Японская анимация – это уникальное явление, как в мировом масштабе, так и в масштабе спой японской культуры. Не знаю, возможно ли такое сравнение, но аниме для японцев значит больше чем футбол для бразильцев.
Вот некоторые интересные факты.
В Японии выпускается больше всего в мире анимационных сериалов в год. В Японии существуют ежегодные «горячие десятки» полнометражных анимационных фильмов, в то время как в других странах и десяти таких фильмов в год не производится. В Японии в школе учат рисовать комиксы, киноактеры заимствуют комические позы и гримасы из детских мультиков, а в кинорежиссеры идут люди, не пробившиеся в режиссеры анимации! В Японии комиксы составляют 40% всей печатной продукции и с равным удовольствием читаются в любом возрасте.
Кстати! С комиксов все-то и началось!
Первым комиксом в истории Японии считается «Веселые картинки из жизни птиц и зверей» («Тёдзюгига») знаменитого буддийского монаха и художника Какую (или Тоба, 1053-1140), созданный в XII веке. (я могу немного описать что из себя представляли эти самые картинки, но все зависит от вашего желания. А пока продолжу.)
В 1814 году японский художник Кацусика Хокусай даже слово специальное для комиксов придумал, «манга», что означает «гротески», «странные ( или веселые ) картинки».
В конце 19-го века в Японию пришли иностранные комиксы, но «манга», адаптировав и ассимилировав европейскую технику графики, все же осталась «мангой».
Первым японским «сериальным» комиксом с постоянными героями по образцу американских комиксов стал юмористический цветной комикс Ракутэна Китадзавы «Тагосаки и Макубэ осматривают Токио» ( «Тагосаку то Макубэ но Токио Кэмбуцу»), который начал издаваться в 1902 году в журнале «Дзидзи манга».
А в 1917 году японцы позаимствовали еще одно европейское изобретение.
Вслед за первыми японскими кинофильмами появились и первые мультфильмы. Началась история японской анимации, история аниме…»
Вам интересно? Если да, то могу продолжить… хотя думаю ничего нового вы не узнали… но может узнаете?
Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от 1 до 5 минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.
Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы (он рисовал мелом на черной доске и снимал свои рисунки на пленку). Также в 1917 году был создан «Как краб отомстил мартышке» («Сару Кани Кассэн») Сэйтаро Китаямы, а в 1918 году – его же «Момотаро» (Момотаро – популярный герой японских сказок). Однако ценность их была невелика.
В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Обычно они были либо попытками повторения западных сюжетов, скажем, американского сериала «Кот Феликс», либо, гораздо чаще, - экранизациями классических китайских и японских сказок, скажем, «Величайший герой Японии Момотаро» (Nihonichino Momotarou), нарисованными в стиле традиционной японской графики.
Почти вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях и финансировалась кинематографическими фирмами в обмен на права проката.
В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую чисто анимационную студию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снимает на ней первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира».
В военное время японская анимация отличалась резким милитаристическим настроем, что, впрочем, не помешало выпустить в 1943 году… Хотя нет, даже первый полнометражный анимационный фильм «Момотаро – морской орел» (Momotarou no Umiwashi), и тот был сделан по заказу правительства, а сюжетец так вообще был презабавнейший: фильм рассказывал о героических операциях человекообразных зверюшек – морских пехотинцев – по освобождению Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались… угадайте кто… )))американцы, конечно.
В конце 1940-х и начале 1950-х экономика Японии находилась в глубоком экономическом кризисе. Разумеется, это не способствовало развитию анимации, да и к тому же киноэкраны страны были заполнены хлынувшим из США потоком иностранной анимации.
В 1956 году первую крупную анимационную студию под названием «Toei Douga» создал Окава Хироси, а ее первым фильмом стал черно-белый «Каракули котенка» (Koneko no Rekugaki) (1957) режиссера Ябуситы Ясудзи. В октябре 1958 года «Toei Douga» выпустила первый в Японии цветной полнометражный фильм «Легенда о Белой Змее» (Hakujaden).
Как видите завертелось…
Первые полнометражные фильмы «Toei Douga» очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея – производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились, и на два десятилетия японская анимация практически исчезла с экранов США.
Подъем японской анимации связан с именем Тэдзуки Осаму, известного комиксиста-мангаки, решившего заняться производством телевизионной анимации и отойти от сказочных сюжетов в связи с увеличением популярности научной фантастики.
В 1961 году Тэдзука основал собственную анимационную студию «Mushi Productions», а в 1963 выпустил первый действительно популярный японский черно-белый анимационный телесериал «Могучий Атом» (Tetsuwan Atom) (1963-1966).
Успех этого сериала был столь значителен, что уже к концу 1963 года в Японии было уже четыре студии телевизионной анимации.
В 1966 году студия «Toei Douga» выпускает первый и очень успешный аниме-сериал для… девочек – «Ведьма Салли» (Mahoutsukai Sally) (1966-1968). С тех пор понеслось, и девочки-волшебницы стали одним из любимейших персонажей японских аниматоров!
В эти годы создается и первый японский черно-белый ТВ-сериал об «управляемых огромных роботах» - «Железный человек номер 28» (Tetsujin # 28) (1966). В 1970-ых эта тема была развита и популяризирована Нагаем Го, который превратил ее в настоящий кладезь сюжетов для фантастических эпопей.
Любопытен факт, что в 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества телевизионный анимационный сериал – «Садзаэ-сан» по мотивам манги Хасэгавы Матико. Его показ не закончен по сию пору, уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями госпожи Садзаэ и ее большой и дружной семьи.
В эти годы Тэдзука Осаму оказал значительное влияние на формирование принципов построения японской анимации, он сильно раздвинул границы допустимых тем и состав зрительской аудитории. В 1969 году он выпустил полнометражный аниме-фильм для взрослых «Сказки 1001 ночи» (Senya Ichiya Monogatari) по мотивам знаменитых арабских эротических сказок, а в 1971 году на экраны Японии вышла «Клеопатра» (Cleopatra) – смелая, почти порнографическая пародия на исторические фильмы из римской жизни со множеством намеренных несообразностей и анахронизмов.
1970-е годы в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, были именно телевизионными сериалами. Их формат был разработан еще Тэдзукой – одна серия длиной около 23 -25 минут в неделю, показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время.
Набор основных жанров практически не изменился – сказки, научная фантастика, исторические легенды, экранизаци.
Продолжение следует...
Вот немного обоев по японскому мульту « Белый крест»