Большинство авторов сходится на том, что пес этот — черный, но при ближайшем рассмотрении слегка прозрачный. В темноте он окружен красноватым либо зеленоватым свечением, а вот на свету кажется угольно-черным (хотя днем практически не встречается), иногда с багровыми пятнами крови на шкуре.
Глаза его светятся довольно сильно. Обычно в них виден отблеск адского пламени, но зеленый огонь тоже нельзя назвать необычным. Бывает, что глаз у него только один — в центре лба — или, напротив, целых четыре. Изредка пес предстает вообще без головы.
По поводу породы адских собак мнения расходятся; чаще всего их уподобляют гончей или волкодаву, изредка — мастифу или бульдогу; но они всегда выглядят породистыми. На дворнягу адский пес никогда не позволит себе походить; любой адский кинолог сказал бы Гарри Поттеру, что лохматая черная псина — заведомо не Грим.
Уши либо висячие, либо очень маленькие (есть даже безухие изображения), лбы крутые. Шерсть короткая — еще один признак, по которому принять Сириуса Блэка за Грима мог только профан. Данте, правда, наделяет Цербера... бородой; но это единственное подобное упоминание.
С челюстей адского пса зачастую капает слюна; при этом показывать клыки, как ни странно, это существо не очень любит. Во всяком случае, значительно чаще авторы отмечают длинные, бороздящие землю когти.
В лае и вое адского пса слышится металлический лязг; иногда эхом на голос собаки отзываются стоны падших душ.
Позвольте, но как во всю эту историю с коронованными особами вписывается известный сюжет: «для появления василиска нужно яйцо, снесенное петухом и высиженное жабой»?
50KB
Куролиск.
А никак. Таким образом на свет появляется не василиск, а его дальняя родня: куролиск, он же кокатрикс или низший василиск (cockatrice или basilicock, еще известен под латинским именем calcatrix).
Полученное такими зверскими экспериментами в духе сотрудничества академика Лысенко с доктором Моро существо выглядит следующим образом: змеино-драконье туловище, петушья шея и голова, аналогичные лапы (числом две) и перепончатые крылья.
Утверждение о родстве куролиска с василиском базируется на ряде намеков в древних текстах, в том числе и упомянутой выше «Естественной истории». Авторы средневековья истолковали их и развили; закрепил это убеждение знаменитый английский ученый-монах VII-VIII веков Беда Достопочтенный.
Иногда термин «регул» («регулюс») относят именно к куролиску, хотя большинство источников сходятся на том, что куролиск не правит ни змеями, ни кем-либо еще.
Иллитид выглядит очень обаятельно... если вам нравятся лысые гуманоиды с синюшно-серой слизистой кожей, у которых лицо заканчивается пучком из четырех бородавчатых щупалец. Если не считать этих маленьких подробностей, они похожи на человека — ростом, телосложением (хотя из-за интенсивного умственного труда они обычно тщедушны), походкой. Пальцев на руках и ногах по пять, как и у нас, и они вовсе не оканчиваются когтями, как изображают некоторые в жизни их не видавшие художники:
35KB
иллитиды выше того, чтобы пользоваться такими грубыми средствами.
Еще хуже клевещут те, что изображают иллитидов полуголыми. Иллитид всегда опрятен и пристоен. Он наряжается в мантию-платье благородных темных цветов, с непременным стоячим воротником наподобие тех, что носила королева Елизавета Великая. Если ему предстоит общение с низшими существами, вроде нас с вами — то из уважения к гуманоидам он украшает свое платье стилизованным черепом.
Иллитиды чрезвычайно умны. С детства они упражняют свой мозг и достигают невероятных логических способностей, объема памяти и силы воли.
Известны иллитиды и под другим названием — mind flayers. Эти английские слова очень плохо переводятся на русский. Как только их не обзывали: «умственные живодеры», «мозгохлесты»... Все дело в том, что глагол to flay не имеет прямого аналога в русском: ближайший вариант — «сдирать шкуру», но в данном случае точнее будет что-нибудь вроде «бить и мучить с особым цинизмом».
Такое прозвище дано им потому, что они обладают очень полезной способностью: испускать шоковую волну неведомой природы (некоторые полагают, что магической, другие называют это «псионикой»), которая оглушает и порой даже подчиняет разумных существ.
так, позвольте вам представить экземпляр номер один: упырь.
Существо это когда-то было человеком, но однажды скончалось, не было похоронено по всем правилам 136KB и досталось пожирателям падали. Те, впрочем, его не доели: видимо, добычи оказалось слишком много (обычно упыри появляются на местах массовой гибели); а может, падальщиком оказался другой такой же упырь.
И вот теперь оно ходит, мыслит и ест. Правда, ходит оно в основном за едой, и мыслит исключительно о том, как эту еду добыть. В качестве еды годится только мясо разумных существ.
Инстинкт самосохранения присутствует в минимальном виде; инстинкт размножения сводится к тому, чтобы время от времени не обгладывать труп дочиста — дабы тот поднялся таким же упырем.
Оно тухло-зеленоватого цвета, омерзительно воняет и покрыто слизью, на лапах у него длинные острые когти. Ходит оно, пригнувшись, опустив руки ниже колен и свесив язык.
Если упырь преуспеет в том, чтобы сожрать очень-очень много народу — он может претерпеть еще одну трансформацию: тогда из его позвоночника и некоторых других костей вырастают острые шипы, а смрад становится настолько сильным, что буквально валит с ног. Такую тварь именуют вурдалаком, ghast'ом либо гравейром.
По-английски упырь именуется ghoul; это слово происходит от арабского «гуль». Однако гуль — это не нежить в привычном нам понимании, это скорее нечто вроде джинна. А о них пойдет речь в совсем другой истории.
Самое популярное англоязычное название этого существа — beholder — происходит от английской пословицы, звучащей так: «Beauty is in the eye of the beholder». В буквальном переводе: «Красота — в глазах смотрящего». Смысл в том, что красота не «объективна», и Джульетта выглядит сказочно прекрасной лишь в глазах Ромео. Кто додумался приложить это высказывание к уродливой и опасной твари — бог весть; возможно, сочли, что злобоглаз не менее опасен, чем необузданная страсть?
Название evil eye, от которого произошло и русское наименование, более понятно; хотя следует заметить, что это существо никоим образом не состоит из глаза (в отличие, скажем, от floating eye). Глаза — важнейшая его часть, но самого его правильнее было бы назвать «злобной головой». Но об анатомии речь пойдет ниже.
Именование eye tyrant — «глазастый тиран» — в полной мере справедливо и заслуженно. Оказаться под властью этого существа неприятно даже для привыкших к железной дисциплине обитателей Баатора и Ахерона.
И, наконец, chaos spawn — «отродье хаоса» — скорее прозвище, чем название, этакий собирательный термин. Так многие века без разбора именовали все, что, с точки зрения необразованного человека, выглядит немыслимо и невозможно. Не удивлюсь, если так называли даже утконоса.
Самое популярное англоязычное название этого существа — beholder — происходит от английской пословицы, звучащей так: «Beauty is in the eye of the beholder». В буквальном переводе: «Красота — в глазах смотрящего». Смысл в том, что красота не «объективна», и Джульетта выглядит сказочно прекрасной лишь в глазах Ромео. Кто додумался приложить это высказывание к уродливой и опасной твари — бог весть; возможно, сочли, что злобоглаз не менее опасен, чем необузданная страсть?
Название evil eye, от которого произошло и русское наименование, более понятно; хотя следует заметить, что это существо никоим образом не состоит из глаза (в отличие, скажем, от floating eye). Глаза — важнейшая его часть, но самого его правильнее было бы назвать «злобной головой». Но об анатомии речь пойдет ниже.
Именование eye tyrant — «глазастый тиран» — в полной мере справедливо и заслуженно. Оказаться под властью этого существа неприятно даже для привыкших к железной дисциплине обитателей Баатора и Ахерона.
И, наконец, chaos spawn — «отродье хаоса» — скорее прозвище, чем название, этакий собирательный термин. Так многие века без разбора именовали все, что, с точки зрения необразованного человека, выглядит немыслимо и невозможно. Не удивлюсь, если так называли даже утконоса.
С давних-предавних времен, еще до переселения саксов в Британию, германские племена центральной Европы нет-нет да и встречали загадочных существ, заведомо не принадлежавших к человеческому роду.
Отличить их от всяческой другой живности можно было по серо-бурой коже, удлиненным остроконечным ушам и мелким черным глазкам; ростом они были тогда не выше, чем в половину человека; по разным источникам, от 30 до 80-90 см.
64KB
Warhammer: Mark of Chaos: так выглядит гоблин «в упор».
Это интересно: почему-то в нашей стране бытует миф, будто в средневековье люди были намного ниже, чем сейчас. Ничего подобного. Для германца тех времен в двух метрах роста не было совершенно ничего необычного. Малорослый народ проживал в Европе в XVII-XIX веках, в некоторых странах «карликовый» период пришелся на эпоху Возрождения, но в Темные века встречались настоящие великаны.
В отличие от карлика, у гоблина нет бороды, а есть только маленькие бакенбарды, в крайнем случае — крохотная «козлиная» бородка, да и волосы у него не белые, а черные и курчавые. Сложены гоблины иначе, чем карлики и гномы: при коротком туловище у них длинные руки и ноги, ходят они пригнувшись и слегка вразвалочку. Насчет носов авторы расходятся: кое-кто описывает здоровенные — не хуже, чем у карлика или даже тролля, но чаще встречаются скромные курносые рыльца.
Одевались гоблины в те времена весьма скудно: чаще всего им хватало одних штанов, а верхнюю часть тела они оставляли неодетой (по некоторым данным — предпочитали разрисовывать краской). Цвет кожи гоблинов отлично подходит для маскировки в грязи, на палой листве, на фоне хвороста или древесного ствола. И штаны у них обычно той же окраски.
Душа на внешнем носителе
Среди прочей нежити, а равно нечисти и небыли, лич выделяется одним характерным признаком: душа у него находится не в теле и даже не рядом, а заключена в специальном магическом предмете. Предмет этот именуют «сосудом души», филактерией, крестражем, хоркруксом и еще десятком менее известных терминов. При этом лич — не раб сосуда своей души (как, скажем, бывает с душами, насильственно заключенными в меч или какой-либо другой артефакт); сосуд — это просто убежище, дающее личу защиту от упокоения и ряд других возможностей.
[63KB]
Кель-Тузед над своей крепостью Наксксрамас.
Против воли личом сделаться, по-видимому, невозможно. Процесс перехода в это состояние (его еще называют «Ритуалом вечной ночи») требует активного участия будущего лича; при этом от него требуется преизрядная волшебная сила, и потому этот способ нежизни доступен лишь магам — как чародеям, так и богослужителям, если их божество не возражает против таких штучек. Обратите внимание, речь идет не о конкретных заклинаниях, но об умении манипулировать магической энергией; поэтому свитками с заклятиями тут не обойтись.
Это интересно: одно время бытовало мнение, будто бы личом можно сделаться при помощи заклятия Желания с текстом «хочу жить вечно». Это ошибка: такое заклинание превратит прочитавшего не в лича, а в вампира.
Ритуал вечной ночи длится, по разным данным, от шести до девяти дней, требует человеческой жертвы (для недостаточно сильных магов — даже и не единственной) и завершается смертью мага. Если что-то было сделано неверно — он просто погибает (не исключено, что впоследствии восстанет из мертвых, но не личом, а привидением или умертвием); если же все удалось — за несколько дней плоть его истлевает, а оставшийся скелет, обтянутый кожей, встает и продолжает функционировать в качестве лича.
Филактерией можно сделать, строго говоря, почти все, что угодно, — если только оно не слишком велико (объект, который значительно крупнее будущего лича, не годится). Однако по понятным причинам большинство будущих личей предпочитает брать в этом качестве что-нибудь попрочнее — драгоценный камень, к примеру, или стальную шкатулку. Есть мнение, будто бы магический предмет в этом качестве предпочтительнее — дает лучшую защиту для филактерии и упрощает Ритуал.
