Образ оказался настолько ярким и запоминающимся, что вошел даже в космогонию одного из самых популярных фентезийных фэндомов современности - "Плоский мир" Терри Пратчетта.
Три кита — крыл. сл. Выражение возникло из древних космогонических сказаний. В древней русской литературе вопросам мироздания посвящены «Беседа трех святителей» и «Иерусалимская беседа», состоящая из ряда вопросов и ответов. В «Иерусалимской беседе»… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Тут тоже все понятно: мифологический образ стал языковой идиомой - родной, понятной и не требующей особых пояснений.
Три кита — Разг. часто Ирон. Важнейшее, основное условие существования чего л., фундамент, основание чего л. Ф 1, 237; БМС 1998, 261 … Большой словарь русских поговорок
Арабы Египта: земля покоится на рогах быка, бык стоит на рыбе или ките [ El- Shamy 1995: 45]; во время землетрясения держащая землю корова перебрасывает ее с одного рога на другой [ Andree 1878: 102].
Палестинцы: Аллах велел ангелу держать землю, поставил его на скалу, скалу – на спину или на рога быка по имени Бегемот, быка – на кита (Левиафана); последний пытается проглотить луну, вызывая затмения [Hanauer 1977: 5-7; Meyouhas 1928: 7-11].
Болгары: земля держится на рогах вола или буйвола, тот стоит на рыбе [Гура 1997: 758].
Крымские татары: ветер держит воду, вода – рыбу, рыба – быка, на его рогу утверждена земля; либо земля держится на буйволе, буйвол на рыбе, рыба на воде, вода на ветре, ветер на тьме; устав, буйвол перемещает землю с одного рога на другой, вызывая землетрясения [Потанин 1883: 799].
Армяне: в океане на рыбе стоит вол, держит на рогах землю; когда он гневается, то трясет рогами, вызывая землетрясения [Багрий 1930: 128].
Азербайджанцы: землю держит ангел, который стоит на скале, скала на быке с четырьмя тысячью глаз и таким же количеством ушей, морд, языков и ног; бык же стоит на рыбе [Ширакуни 1904: 211-212].
Турки: земля покоится на рогах желтого ( сары) быка; под быком рыба, еще ниже – море; когда грехи людей переполняют чашу терпения Бога, он велит мошке щекотать быку нос; бык машет головой, сотрясая землю [Гордлевский 1968: 74 ].
Памирцы: "мулло Абдул Халим из сартов поведал, как Абдулла ибн Масуд, сподвижник Мухаммада, спрашивал пайгамбара об устройстве мира, получил ответы; земля на роге быка, у которого от головы до хвоста 500 лет пути, между рогами 250 лет пути; шайтан предложил быку сбросить бремя; бык мотнул головой; Господь велел мухе заползти в нос быку и ужалить его; бык заревел, с тех пор его имя ревун – бакар; муха будет жалить быка до воскресения; бык хочет сбросить ее, земля содрогается; бык стоит на рыбе, у которой от головы до хвоста 500 лет пути; рыба на воде, вода на ветре, ветер над адом, ад на блюде, блюдо в руке ангела Дарьяила, ангел на черве под седьмым ярусом ада" [Горненский 2000: 157-159].
Башкиры: земля стоит на быке, бык на рыбе или на трех рыбах [Бараг 1987, № 12: 37].
Волжские татары: земля держится на роге быка, бык стоит на усе рыбы; вода опоясывает землю, покоится на вечной темноте [Воробьев, Хисамутдинов 1967: 314].
Мари: в океане краб, на нем стоит бык, держит на рогах землю; когда шевелится, происходят землетрясения; один рог уже сломался, когда сломается второй, наступит конец мира [H arva 1927: 312].
Удмурты: под землей живет черный бык, который стоит на спине рыбы, плавающей в подземном море; бык держит на своих рогах землю, двигая рогами, сотрясает землю [Перевозчикова 1993: 252; Harva 1927: 311-312].
Казахи : мир стоит на китовом усу и на рогу синего ( ког) быка [Потанин 1916, № 23: 114].
Бенгальцы (мусульмане): земля покоится на рогах быка, бык на рыбе, рыба в воде, вода на хаосе; когда бык трясет головой, происходят землетрясения; но быка тут же кусает москит и бык замирает [Bhattacharjee, Binod 1930: 122-123].
Малайцы : земля держится на рогах буйвола; когда один рог устает, буйвол перебрасывает свою ношу на меньше, чем на западе и на востоке США и другой, происходит землетрясение; сам буйвол стоит на островке среди моря, на черепахе или на рыбе Нун [ Skeat , Blagden 1900: 5-6]
Гагаузы: земля покоится на рогу желтого ( сары) быка; когда он перебрасывает ее от усталости на другой рог, происходит землетрясение [Мошков 1901: 58].
Абхазы: земля находится между рогами быка или оленя; когда тот шевелится, происходят землетрясения [Барцыц 2005].
Ингуши: земля стоит на быке и трясется, когда он шевелится [Потанин 1883: 799].
