Существует древнегреческая легенда о том, как аркадский царь, тиран и безбожник Ликаон, решил посмеяться над Зевсом и накормил его человечиной. Жаркое он приготовил из тела собственноручно убитого семилетнего сына. Когда же Зевс узнал о произошедшем, его кара была страшна: «Отныне ты навеки превратишься в волка. Волка среди волков. Это будет твоей карой. Смерть была бы слишком незначительным наказанием для тебя!». Так, по мнению греков, и появились оборотни. Однако в древнегреческой мифологии волки не были символом зла – Ромул и Рем, основатели Рима, были выкормлены волчицей, которая и поныне считается образом материнского самопожертвования.
В северной мифологии спутниками великого бога Одина всегда были верные ему волки – Джерри и Фрекки. Качества волка – подвижность, быстрота, смелость, тонкий слух, мужество, благоразумие и склонность к семейной и общественной жизни в стае – в древних мифологиях всегда вызывала определенное очарование.
Термин «вервольфы» пришел к нам из германской мифологии, в литературе чаще встречаются как оборотни.
Существа, которых называли вервольфами, днем выглядели как обычные люди, но в полнолуние они перевоплощались в животных – традиционно в волков. Древние германцы верили, что оборотни после перевоплощения в зверя рыскали по деревням и нападали на людей и домашний скот. В более поздних христианских сказаниях вервольфом называли вожака стаи волков-оборотней, управляемых самим дьяволом и уничтожавшим все живое на своем пути.
Во времена инквизиции волк стал образом зла. Обортничество напрямую связывали с колдовством и ересью. Образ человека-оборотня стал основной темой различных «Молотов ведьм» и проч. (например, "De lamiis et Phitonicis milieribus" Ульриха Молитора). Процессы над ними стали массовым фарсом. Приговор обычно был вынесен еще до начала процесса, обвиняемый, не признававший своей вины, подвергался различным изощренным пыткам до тех пор, пока он не давал суду ожидаемые ответы.
Лоренцо Бенедикт, "Датская листовка", Копенгаген, январь 1591
Лукас Кранах "Вервольф", 1521
Под пытками люди оговаривали себя и близких, как было угодно церкви. Первый процесс над оборотнем состоялся в 1521 году, а после него уже последовали и многочисленные другие. Например, в 1541 году крестьянин, обвиняемый в убийствах, заявил, что он оборотень и волчья шкура спрятана у него внутри тела. Судьи приказали проверить это утверждение, обрубив ему руки и ноги. Естественно ничего не было найдено, и был вынесен оправдательный приговор, но бедняга подсудимый уже скончался к тому времени от потери крови. Только во Франции в период с 1520 года по 1630 год трудами инквизиции было «выявлено» более 30ти тысяч оборотней. Практически все они были казнены.
Изображения оборотней в современной живописи и кино: