Медицина в истории и фентези
Нет войны более древней, чем война человечества с болезнями
Медицина в иÑтории и фентези.

 
Хорошо зафикÑированный пациент в анеÑтезии не нуждаетÑÑ.

Очень черный врачебный юмор.
 

Первые шаги

С того далекого момента как у первого человека поÑвилÑÑ Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼, а может и еще раньше он начал думать о том как уменьшить количеÑтво Ñвоих проблем. Рпроблем у человека вÑегда хватало, и одним из иÑточников Ñтих проблем был человечеÑкое тело, которое упорно не хотело работать как надо. Увы, но мнение, что на заре Ñвоего ÑущеÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñˆ вид обладал Ñовершенным здоровьем и впечатлÑющим долголетием не вÑтречает подтверждение Ñреди ÑвидетельÑтв тех времен. Ðа оÑтанках наших далеких предков находÑÑ‚ признаки веÑелой жизни в антиÑанитарных уÑловиÑÑ…, например, обнаружены Ñледы рахита, кариеÑа зубов, ÑроÑшихÑÑ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ»Ð¾Ð¼Ð¾Ð², поражений ÑуÑтавов и Ñ‚. д.

Медицина в иÑтории и фентези


Однако Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð²Ñем неприÑтноÑÑ‚Ñм, которым подвергалÑÑ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº в то времÑ, поÑвилоÑÑŒ иÑкуÑÑтво врачеваниÑ. Уже тогда люди пыталиÑÑŒ помогать близким получившим Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ подхватившим болезнь. И далеко не вÑегда безуÑпешно.

ЭкÑпериментальным путем, найденные ÑредÑтва Ð´Ð»Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰Ð¸ передавалиÑÑŒ из Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² поколение. Ðапример, еще неандертальцы знали о полезных ÑвойÑтвах раÑтений. СпоÑобы Ð²Ñ€Ð°Ñ‡ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð²Ð¼ также доÑтойны упоминаниÑ. Ð’ ту пору Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¸ÐºÑации Ñломанной конечноÑти иÑпользовалиÑÑŒ не деревÑнные лубки, а глина. Иногда звучат предположениÑ, что руку или ногу проÑто закапывали на пару недель. Ðо, неÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° ÑкÑтремальноÑÑ‚ÑŒ Ñтого метода, он дейÑтвовал.

Тогда же возникло разделение лекарей на тех, кого позже назовут терапевтами и хирургами. Первые лечили при помощи трав, заклинаний и амулетов, а вторые иÑпользовали Ð´Ð»Ñ Ñтого ÑобÑтвенные руки и примитивные инÑтрументы. И Ñто разделение ÑохранÑлоÑÑŒ еще оооочень долго, практичеÑки не Ð¿Ñ€ÐµÑ‚ÐµÑ€Ð¿ÐµÐ²Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹.

Ð’Ñлед за разделением лекарей на категории возникло и неравенÑтво между ними. Терапевтов-травников Ñчитали мудрецами и окружали вÑеобщем уважением. ЧаÑтенько они же иÑполнÑли роль шаманов. Рвот хирурги-коÑтоправы не пользовалиÑÑŒ такой популÑрноÑтью Ñреди Ñоплеменников. К ним обращалиÑÑŒ тогда, когда надежды на другие ÑредÑтва уже не было. УчитываÑ, что вÑе манипулÑции Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑким телом они проводили без анеÑтезии и пациент имел возможноÑÑ‚ÑŒ прочувÑтвовать вÑе до поÑледнего момента операции, удивлÑÑ‚ÑŒÑÑ Ñтому не Ñтоит.


ÐÐ½Ñ‚Ð¸Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ†Ð¸Ð½Ð°

С поÑвлением пиÑьменноÑти у врачей поÑвилаÑÑŒ возможноÑÑ‚ÑŒ ÑохранÑÑ‚ÑŒ Ñвои Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ñледующих поколений, в ÑвÑзи Ñ Ñтим врачевание продвинулоÑÑŒ далеко вперед. И Ñто же Ñтало предпоÑылкой Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÐ¾Ð² в отдельную профеÑÑиональную каÑту. Теперь врачами Ñтали Ñамые интеллигентные люди Ñтого времени – жрецы. ПоÑвилиÑÑŒ культы которые покланÑлиÑÑŒ богу-врачу, например, в Греции Ñто был культ ÐÑÐºÐ»ÐµÐ¿Ð¸Ñ Ð¸ его дочерей (Гигиеи — охранительницы Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð¸ Панакии — покровительницы лечебного дела).

