Гравюра — один из молодых видов изобразительного искусства. Зарождение живописи, скульптуры, рисунка, орнамента, архитектуры происходит где-то на заре человечества: с уверенностью можно сказать, что они существуют столько же, сколько и сам человек. Гравюра же возникает вдруг, на позднем этапе истории. Известно даже более или менее точное время ее появления — рубеж XIV и XV веков.
Предпосылки к появлению гравюры кроются в духовной атмосфере Европы начала XV века; оно связано с концом средневековья, с изменением самого характера европейского искусства. Природа возникновения гравюры связана с главными отличительными свойствами этого вида искусства: во-первых, это тиражность гравюры, во-вторых — ее отвлеченный, черно-белый характер; причем и неуникальность гравюрного произведения и высокая степень отвлеченности его языка могли утвердиться только в такой кризисный период истории искусства, каким был конец средневековья.
Средневековая культура в целом и готика как завершающий ее этап характерны прежде всего тотальным спиритуализмом мировосприятия, тем, что все явления воспринимаются в масштабах абсолюта, вечности, незамкнутости: существует лишь одна субстанция — субстанция божественного.
На рубеже XV-XVI веков в Германии возникает потребность в гравюре, доступной всем слоям общества; ее широкое распространение связано с активизацией участия народных масс в Реформации. Самым распространенным и самым необходимым видом искусства в Германии гравюру сделали недостаточная грамотность населения, поиски способов общения, растущий интерес к миру, участие в политической и религиозной борьбе и необходимость агитации. Эти факторы и обусловили быстрый рост гравюры и то особое положение, которое выделило ее среди прочих видов искусства.
Примерно на 50 лет раньше резцовой гравюры в Европе появилась обрезная гравюра на дереве - ксилография. О первых ксилографиях почти ничего не известно. Предполагают, что, как и в резцовой гравюре, это были игральные карты. Самые ранние из сохранившихся отпечатков относятся к рубежу XIV-XV веков и представляют собой народные картинки религиозного содержания. Они могли появиться в мастерских набойщиков тканей, резчиков по дереву, то есть в среде ремесленников, знакомых с обработкой дерева, но отстоявших от профессионального искусства куда дальше, чем та, в которой возникла резцовая гравюра на меди.
Первые ксилографии, получив огромную популярность, выходили большими тиражами, быстро распространялись по всей стране, и гравюра на дереве очень быстро вошла в жизнь народа. Ее использовали как бумажные иконки, в виде амулетов, для украшения интерьеров. Гравюры были доходчивы, дешевы, не считались произведениями искусства, поэтому уничтожались так же легко, как и появлялись.
Библейские и евангельские сюжеты были ведущими в творчестве немецких художников XVI века. Однако благодаря творчеству А. Дюрера в искусство немецкой гравюры широко вошла также античная тема, получив разнообразную и сложную интерпретацию. Художники стали обращаться к чисто античным сюжетам, которые на почве северного гуманизма и Реформации приобрели морализирующий оттенок, а интерес к обнаженному телу, к античным памятникам, литературным произведениям соединяется с тяготением к национальным традициям, что приводило к созданию иконографически сложных и необычных произведений. Влияние Дюрера на мастеров гравюры первой трети XVI века неоспоримо - прямо или косвенно, они были учениками Дюрера, опираясь в своем искусстве либо на личный опыт работы в его мастерской, либо на его произведения.
По материалам книги "Очерки по истории и технике гравюры", "Изобразительное искусство", М., 1987.