Нетрудно догадаться, что Ритуал, хотя и дает магу большие возможности (о них мы поговорим ниже), неотвратимо калечит душу и разум. И дело тут не только в убийстве, которое надо совершить, но в совокупности действий. Душа будущего лича как бы пожирает душу жертвы (адепты арканологии усматривают тут прямую параллель с вампиризмом — «он умрет, чтобы остался жить я»).
Поэтому лич, как и большинство видов нежити, чрезвычайно подвержен всевозможным маниям. Некоторые из них заранее готовились противостоять самому типовому психическому расстройству оживших мертвецов — ненависти к живым; это оказалось возможным, но на место этой страсти приходит другая. Например, маниакальная жажда власти и знаний; перед нею лич тем более уязвим, что, как правило, нечто подобное и заставило его сделаться нежитью.
Разум лича подвергается серьезным повреждениям одномоментно и постепенно разрушается в дальнейшем, но очень медленно; и не следует считать, что это делает его более уязвимым
Циклопы
Правильнее называть их киклопами; это означает «круглоглазые». Это еще один народ, порожденный Ураном. Главную их особенность легко вспомнит каждый: единственный круглый глаз посередине лба.
Это интересно: существует забавная версия, будто бы образ циклопов навеян грекам попадавшимися им время от времени останками... карликовых слонов (реликтовых хоботных размером примерно с носорога). Дыра в черепе (соответствующая хоботу) якобы и породила миф об одноглазых великанах.
[ 151KB]
Циклоп (Titan Quest).
[Heroes of Might & Magic V скриншот, 193KB]
Кровоглазый циклоп (Heroes of Might & Magic V); способность к сглазу, видимо, от Лиха Одноглазого?
Согласно изначальному мифу, их было всего три — Арг («сияющий»), Стероп («громовой») и Бронт («сверкающий»). Они были первыми и славнейшими мастерами-кузнецами, выковали оружие многих богов и перуны (молнии) Громовержца, поддержали богов в титаномахии...
«Вслед за сторукими родила Гея-Земля новых исполинов — Одноглазов-Киклопов, солнечных и громовых. Высоко в небе сверкал их круглый огненный глаз посреди покатого лба, свой подземный огонь превращая в небесное сияние. Их руки опускались молотами, оглушая землю и небо, и тогда колебались вершины гор и земля сотрясалась», — говорится о них в «Сказаниях о титанах».
Но однажды Зевс убил своей молнией сына Аполлона Асклепия (за то, что слишком хорошо врачевал и оживлял мертвых), и Аполлон сильно обиделся. С Зевсом он ничего поделать не мог, а потому сорвал злобу на тех, кто сделал эти молнии. Циклопы были уничтожены, а небесная кузница отошла к богу Гефесту.
Между прочим, этот миф создает изрядную путаницу в хронологии: ведь Гефест служит кузнецом богам с давних пор, а история с Асклепием случилась, судя по всему, незадолго до Троянской войны — в ней участвуют среди прочих ахейских героев сыновья Асклепия Махаон и Подалирий, целители греческого войска, родившиеся еще до вознесения Асклепия на Олимп... Словом, что-то не так; но греков, как известно, такие противоречия в мифах отнюдь не смущали. Как мы уже писали, греки полагали, что каждый миф — отражение настоящей истории богов и героев, которая в полном виде непостижима и недостижима, и чем больше мы знаем таких отражений — тем лучше. А то, что они вроде бы не совпадают, — так ведь одна вещь может отбрасывать совершенно разные тени, смотря как ее повернуть...
[Dark Messiah of Might & Magic скриншот, 312KB]
Циклоп (Dark
Messiah of Might & Magic).
Это интересно: согласно Яну Амструттену, имена троих «отцов гномов» из одного германского мифа тоже означают «сияющий», «громовой» и «сверкающий». Когда они были убиты, народ гномов переселился под землю. Правда, даже сам Амструттен не уверен, что это оригинальный миф, а не апокриф образованных алхимиков, хорошо осведомленных о циклопах.