Медицина в иÑтории и фентези

ОÑобое внимание в Ñтот период Ñтоит уделить ГречеÑкой, а позже РимÑкой цивилизации где зарождалиÑÑŒ первые роÑтки научной медицины. Ð¡Ð»ÐµÐ´ÑƒÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÑ‚Ð°Ð¼ Гиппократа, гречеÑкие врачи пыталиÑÑŒ понÑÑ‚ÑŒ, как функционирует человечеÑкий организм, иÑкать еÑтеÑтвенные причины болезней и уÑтранÑÑ‚ÑŒ их. СтремилиÑÑŒ накапливать и иÑпользовать ÑмпиричеÑкий опыт Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ â€” то еÑÑ‚ÑŒ давать больному то лекарÑтво, которое при похожих Ñимптомах уже помогало другим.

Сам Гиппократ опиÑал внешние признаки многих болезней, указал на значение образа жизни и роли окружающей Ñреды, прежде вÑего климата, в проиÑхождении заболеваний, а учением об оÑновных типах телоÑÐ»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ темперамента у людей обоÑновал индивидуальный подход к диагноÑтике и лечению больного.

Медицина в иÑтории и фентези
РимÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ñ ÑлавилаÑÑŒ Ñвоей армией и организацией в ней не упуÑтила Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ Ñохранение жизни раненым легионерам поÑле боÑ. С первого века до нашей Ñры валетудинариум на 1000 меÑÑ‚ Ñтал едва ли не Ñамым внушительным Ñооружением в легионном лагере. СчитаÑÑÑŒ храмом ЭÑкулапа-ÐÑклепиÑ, гоÑпиталь оборудовалÑÑ ÑиÑтемой отоплениÑ, палатами на 4-6 меÑÑ‚ и ванными Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð¼Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ð¹. Риногда даже баÑÑейном, что уже определённо могло раÑÑматриватьÑÑ ÐºÐ°Ðº роÑкошь. Ðо Ñто окупалоÑÑŒ, ведь хорошее медицинÑкое обÑлуживание облегчало вербовку легионеров. «ÐÑ€Ð¼Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð¸Ñ‚ÑÑ Ð¾ тебе, Ñынок!»

За здоровье личного ÑоÑтава легиона отвечал Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÑƒÑ («целитель»). Под его руководÑтвом дейÑтвовали придаваемые каждой когорте команды Ñанитаров, помогающих раненым покинуть поле боÑ. Врачи же и приÑлуга гоÑÐ¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð»Ñ Ð² штат легиона не входили и, как правило, нанималиÑÑŒ на меÑте диÑлокации. Ðо еÑли, как Ñто могло ÑлучитьÑÑ Ð² какой-нибудь дремучей Британии, людей нужной квалификации найти было невозможно, их приÑылали из Рима.
Медицина в иÑтории и фентези


ÐÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð½Ðµ упомÑнуть какое влиÑние оказал римÑкий врач Гален: он обобщил ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ анатомии, физиологии, патологии, терапии, акушерÑтву, гигиене, лекарÑтвоведению, в каждую из Ñтих медицинÑких отраÑлей Ð²Ð½ÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ нового и попыталÑÑ Ð¿Ð¾Ñтроить научную ÑиÑтему медицины.

Медицина в иÑтории и фентези


РазумеетÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¸ не могли не попаÑÑ‚ÑŒ в культуру. Так, например, у шумеров ÑчиталоÑÑŒ, что боги и демоны в равной Ñтепени отвечают за болезни человечеÑтва. Более того, каждый из них ведал Ñвоей болезнью и мог наÑылать ее только в проходÑщие по его ведомÑтву чаÑти тела. Так, «против головы человека направлÑет Ñвою Ñилу доÑтойный проклÑÑ‚Ð¸Ñ Ð˜Ð´Ð¿Ð°, против шеи — Ñкверный Утукку, против груди — гибельный Ðлаль, против внутренноÑтей — злой Гигин, против рук человека — ужаÑный Телал». Ламашту вызывала лихорадку, Пазузу — тошноту и головную боль.

Средние века

Средние века были, Ñ‚Ñжелым временим Ð´Ð»Ñ ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹Ñкой научной мыÑли вообще и медицинÑкой мыÑли в чаÑтноÑти. ХриÑтианÑÐºÐ°Ñ Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒ, провозглаÑÐ¸Ð²ÑˆÐ°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ веры над знанием и канонизировало учение Галена, превратив его в непререкаемую догму. Ðе ÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° вÑе доÑтоинÑтва Ñтого ученого, многие его выводы были, мÑгко говорÑ, неверными. Ðапример, Гален Ñчитал, что кровь образуетÑÑ Ð² печени, разноÑитÑÑ Ð¿Ð¾ телу и там целиком поглощаетÑÑ, что Ñердце Ñлужит Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² нем “жизненной пневмыâ€, поддерживающей теплоту тела; объÑÑнÑл ÑовершающиеÑÑ Ð² организме процеÑÑÑ‹ дейÑтвием оÑобых нематериальных “Ñилâ€: Ñилы пульÑации, Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹ пульÑируют артерии, и др.

Тогда молитвы и ÑвÑтые мощи ÑчиталиÑÑŒ более Ñффективными ÑредÑтвами от болезней, нежели лекарÑтва и еÑли вÑпомнить, как учили врачей, то Ñто не кажетÑÑ ÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼. Врачи изучали древние текÑÑ‚Ñ‹ признанных авторитетов медицины, а вÑе попытки раÑширить Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ человечеÑком теле не вÑтречали Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² научной Ñреде того времени. Ðапример, вÑкрытие трупов было признано Ñмертным грехом. Ðе удивительно, что школы Ñ„ÐµÑ…Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑложившиеÑÑ Ð² то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ универÑитетах более извеÑтны, чем врачи, которые училиÑÑŒ в тоже времÑ.

ОÑновой теоретичеÑкой базой того времени ÑчиталоÑÑŒ Â«Ñ‚ÐµÐ¾Ñ€Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÑ‚Ñ‹Ñ€ÐµÑ… жидкоÑтей» Галена ÑоглаÑно которой здоровье человека завиÑит от взаимодейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÑ‚Ñ‹Ñ€ÐµÑ… первичных жидкоÑтей текущих в организме человека: крови, флегмы (Ñлизи), чёрной и жёлтой желчи, и лечили болезни менÑÑ Ð¸Ñ… Ñоотношение. Ðапример, очень популÑрным было кровопуÑкание, поÑле которого мечущийÑÑ Ð² бреду, больной уÑпокаиваетÑÑ Ð¸ заÑыпает. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ð½Ð° деле Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÐ´ÑƒÑ€Ð° Ñильно оÑлаблÑла организм, увеличивал шанÑÑ‹ больного на отправление в лучший мир.

Бытовало интереÑное мнение наÑчет инфекционных болезней. Было понÑтно, что они передаютÑÑ Ð¾Ñ‚ человека к человеку, но ÑтоÑл Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ том как они Ñто делают. Тут на помощь пришло учение Гиппократа, которое и указало «виновника» – миазмы. Миазмы – Ñто некие болезнетворные газы, находÑщиеÑÑ Ð² малых количеÑтвах в воздухе, воде и почве. ИÑточником миазм называли болота, городÑкие нечиÑтоты иногда и заболевших людей. Более того, вÑе, к чему они прикаÑалиÑÑŒ, тоже могло неÑти их в Ñебе.

Медицина в иÑтории и фентези


Роль хирургов в то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð³Ñ€Ð°Ð»Ð¸â€¦ цирюльники. Кроме Ñтрижки Ð²Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¸ бороды они могли предложить такие уÑлуги как: промывка и зашивание раны, вправление ÑуÑтавов и коÑтей, накладывание перевÑзок и лубков, а еще Ð°Ð¼Ð¿ÑƒÑ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ‡Ð½Ð¾Ñтей и обезболивание при помощи деревÑнного молотка. Рвот гарантировать, что пациент выживет в процеÑÑе операции, они не могли, ведь анатомию они не знали и порой наноÑили большей вред, чем Ñамо ранение.

Еще одной проблемой хирургии было неумение предотвращать проникновение инфекции в рану. Разрез промывалÑÑ Ñ‚Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ от видимой грÑзи и только вином, которое, в отличие от водки, заразу уничтожить не ÑпоÑобно. Ðичего не Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¾ микроорганизмах, врачи перед операцией даже не мыли рук. Ðо еÑли бы и мыли... Гангрена, противопоÑтавить которой можно только антибиотики, оÑтавалаÑÑŒ бичом раненых вплоть до 1940-Ñ… годов. Даже Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ ÐºÑ€ÑƒÑ‚Ð°Ñ Ð¼ÐµÑ€Ð°, как обваривание раны кипÑтком, не давала гарантий от заражениÑ. СчитаетÑÑ, что Ñто поÑлужило началом многочиÑленным мифам об отравленном оружие, веÑьма популÑрном в то времÑ.

Ðо, неÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° вÑе перечиÑленные мной ужаÑÑ‹ Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ñказать, что медицина в то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑовÑем никуда не продвинулаÑÑŒ. ПоÑвилоÑÑŒ много Ñпециальных учреждений Ð´Ð»Ñ Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… и раненых, проводилиÑÑŒ выÑвление и изолÑÑ†Ð¸Ñ Ð·Ð°Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ñ… больных.

Медицина в иÑтории и фентези


Параллельно Ñ Ð¾Ñ„Ð¸Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ медициной ÑущеÑтвовала и народнаÑ. Знахари торговали ÑнадобьÑми в оÑновном на оÑнове крепкого вина, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¸Ñ… рецепты были ÑоÑтавлены на оÑнове индивидуального опыта и в лучшем Ñлучае предавалиÑÑŒ от ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ðº ученику.

Рвот ÑвÑщенники вопреки раÑпроÑтраненному ныне Ñтереотипу редко имели отношение к медицине. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ð¸Ñ… чаÑто можно было увидеть у поÑтели больных и раненых их ÑпециальноÑтью было облегчение духовных, а не телеÑных Ñтраданий, например отпущение грехов умирающим. Правда, в монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€ÑÑ… нередко были уÑтроены гоÑпитали, но уход за больными там был далеко не выдающимÑÑ. Во-первых, гоÑпиталь был еще и прибежищем Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ‰Ð¸Ñ… и бродÑг, что превращало его в раÑÑадник болезней и паразитов.

Во-вторых, там не лечили. СовÑем. Монахам было запрещено проливать кровь, а значит, делать операции. Ðе дозволено было и травничеÑтво. Ведь Ñилу наÑтоÑм, как тогда думали, придавали не Ñами травы, а произноÑимые при их Ñборе и заваривании магичеÑкие наговоры. Монахи лишь предоÑтавлÑли кров, кое-какой уход, и молилиÑÑŒ за больных.
Также раненый мог приобретать лечебные амулеты: запрещённые у знахарей и разрешённые у монахов. ПоÑледние, впрочем, были по карману немногим. Ведь в них заключалиÑÑŒ Ñкобы волоÑ, ноготь, чаÑтица коÑти или зуб одного из ÑвÑÑ‚Ñ‹Ñ…. ПоÑтому в цену реликвии монах-продавец автоматичеÑки включал и ÑтоимоÑÑ‚ÑŒ индульгенции за лжеÑвидетельÑтво. Ð”Ð»Ñ ÑебÑ.

Ð’ 15 веке перед медиками вÑтала задача Ð²Ñ€Ð°Ñ‡ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ð½ÐµÑтрельных ран, более Ñ‚Ñжёлых, чем те, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ хирургам приходилоÑÑŒ вÑтречатьÑÑ Ñ€Ð°Ð½ÐµÐµ. Дело в том, что повреждение от круглой Ñвинцовой пули по Ñвоему характеру — дробÑщее. Ðо при Ñтом ещё и проникающее.

Медицина в иÑтории и фентези


ЛетÑщий Ñ Ð¾Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½Ð¾Ð¹ ÑкороÑтью куÑок Ñвинца не раÑÑекал, а плющил и разрывал ткани. Кроме того, Ð¿ÑƒÐ»Ñ Ð²ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ð»Ð° глубоко в рану обломки панцирÑ, обрывки одежды, волокна из набивки гамбезона. ЕÑли выÑтрел делалÑÑ Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¾Ð³Ð¾ раÑÑтоÑниÑ, в ране Ñтоило поиÑкать ещё и пыж. УÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð°Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ½Ñ‹ ÑкладывалиÑÑŒ проÑто идеальные. ОбъÑÑнÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ðµ положение дел ÑодержащимÑÑ Ñкобы в Ñвинце Ñдом, Ñредневековые врачеватели пыталиÑÑŒ Ñтерилизовать огнеÑтрельные раны кипÑщим маÑлом. К ÑчаÑтью, Ñкоро было замечено, что подобное лечение лишь увеличивает ÑмертноÑÑ‚ÑŒ.

СоглаÑно хриÑтианÑкому учению вÑе зло в мире проиÑходит от демонов. СоглаÑно одному из Ñамых популÑрных вариантов демоничеÑкой иерархии ÑоÑтавленном авторитетным ÑпециалиÑтом Иоганном Виром демоны делÑÑ‚ÑÑ Ð½Ð° девÑÑ‚ÑŒ чинов.

Медицина в иÑтории и фентези


ДевÑтый, низший чин — Ñто вÑевозможные «ÑвинÑкие беÑы», заправлÑющие низкими ÑтраÑÑ‚Ñми, в том чиÑле инкубы и Ñуккубы, а также демоны чревоугодиÑ, пьÑнÑтва, корыÑÑ‚Ð¾Ð»ÑŽÐ±Ð¸Ñ Ð¸ так далее. ВозглавлÑет их Маммона.
ВоÑьмой чин — «обвинители», которые ÑтараютÑÑ Ð²Ñелить в людей отчаÑние и отвратить от раÑкаÑниÑ.
Седьмой чин — «фурии», ÑеÑтели раздоров и поджигатели войн. ВозглавлÑет их Ðваддон.
ШеÑтой чин — загадочные витающие в воздухе твари, разноÑчики морового поветриÑ. Их Ñтарший — Мерезин.
ПÑтый чин — обманщики, ÑотворÑющие ложные чудеÑа и тем Ñовращающие народ. КнÑзь их — Сатана.
Четвертый чин заведует карами злодеÑм. Их глава — ÐÑмодей.
Третий чин — отдел долгоÑрочных перÑпектив, «изобретатели злых дел и порочных иÑкуÑÑтв». Им принадлежат идеи крепкого Ñпиртного, азартных игр и многого другого. Их кнÑзь — Велиал.
Второй чин — духи лжи, прорицатели, оракулы. ПредÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ â€” вообще дело не хриÑтианÑкое, и еÑли оно не иÑходит непоÑредÑтвенно от бога, Ñто крайне неприÑÑ‚Ð½Ð°Ñ ÑˆÑ‚ÑƒÐºÐ°...
И наконец, выÑший чин — ложные боги. Те Ñамые, что требуют от людей жертв и Ð¿Ð¾ÐºÐ»Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ â€” дабы, Ñлужа им, забыли об иÑтинном боге. Их возглавлÑет Вельзевул.

Возрождение

Ð’ Ñпоху Ð’Ð¾Ð·Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾, наконец Ñломлено ÑхолаÑтичеÑкий подход к медицине. ПоÑвилиÑÑŒ новые теории, Ñтали уÑтраивать анатомичеÑкие театры, кафедры анатомии. Помимо анатомии в медицине быÑтро вошла химиÑ, и аÑÑ‚Ñ€Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· которые врачи ÑтаралиÑÑŒ объÑÑнить множеÑтво новых фактов.

Ðа оÑновании ÑиÑтематичеÑкого Ð°Ð½Ð°Ñ‚Ð¾Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ¿Ð¾Ð² оÑнователь Ñовременной анатомии ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÐ°Ñ Ð’ÐµÐ·Ð°Ð»Ð¸Ð¹ опиÑал Ñтроение и функции тела человека. Чуть позже УильÑм Гарвей Ñформулировал теорию ÐºÑ€Ð¾Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ привел ÑкÑпериментальные доказательÑтва в ее пользу.

Уроженец Швейцарии врач ÐŸÐ°Ñ€Ð°Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑ Ð²Ñ‹Ñтупил Ñ Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ критикой галенизма и пропагандой новой медицины, оÑновывающейÑÑ Ð½Ðµ на авторитетах, а на опыте и знаниÑÑ…. Ð¡Ñ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ хроничеÑких заболеваний раÑÑтройÑтво химичеÑких превращений при пищеварении и вÑаÑывании, ÐŸÐ°Ñ€Ð°Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑ Ð²Ð²ÐµÐ» в лечебную практику различные химичеÑкие вещеÑтва и минеральные воды. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ ÐµÐ³Ð¾ теории Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ полноÑтью научными. Ðапример, в Ñвоих пиÑаниÑÑ…, он доказывает, что ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ тела завиÑит от какой-нибудь планеты; вÑеми отправлениÑми заведует оÑобое начало, или архей, на которого и должен влиÑÑ‚ÑŒ врач. Болезни зарождаютÑÑ Ð¾Ñ‚ звезд, Ñдов, пороков природы, колдовÑтва и Бога. Лечение доÑтигаетÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð²Ð°Ð¼Ð¸, заговорами и лекарÑтвами; из поÑледних оÑобенно дейÑтвительны ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑ‚Ð°Ð»Ð»Ð¾Ð².

Медицина в иÑтории и фентези


ПоÑле ПарацельÑа было выдвинуто множеÑтво теорий имевших научно-миÑтичеÑкий характер. Было Ñоздано множеÑтво учений противоречащим друг другу во вÑем. ОÑобенно популÑрны были идеи химичеÑкого и миÑтичеÑкого характера, больше напоминавшие работы алхимиков, нежели научные разработки. Было и мнение что Ñтоит не углублÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð² теоретичеÑкие изыÑканиÑ, а проводить Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñключительно на оÑнове личного опыта. Разнообразие подходов в конечном итоге привело к изучению одних и тех же ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… точек зрениÑ, заÑтавило переÑмотреть ÑпоÑобы Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸, наконец, имело поÑледÑтвием введение некоторых общих понÑтий о ÑвойÑтвах тканей и органов.

Ð’ 1546 году произошла Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚ÐºÐ° отойти от теории миазмов. ВенецианÑкий врач Джироламо ФракаÑторо предположил, что Ñпидемии вызывают крошечные чаÑтички вещеÑтва. ÐеÑколько позже в 1670 году голландÑкий натуралиÑÑ‚ Ðнтонии ван Левенгук Ñоздал первый микроÑкоп, Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¼Ñƒ были открыты микроорганизмы. Итогом же Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑ€Ð¾Ð±Ð¸Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ в Ñтот период можно назвать открытие английÑким врачом Эдвардом Дженнера противооÑпенной вакцины (1796), применение которой позволило в дальнейшем Ñчитать Ñту болезнь полноÑтью побежденной.