Чеченцы: когда Бог создал землю, быки согласились держать ее на рогах [Далгат 2004: 177]; мир лежит на ярме двух волов, когда волы трясут головой, бывают землетрясения [Потанин 1919: 85].
Кюринцы (ахтинцы): земля утверждена на рогу красного быка [Потанин 1883: 799].
Мюрагинцы: земля утверждена на спине (или на роге) красного быка; испугавшись муравья или комара, бык замер; когда муравей движется, бык отскакивает, земля содрогается [Ханагов 1892: 152-153].
Кумыки: земля состоит из семи слоев; под нижним - бык, держит ее на рогах; когда перекладывает с одного на другой, происходят землетрясения [Гаджиева 1961: 329].
Армяне: земля держится на рогах стоящего в воде красного быка; когда его кусают оводы, он чешет себе спину и происходит землетрясение [Багрий 1930: 128]; земля утверждена на рогах быка, когда мухи беспокоят его, он шевелится, земля трясется [Мелик-Шахназаров 1904: 91].
Талыши: мир утвержден на спине быка, один его рог на западе, другой на востоке; перед быком волк, поэтому он не может шагнуть; когда муха кусает быка, он двигает ушами, происходят землетрясения [Багрий 1930: 23].
Маратхи (Бомбей). Любимый бык Шивы держит землю на одном из своих рогов. Когда перекладывает на другой, земля содрогается [Enthoven 1924: 80].
Башкиры: земля держится на быке, его движения вызывают землетрясения [Надршина 1986: 19].
Мари: земля утверждена на рогах быка; один уже сломался, когда сломится и другой, наступит конец мира [Потанин 1883: 799].
Казахи: на поверхности океана лежит туман, на поверхности тумана камень джаин, на камне стоит сивый (ког) бык и рогами поддерживает землю [Потанин 1881, № 8г: 153-154 ].
Киргизы: земля держится на золотых рогах черного быка; когда тот шевелится, происходят землетрясения [Брудный, Эшмамбетов 1989: 108-115].
Уйгуры: бык держит землю на одном роге; когда грехи людей накапливаются, он устает, перекладывает землю на другой рог, происходят землетрясения [Катанов 1897: 44].
Телеуты: земля держится на четырех синих (кцк) быках; когда уставшие быки начинают передвигать ноги, происходят землетрясения [Функ 2005: 117].
Торгуты: земля держится на сером (кцк) быке; когда он шевелится, бывают землетрясения; ветер – его дыхание [Ивановский 1890: 263].
Индуизм: землю поддерживает кабан, бык, или слон; когда кабан перекладывает ношу с одного клыка на другой, происходят землетрясения [ Elwin 1949: 13].
Апатани (тибето-бирманцы): буйвол лежит под землей и держит ее; когда он шевелит ушами, происходят небольшие землетрясения, а когда двигает телом – значительные [ Elwin 1958, № 1: 86].
Галлонг (тибето-бирманцы): между миром людей и миром Wiyus (духов, божеств) находится существо Sichi-Nide-Hargogi , похожее на буйвола; трижды в год оно поворачивается, меняя сезоны – жаркий, влажный, холодный; когда встряхивается, происходят землетрясения [ Elwin 1958, № 5: 87-88].
Мири (тибето-бирманцы): мир держит Nide - Hargogi , похожий на буйвола и на слона, но имеющий четыре ноги, две руки, две головы, две пары рогов, два языка, четыре глаза, но один нос; когда он вздыхает, случается оползень; раз в два-три года Nide - Hargogi поворачивается, вызывая большие землетрясения [ Elwin 1958, № 6: 88].
Ами (Тайвань): землю раскачивает находящийся под ней буйвол, либо земля покоится на столбе, столб опирается на свинью, а когда она чешется, земля содрогается [ Yamada 2002: 65].
Сайся , бунун (Тайвань): землю поддерживает бык; его движения вызывают землетрясения [ Yamada 2002: 65].
Батаки : земля покоится на одном из рогов чудовища – полузмеи-полубыка [ Pleyte 1894: 96].
Минангкабау : земля покоится на рогах быка; когда его кусает комар, бык его отгоняет, земля колышется [ Pleyte 1894: 96].
Ибаны : lumbu (вероятно, бык или буйвол) поддерживает землю [ St ц hr , Zoetmulder 1965: 36].
Тораджа : землю поддерживает буйвол; когда муха кусает его за ухо, буйвол шевелится, земля трясется [ Adriani , Kruyt 1950, № 1: 370].
Тимор : существо foti в облике буйвола держит землю; когда foti шевелится, земля содрогается, в это время распространяются болезни [ MaaІ 1933: 276].
Очень много быков (буйволов или волов)! С редкими вкраплениями лошадей, свиней и оленей. И многие из них стоят на морских "чудищах": рыбах, китах, крабах.
Но... Про быка это, кажется, все! На мой взгляд, очень недооцененный современными фэнтези авторами и художниками образ!
Нелинеен мир фольклора: не самый распространенный (по числу народов), но более экзотичный образ черепахи и слонов оказался более тиражируем, чем такой, казалось бы, близкий и понятный многим жителям Евразии образ быка.