Однако, судя по всему, циклопы успели народить немало одноглазого потомства — иначе непонятно, с кем же имел дело Одиссей, а также многие другие персонажи мифов. Потомство это уже не отличалось особым искусством — только могучей силой, размером и, конечно же, единственным глазом. За вычетом последней особенности, они — самые что ни на есть «обычные» великаны.
Полифем, знаменитый противник Одиссея, мало того что циклоп, так еще и сын Посейдона и нимфы. Как и почему он оказался циклопом — неведомо. Между прочим, до ослепления Одиссеем он успел нехорошо прославиться, когда влюбился в нимфу Галатею. Та предпочла ему прекрасного Акида, и циклоп в приступе ревности завалил юношу скалой. Однако любви Галатеи ему это не принесло.
Если титаны в литературе чаще всего олицетворяют стихию, бунт, хаос или свободолюбие, то циклопы (благодаря Одиссею) сделались олицетворением грубого простодушия. Обычно под обличьем циклопа скрывается сатира на невоспитанную «деревенщину
Огры
[ 213KB]
Огр (King's Bounty. Легенда о рыцаре).
Расе огров в последнее время часто отказывают в праве называться настоящими великанами и выделяют в особый род; ну что ж, зоологам, наверное, виднее, хотя эти самые огры довольно крупные и во всех отношениях заслужили места рядом с прочими гигантами.
Строго говоря, англичане и французы не могут претендовать на огров как на национальное достояние. Те встречались в Италии, Испании, Чехии и Польше; например, по-чешски великан — обр. Похоже, не так ли? (А может, слово «огромный» тоже как-нибудь связано с ограми?) Итальянское «орко» (с тем же значением) известно с XIII-XIV веков или даже раньше.
Наиболее старые источники рассказывают, что огры пришли в христианские земли из страны безбожных гуннов. Гуннами в этот период именовали венгров, кочевников довольно-таки буйного нрава... хотя, право же, никак не выделявшихся гигантским ростом. Некоторые даже производят это слово от «онгруа», что означает «венгр», хотя есть и немало других этимологий (например, огров, как и орков, производят от жителей Оркнейских островов, тоже не слишком высокого роста).
Существует версия, будто слово не означает вообще ничего и было придумано кем-то из поздних авторов — например, Парацельсом или даже Шарлем Перро (хотя есть доказательства, что оно возникло намного раньше).
Но у Перро они, безусловно, имеются; просто в сказках, знакомых нам с детства, огров переводили как людоедов. Именно с огром имел дело, например, Кот в сапогах, что отразилось потом и в небезызвестном
«Шреке».
еонид
Ктесий советует идти к ним, заранее исполнившись смирения, поскольку наше военное искусство против них ничто; но это дурной совет, ведь для леонида кто не воин и не дитя — тот добыча.
Я. Амструттен
Леониды не могут похвастаться такой популярностью, как сфинксы или химеры, но с полным правом занимают место на этих страницах: слово «леонид» так и переводится — дитя льва, львенок.
[84 KB]
Леонид (вемик).
[179 KB]
Ассирийское изображение, которое иногда отождествляют с леонидом.
Леонида порой называют «лионтавром» или «львинокентавром», потому что устройство его тела напоминает о кентавре: четвероногое туловище и человекоподобный торс с парой рук. Нижнее туловище, хвост и ноги более или менее львиные (хотя часть источников описывает ноги как длинные и пригодные для бега, более напоминающие гигантского гепарда); а вот торс, в отличие от такового у кентавра, нельзя назвать человеческим даже условно. Он покрыт такой же золотисто-желтой шерстью, как и остальное тело, голова тоже скорее львиная, хотя и с отдельными человеческими чертами, и у мужчин увенчана гривой (есть сведения, что женщины тоже обладают гривой, но у них она только сзади и обычно заплетена в косу). Руки больше всего напоминают человечьи, но пальцы — короткие и снабжены мощными втяжными когтями.
Словом, сходство с кентавром не такое уж близкое. Название «лионтавр» в любом случае неверно, поскольку переводится с англо-греческого (хм...) как львинобык. Но об этом мы уже писали в статье, посвященной кентаврам.