Так как в Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð° медицину взÑлиÑÑŒ алхимики надо упомÑнуть неÑколько вещей, которые были, целю Ñтой науки как таковой. Помимо Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ„Ð¸Ð»Ð¾ÑофÑкого ÐºÐ°Ð¼Ð½Ñ Ñ‚ÑƒÐ´Ð° входило Ñоздание гомункулуÑа — иÑкуÑÑтвенно выращенного ÑущеÑтва, приготовление универÑального раÑÑ‚Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ â€” алкагеÑта, палигенез, или воÑÑтановление раÑтений из пепла, получение spiritus mundi — магичеÑкой ÑубÑтанции, в чаÑтноÑти, ÑпоÑобной раÑтворÑÑ‚ÑŒ золото, извлечение квинтÑÑÑенции и приготовление жидкого золота — Ñовершеннейшего лекарÑтва.
Врач французÑкого ÐºÐ¾Ñ€Ð¾Ð»Ñ Ð›ÑŽÐ´Ð¾Ð²Ð¸ÐºÐ° XIII алхимик Давид Кампи в 1583 году рекомендовал Ñвой «ÑликÑир долголетиÑ» — коллоидный раÑтвор золота в воде. Рлегендарный монах-алхимик ВаÑилий Валентин решил добитьÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð¸Ñ Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒÐµÐ² Ñвоей обители бенедиктинÑкого ордена. Он Ñтал «очищать их организм от вредоноÑных начал», добавлÑÑ Ð² пищу пилюли из окÑида Ñурьмы. Ðекоторые монахи от такого «очищениÑ» умерли в муках. ОтÑюда, по легенде, и пошло второе название Ñурьмы — «антимониум», что значит «противомонашеÑкий».

Медицина в иÑтории и фентези


Ð’ то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ неÑколько человек, которым припиÑываетÑÑ Ñоздание ÑликÑира беÑÑмертиÑ. Ðапример, граф Сен-Жермен, загадочный авантюриÑÑ‚ XVIII века: брошенные мимоходом фразы, Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡Ð°Ñ Ñтранные оговорки, из которых Ñледует, что он лично общалÑÑ Ñ Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾ умершими монархами, — и веÑÑŒ Париж обÑуждает уÑпехи графа, открывшего ÑликÑир беÑÑмертиÑ. Ðа РуÑи, незнакомой Ñ Ð°Ð»Ñ…Ð¸Ð¼Ð¸ÐµÐ¹ до петровÑких реформ, ищет Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚Ð¾Ñ€Ð° ÑликÑир беÑÑÐ¼ÐµÑ€Ñ‚Ð¸Ñ Ð¯ÐºÐ¾Ð² БрюÑ. Легенда глаÑит, что он Ñумел-таки Ñоздать немного ÑликÑира, но приберег его Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾, завещав поÑле Ñмерти Ñбрызнуть его тело «живой водой». Однако Ñлуга, Ð¾Ñ‚ÐºÑ€Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ñ„Ð»Ð°ÐºÐ¾Ð½, выронил его, почти вÑÑ Ð¶Ð¸Ð´ÐºÐ¾ÑÑ‚ÑŒ вылилаÑÑŒ на пол, и лишь Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ ее попала на руку покойного. Любопытно, что иÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚ продолжение: Ñкобы, когда в конце двадцатых годов прошлого ÑÑ‚Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð° вÑкрыта могила БрюÑа Ð´Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾ перезахоронениÑ, одна рука полководца оказалаÑÑŒ нетленной. Рв 1780 году в Санкт-Петербурге «в Ñпециальной воде покрывает золотом железо» необычайно богатый врач граф КалиоÑтро. ВероÑтно, он пропуÑкал ÑлектричеÑкий ток через раÑтвор, Ñодержащий Ñоли золота.

XIX Ñтолетие

Ð’ Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ†Ð¸Ð½Ð° Ñтала тем, что мы можем наблюдать ÑейчаÑ. Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ ÑƒÑпехам научно-промышленной революции врачи окончательно отошли от миÑтичеÑких объÑÑнений болезней, и повÑемеÑтно применÑÑŽÑ‚ научный подход.

Медицина в иÑтории и фентези


Работы французÑкого ученого Луи ПаÑтера, который уÑтановил микробную природу заразных болезней, положили начало “бактериологичеÑкой Ñрыâ€. Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð²ÐµÐ½Ñкому медику Игнацу Филиппу ЗеммельвайÑу была введена практика дезинфекции. ÐœÐ¸ÐºÑ€Ð¾Ð±Ð¸Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸ ÑÐ¿Ð¸Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð»Ð¸ развитие во многих Ñтранах, были открыты возбудители и переноÑчики различных инфекционных болезней. Теневой Ñтороной вÑеобщего ÑƒÐ²Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÑпехами бактериологии была неÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ° роли микроба-Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑƒÐ´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ ÐºÐ°Ðº причины заболеваний человека.

