Атор К. Королёв.
Символы, знаки, эмблемы.
Единорог.
Чудесный зверь, похожий на лошадь, только тело у него белое, голова тёмно-красная, глаза тёмно-синие, а на лбу рог. Правда, по другим источникам, голова у единорога оленья, копыта слоновьи, а из пасти торчат кобыльи клыки. Впрочем, облик чудесных зверей имеет склонность меняться от предания к преданию, поэтому ничего удивительного в разногласиях по поводу внешности единорога нет.
Хорхе Л. Борхес приводил любопытную цитату из «Комментированной антологии китайской литературы». Древний автор по имени Хунь Юй говорит: «Всем известно, что единорог – существа иного мира и предвещает счастье; об этом говорят оды, труды историков, биографии знаменитых людей… Даже дети и простолюдинки знают, что единорог сулит удачу. Но зверь этот не принадлежит к числу домашних, редко встречается и с трудом поддаётся описанию. Это не конь или бык, не волк или олень. И поэтому, оказавшись перед единорогом, мы можем его не узнать. Известно, что это животное с длинной гривой – конь, а то, с рогами, - бык. Но каков единорог, мы так и не знаем».
Поймать единорога может лишь невинная девушка, если сядет в одиночестве под деревом. Завидев её, единорог подойдёт и опустит голову ей на колени. Тут его можно застать врасплох. В неволе единорог погибает, а перед смертью он поёт жалобную прощальную песню.
В. Бауэр замечает: «В песнях трубадуров и живописи того времени единорог – самое мощное и неукротимое животное, которое становится кротким и падает на колени, только когда видит перед собой *прекрасную девственницу*» (в средние века мужчины мечтали, чтобы существовало животное, которое могло бы показать правду – девушка невинна или врёт)
В христианстве единорог – символ силы, чистоты, непорочности (часто встречается изображение девы Марии с единорогом у ног), эмблема меча и слова Божия, аллегория Благовещения.
В этом тексте Голубиной книги, который был опубликован Киршей Даниловым, единорог назван отцом всех зверей (однако царём зверей уже тогда считался лев):
Единорог-зверь – всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец:
А и ходит он под землею,
А не держат его горы камены,
А и те-то его реки быстрые;
Когда выйдет он из сырой земли,
А и ищет он сопротивника,
А того ли люта лева-зверя;
Сошлись они со львом в чистом поле,
Начали они, звери, драться:
Охота им царями быть,
Над всеми зверями взять большину.
И дерутся оне о своей большине.
Единорог-зверь покоряется,
Покоряется он льву-зверю,
А и лев подписан – царём ему быть,
Царю быть над зверями всеми.
Зеркало.
Символ «удвоения» действительности, граница между посюсторонним и потусторонним. Обычай завешивать зеркало в доме умершего также связан с представлением о зеркале как границе: если не завесить зеркал, покойник будет приходить через него с того света в мир живых. Другое суеверие запрещает смотреться в зеркало ночью, чтобы не угодить «по ту сторону» (ночь – время нечистой силы); в зеркало нельзя смотреться долго, так как оно по частям похищает душу смотрящегося. Впрочем, зеркало имеет и положительное «пограничное» свойство – демоны и бесы в зеркалах не отражаются, а если им всё же случится отразится, они мгновенно утрачивают свои сверхъестественные силы. С семантикой образа зеркала как границы связаны и представления о двойниках.
Потусторонний мир в мифах и фольклоре противопоставляется миру живых как зазеркалье – лицевой стороне зеркала. Зазеркалье – иная реальность, проникновение в которое возможно лишь через зеркало (живенько все представили себе книжечку «Королевство кривых зеркал». Представили? Молодцы!!! Теперь вы поняли, что Оля ходила трупом и разговаривала сама с собой).
Зеркало есть символ воображения и – шире – сознания, поскольку отображает многообразие мира сего; функция отображения включает зеркало в парадигму «отражающих поверхностей» и роднит его с человеческим глазом и с водой (ср. греческий миф о Нарциссе, любовавшемся собственным отражением в воде). Символ души как хранилища впечатлений и образов.
В оккультизме и магической обрядности – зеркало инструмент вызывания духов; считается, что оно способно не только отображать образы, но и удерживать их. «Пустое» зеркало в момент совершения обряда становится «населённым», воспринимающим, и это качество позволяет причислить зеркало к женским символам и отождествлять его с Луной – как Луна воспринимает и отражает свет Солнца, так зеркало воспринимает и отражает образы.
Зеркало часто используют для гадания, причём через зеркало вновь как бы заглядывают в потусторонний мир, дабы усмотреть жениха (невесту) или знак смерти; ещё зеркало кладут под подушку, чтобы увидеть суженого во сне.
У китайцев зеркало – дверь Солнца, оно показывает истинный образ предмета и существа. В системе фен-шуй считается, что зеркало удваивает пространство, а то, что отражается в зеркале, увеличивает свою силу вдвое. Посему зеркало, поставленное на месте недостающего угла, символически его заменяет и восполняет. Нельзя располагать зеркало напротив входной двери – оно отразит от дома удачу (не стоит верить в это). Отражаясь в зеркале, человек удваивает свою энергию; правда, чтобы крепко стоять на ногах и жить своим умом, нужно всегда смотреть в такие зеркала, в которых отражаешься целиком.
В японской традиции зеркало – атрибут богини солнца Аматэрасу. Согласно мифу, именно зеркало заставило богиню выйти из пещеры и вернуть миру солнечный свет. Священное зеркало ято-на-кагами принадлежит к сакральным сокровищам государства. Оно хранится в храме Исе и передаётся в руки новому императору при вступлении на престол. Считается, что на зеркале есть надпись сродни библейской: «Я есмь кто я есмь».
В тибетской традиции зеркало – символ тайны бытия. В исламе оно символизирует сердце, свободное от скверны и отражающее без искажений лучи божественного света.
В христианстве (католичество) зеркало – символ Девы Марии. По Я. Беме, мироздание есть зеркало и глаз, обращённый внутрь человека.
Одновременно в религиозной живописи зеркало часто изабражается в руках обольстительницы, ветреной девушки и толкуется как атрибут тщеславия, сластолюбия и порочности.
В средневековой эмблематике зеркало – атрибут благорозумия и истины, а также гордыни, суеты и распутства.