Согласно другому описанию, леонид обладает человекоподобным телосложением и только четырьмя конечностями (ноги — по-прежнему львиные). В остальном — голова, руки, шерсть, хвост, грива — эти описания совпадают между собой.
Обитали леониды в горах между Курдистаном и Арменией, неподалеку от страны джиннов Мазандеран; встречали их и в Персии, и на северном Кавказе. Первые сведения о них гласят, что герой Амфиарай, один из аргонавтов, повстречал леонидов в Колхиде (Грузия). Потому и называются они обычно по-гречески.
[229 KB]
Тигриная раса керра из мира EverQuest отчасти напоминает леонида в его «двуногом» варианте.
Леониды — кочевники, живут либо небольшим племенем, либо чем-то вроде прайда; но мужчины у них не предаются праздности, как львы. Есть у них, однако, и стационарные поселения; по некоторым сведениям, состоят они из храма, чего-то вроде караван-сарая и небольшого рынка. Религия леонидов — судя по всему, зороастрийская, с элементами солнцепоклонничества. Между прочим, храмы они увенчивают золотыми куполами, почти такими же, как у православных христиан.
[85 KB]
Quest for Glory 3. Ракеш, леонид, король Тарны — и его свита.
Народ этот весьма воинственный, с очень сильными понятиями о чести. В бою им сильно недостает дисциплины, которую они возмещают яростью берсерка. Оружие леонидов — дротики, рубящие прямые мечи и копья. Верхом леониды, даже в «двуногом» варианте, не воюют, поскольку лошади их боятся.
Женщины без крайней необходимости не воюют, но в случае беды способны на многое. Хотя формально общество леонидов — патриархальное, роль женщин очень велика, поскольку от мнения женщин зависит статус мужчины в племени. Дети воспитываются крайне жестко, на спартанский манер.
Если вам случится отправиться в их земли, рекомендую подробно изучить их обычаи, потому что леониды очень скоры на гнев. Впрочем, по некоторым данным, они снисходительны к индийцам, каковых почему-то не считают мужчинами; если вы можете сойти за такового — возможно, это смягчит леонидов.
В играх: леонида (лионтавра) Ракеша можно повстречать в серии игр Quest for Glory; в QfG3 есть даже целое племя его сородичей. В Dungeons & Dragons этот народ носит название «вемики» (wemic). Под этим именем они есть в Community Expansion Pack для Neverwinter Nights. На двуногий вариант леонида очень похожа тигриная раса из EverQuest.
Грифон (он же гриф, иног или хома) обладает туловищем льва, орлиными крыльями и головой; тем самым он весьма напоминает иеракосфинкса. Позднейшие изображения (средневековые и современные) зачастую показывают орлиными и его передние лапы, но изначально все четыре ноги грифона были львиными.
[105 KB]
Крылатый лев (он же львиный грифон) святого Марка; скульптура с венецианской базилики.
На заметку: иногда классических грифонов называют «орлиными», а еще выделяют «львиных грифонов», которые по сути своей просто крылатые львы; например, к этой категории относят льва св. Марка.
[540 KB]
В Vanguard: Saga of Heroes грифон представлен в классической, а не американской раскраске.
На греческих изображениях орлиная голова грифона чаще всего украшена длинными торчащими ушами. Есть указания на бороду под клювом. Иногда ноги грифона напоминают лапы пантеры или гепарда; встречаются даже отчетливо собачьи. По поводу хвоста грифона единого мнения нет: часто хвоста нет вовсе, иногда он львиный, а порой — чешуйчатый, на манер змеи.
На заметку: говорить «змеиный хвост» — не совсем правильно, потому что у змеи хвост очень короткий, буквально пара сантиметров. Так можно отличить змею от безногой ящерицы: у последней хвост есть, а у змеи ребра продолжаются практически до конца тела.
Раскраска тела описывается различно, но чаще всего грифон — черный или темно-коричневый, изредка — золотистый с темно-коричневой головой. Ктесий указывает, что на груди у грифона — темно-красные перья, Элиан — что перья на груди и шее с синеватым отливом. Крылья по краю или целиком часто оказываются белыми.