До Ñередины Ñороковых годов 19 века одной из важнейших проблем хирургии было невозможноÑÑ‚ÑŒ облегчить ÑÑ‚Ñ€Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ñ†Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð° во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸. Многие больные ÑоглашалиÑÑŒ Ñкорее умереть, нежели лечь под нож. Первое вещеÑтво, обеÑпечившее безболезненноÑÑ‚ÑŒ операций был Эфир. ПоÑле первой публичной демонÑтрации иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñтого вещеÑтва во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ практика анеÑтезии быÑтро раÑпроÑтранилаÑÑŒ по миру.

Ð’ конце века было Ñделано открытие кардинально изменивший облик диагноÑтики. Ð’ 1895 году, Вильгельм Конрад Рентген впервые зарегиÑтрировал затемнение фотоплаÑтинки под дейÑтвием рентгеновÑкого излучениÑ. Им же было обнаружено, что при прохождении рентгеновÑких лучей через ткани киÑти на фотоплаÑтинке формируетÑÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ коÑтного Ñкелета. Это открытие Ñтало первым в мире методом медицинÑкой визуализации, до Ñтого Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ прижизненно, получить изображение органов и тканей без операции. Ð ÐµÐ½Ñ‚Ð³ÐµÐ½Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ быÑтро раÑпроÑтранилаÑÑŒ по вÑему миру.


Фентезийное здоровье

Медицина в иÑтории и фентези


РазумеетÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ðµ важные вещи как здоровье и забота о нем не могли не найти Ñвое отражение в мифах и фентези. Позвольте предÑтавить неÑколько ÑущеÑтв и вещей вÑтреча, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ может Ñерьезно повлиÑÑ‚ÑŒ на ваше ÑамочувÑтвие.

Те, кто лечат
Медицина в иÑтории и фентези

Единорог - конь Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñтвенным рогом во лбу. Впервые упоминаетÑÑ Ð² античную Ñпоху, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÑƒÑŽ извеÑтноÑÑ‚ÑŒ приобретает в период ÑредневековьÑ. Широко извеÑтен Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ Ð²ÐµÑ‰Ð°Ð¼Ð¸: первое – его невозможно поймать, еÑли не иÑпользовать в качеÑтве приманки девÑтвенницу, и второе – его рог защищает от любых Ñдов и болезней. Думаю, многие ÑоглаÑÑÑ‚ÑÑ Ð¿Ð¾ÑƒÑ‡Ð°Ñтвовать ради такого приза в Ñтоль оригинальной охоте.

Ð’ романе Питера Ð‘Ð¸Ð³Ð»Ñ Â«ÐŸÐ¾Ñледний единорог» единорога обычно именуют проÑто «она». Она ищет Ñвоих пропавших Ñородичей, а побывавши на какое-то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñмертной женщиной, обучаетÑÑ Ñ‡ÑƒÐ²Ñтвовать.

Медицина в иÑтории и фентези

Ð¤ÐµÐ½Ð¸ÐºÑ â€“ Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚Ð°Ñ Ð¶Ð°Ñ€-птица тоже имеет долгую иÑторию и множеÑтво интереÑных ÑвойÑтв. Самое извеÑтное Ñто, разумеетÑÑ, ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ перерождениÑ, но хватает у него и других. Ðапример чудеÑный голоÑ. Пение ее оказываетÑÑ Ñ†ÐµÐ»ÐµÐ±Ð½Ñ‹Ð¼, излечивает Ñлепоту и даже порой ÑтароÑÑ‚ÑŒ. Иногда при Ñтом из клюва ÑыплютÑÑ Ð¶ÐµÐ¼Ñ‡ÑƒÐ³Ð° либо рубины. ПрикоÑновение пера также позволÑет поправить здоровье, еÑли знать, как и где прикаÑатьÑÑ. Конечно, не Ñравнить Ñ Ñ†ÐµÐ»Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ Ñилой пеÑни феникÑа, но тоже неплохо.

ФеникÑÑ‹ «поттерианы» наÑквозь пропитаны магией. СоÑтарившиÑÑŒ или получив Ñмертельную рану, они Ñгорают и возрождаютÑÑ Ð¸Ð· пепла. Их Ñлезы обладают целебными ÑвойÑтвами, а Ð¿ÐµÑ€ÑŒÑ Ð¸ÑпользуютÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð»ÑˆÐµÐ±Ð½Ñ‹Ñ… палочек (у Вольдеморта и Гарри одинаковые палочки Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð¾Ð¼ ФокÑа).

Медицина в иÑтории и фентези

ФилоÑофÑкий камень – не ÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° название уверенноÑти в том, что Ñто камень нет. Ð’ некоторых иÑточниках говоритÑÑ, что Ñто жидкоÑÑ‚ÑŒ, а в других его называют уникальной формой материи непохожей ни на одну другую. Этот артефакт Ñтал извеÑтен Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð´Ð²ÑƒÐ¼ Ñвоим ÑвойÑтвам ради которых его в Ñвое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñкали алхимики. СпоÑобноÑÑ‚ÑŒ превращать любой дешевый металл в золото, а также производить ÑликÑир жизни (elixir vitae) — ÑубÑтанцию, обращающую Ñтарение вÑпÑÑ‚ÑŒ и лечащую любые болезни.

