевидно очень интересующий, и очень болезненный для Кленси – тема смерти, умирания, переживания смертности.
Третья серия "Hunters Without a Home" – В умирающем мире, где цивилизация скрылась под водой, над разрушенными городами странствует радужный корабль, с экипажем состоящем из котиков, с аквариумоголовым роботом во главе. Круглоголовый капитан корабля отважно бороздит воды гибнущего мира, к одной, только одному ему известной цели. Тема интервью – магия и медитация. Отличия европейский и восточных магических практик, история ордена "Золотая заря" и Алистера Кроули. Интервьюируемый – Дэмиен Эколс. Очень и очень спорная фигура. Член, так называемой, мемфиской тройки – группы подростков, осужденных за тройное убийство восьмилетних мальчиков, и приговоренный к смертной казни. После восемнадцатилетнего тюремного заключения был освобожден, из-за открытия новых материалов дела и ненадежной доказательной базы обвинения. Очень скандальное, громкое дело в Америке. Эта серия может служить своеобразным "водоразделом". Если первые две серии мультсериала вызвали у вас отторжение, а третья серия это чувство только усугубило, то дальше лучше уже не станет и досматривать до финала смысла особого нет. Для странников, что оставят нас на этом этапе, я мог бы посоветовать встретиться с остальными у последней серии, и посмотреть хотя бы её, потому что по степени эмоционального воздействия – это чистейший катарсис (в смысле освобождения эмоций).
Четвертая серия "Blinded by My End" – В мрачном мире темного средневекового фэнтези девушка рыцарь с волшебным мечом-розой, питающимся кровью, странствует в поисках мести рыцарю-демону, за погубленную любовь. Тема интервью – прощение. Других и себя. Принятие собственного несовершенства. Интервьюируемый – Труди Гудман – доктор философии, индуист, основатель, как я понял, собственного медитационного центра.
Пятая серия "Annihilation of Joy" – Кленси оказывается в мультивселеннской тюрьме, где содержат осознавших себя обитателей симулятора. С прибытием главного героя (пробившего крышу и несколько этажей здания) начинается бунт заключенных. Тема интервью – магия и карма, осознания себя, вновь медитация и колесо перерождений. Интервьюируемый – Джейсон Лув – журналист, писатель, автор нескольких журналов и книг о магии ("Джон Ди и империя ангелов", журнал "Ультракульутра"), самосовершенствовании и прочем. Очень сюжетная, в плане визуального ряда, серия. Возможно, здесь проявляется моя собственная ограниченность, но именно в этой серии я опознал практически все культурные и религиозные образы и отсылки. Мы следуем за заключенным, которого раз за разом убивают при попытке бежать, и, после смерти, время откатывается и все начинается заново.
Шестая серия "Vulture with Honor" – После критической поломки симулятора, вызванной небрежным и безответственным поведением Кленси, ему приходится насильно отправится на планету Дэвида, мастера медитации. Тема интервью – самоосознание и прощение, после чего Кленси на время начинает считать себя "исцелившимся" и "просвещенным". Интервьюируемый – Дэвид Нихтерн, американский композитор, автор текстов песен, буддист. В этой серии наиболее полно раскрывается характер главного героя. Его травмы. Он не просто бездельник, в стиле множества прочих безответственных, глуповатых героев мультсериалов, он максимально дистанцируется от жизни, от её проявлений, не может сосредоточиться ни на чем, потому что сосредоточение – путь к боли. А Кленси изо всех сил бежит именно от боли. Ему еще предстоит максимально болезненное "пребывание в моменте", но позже. По итогам серии, Кленси доволен, расслаблен и "просвещен".
Седьмая серия "Turtles of the Eclipse" – в поисках шланга для поливки, чтобы наполнить водяную горку, Кленси спускается в свою наплечную сумку-тардис (внутри больше, чем снаружи) и встречает персонификацию смерти, которая излагает ему собственное виденье процессов умирания и принятия смерти. Тема интервью – Смерть, как она есть. Интервьюируемый – Кейтлин Мари Даути, американский гробовщик, писатель, владелец собственной похоронной конторы и основатель Ордена доброй смерти, выступающая за реформацию западной практики похоронной индустрии. Создатель веб-сериала "Спросите гробовщика". На русском язык издавалась одна её книга – "Когда дым застилает глаза: провокационные истории о своей любимой работе от сотрудника крематория". Здесь мы вплотную подобрались к истокам травм главного героя, вместе с ним мы бредем сначала по искусственному, потом по загробному миру за рассуждениями о переживании горя, принятии смертности и себя и своих близких, и вообще всего сущего, если отбросить излишнюю скромность, не упуская из виду основную цель путешествия – поиск шланга для поливки, ведь нет никакого удовольствия, кататься на водяной горке, без воды. И мы приближаемся к очень красивой, мощной и горькой развязке.
Восьмая серия "Mouse of Silver" – Кленси навещает его мать, они беседуют, прогуливаясь по трансцендентальному космическому госпиталю, в окружении плюшевых мишек – докторов и пациентов. За пределами симуляции компьютер Кленси снова начинает работать неправильно, что может привести к стирающему реальность взрыву. Кленси, увлеченный разговором, игнорирует, что тема, которой он интересовался и от которой все это время бежал, подобралась максимально близко. Здесь мы встречаемся, возможно, с теми странниками, что пропустили остальной сериал. В этой серии главный герой – создатель сериала Дункан Трасселл беседует с собственной матерью Деннин Фендинг. Это интервью 2012 года, во время которого мать рассказывала сыну забавные истории о его рождении, детстве, взаимоотношениях со старшим братом. О своей работе психологом, поддерживающей терапии для людей в сложной жизненной ситуации, и, наконец, о собственной болезни – саркоме кости. Они обсуждают, как известие о её болезни повлияло на всю семью, о поддержке, принятии. В конечном счете, о том, как осознание собственной смертности вносит невероятное чувство ясности в оставшуюся жизнь. Это реальное интервью, и мать Дункана Трасселла умерла в 2013 году. Что делает сериал своеобразной терапией не только для создателя сериала, но и для многих, переживающих чувство утраты. Главный герой – Кленси – бежит от боли. Вся его несобранность, безответственность, несерьезность, вначале кажутся действительной условностью – стереотипом поведения современных мультперсонажей (таких теперь множество), но Кленси – путешествующий по мирам симулятора, при помощи аватаров, сам оказывается аватаром. Последняя серия – переплетение образной и смысловой части, собрание воедино всех сквозных концепций сериала. "Just be here now..." "Просто будь сейчас здесь..." *** Смотреть сериал непросто – не только из-за психоделической составляющей, что, наверняка, многих оттолкнет, но и из-за неоднозначности многих интервьюируемых, которые временами кажутся суесловными, претенциозными, привлекающими к себе внимание псевдо-восточной заумью и, в итоге, рекламирующие, так или иначе, свои книги, свои центры, свою продукцию. Но если прорваться через негативные моменты, основное – движение к осознанному принятию, к чувствам потери, переживанию боли, к трансформации главного героя, остается только мастерски рассказанная очень личная история автора, становящаяся частью общей для всех людей истории.