СчитаетÑÑ, что единÑтвенным человеком, которому удалоÑÑŒ получить филоÑофÑкий камень, был Ðикола Фламель — французÑкий алхимик 15 века. Его жизнь покрыта тайной, а его могила, на которой были начертаны Ñтранные пиÑьмена, оказалаÑÑŒ пуÑтой — Ñто и породило Ñлухи о том, что он Ñтал жить вечно. Фламель упоминаетÑÑ Ð² книге «Гарри Поттер и филоÑофÑкий камень». Кроме того, «Код да Винчи» ДÑна Брауна утверждает, что Фламель был Великим МаÑтером Приората Сиона.

Медицина в иÑтории и фентези


Фонтан молодоÑти — магичеÑкий иÑточник, воды которого обращали Ñтарение вÑпÑÑ‚ÑŒ. МеÑтонахождение фонтана неизвеÑтно. Ð’ разное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ„Ð¾Ð½Ñ‚Ð°Ð½ называли колодцем, подземным ключом или даже целой рекой. Рв пьеÑе братьев Стругацких «ПÑÑ‚ÑŒ ложек ÑликÑира» вода беÑÑÐ¼ÐµÑ€Ñ‚Ð¸Ñ Ñтекала Ñ Ñ‚Ð°Ð¸Ð½Ñтвенного краÑного Ñталактита в подземной пещере.

Медицина в иÑтории и фентези


СвÑщенный Грааль - ÑоÑуд, из которого ХриÑÑ‚Ð¾Ñ Ð¸ его апоÑтолы пили на ПоÑледнем ужине (по другой верÑии легенды, ИоÑиф ÐримафейÑкий Ñобрал в чашу Ð“Ñ€Ð°Ð°Ð»Ñ ÐºÑ€Ð¾Ð²ÑŒ ХриÑта поÑле раÑпÑтиÑ), Ñкобы ÑпоÑобен дарить людÑм вечную жизнь.

Ð’ фильме «Индиана Ð”Ð¶Ð¾Ð½Ñ Ð¸ ПоÑледний креÑтовый поход» (1989) за Граалем активно охотилиÑÑŒ нациÑÑ‚Ñ‹ — именно Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ Ñтой чаши доктор Ð”Ð¶Ð¾Ð½Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð¸Ð» Ñвоего отца, дав ему отпить из нее воды и плеÑнув ей же на рану.

Ð–Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¸ Ð¼ÐµÑ€Ñ‚Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð´Ð° – ÑредÑтво реанимации в руÑÑких Ñказках. ЕÑли побрызгать на мертвого человека мертвой водой ÑращиваютÑÑ Ð¾Ñ‚Ñ€ÑƒÐ±Ð»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ чаÑти тела, а Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð´Ð° возвращала «отремонтированного» таким образом человека из царÑтва мертвых.

Ð’Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð° Ñерии «Скалолазка» Олега Синицына ПовеÑтвует о поиÑке иÑточника Ñ Ð–Ð¸Ð²Ð¾Ð¹ и Мертвой водой.

Те, кто калечат:

Медицина в иÑтории и фентези


Лихорадки – название Ñтих духов недвуÑмыÑленно намекает, что перед нами воплощение болезни. Этих злобных Ñозданий нередко называют руÑалками, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¾Ð½Ð¸ довольно далеки от более обычных в ÑлавÑнÑких землÑÑ… дев-утопленниц. Эти ÑущеÑтва уникальны и даже извеÑтны поименно: ТрÑÑеÑ, ОгнеÑ, ЛедеÑ, ГнетеÑ, Грынуша, ГлухеÑ, ЛомеÑ, ПухнеÑ, ЖелтеÑ, Коркуша, ГлÑдеÑ, ОгнеÑÑтра. Одна из них поÑвлÑетÑÑ Ð² цикле Ð®Ñ€Ð¸Ñ Ðикитина «Трое из ЛеÑа».

Медицина в иÑтории и фентези


Вампиры – одни из Ñамых интереÑных перÑонажей в мировой культуре. ИнтереÑных еще и тем, что очень редко можно найти два одинаковых опиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¿Ð¸Ñ€Ð°. ЕÑÑ‚ÑŒ деÑÑтки теорий их проиÑхождениÑ, Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ‚ воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð³Ð¸Ð¸ и Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, что они инопланетÑне. Ðо в Ñтой Ñтатье нам интереÑна, пожалуй, только одна, а именно вируÑÐ½Ð°Ñ Ñ‚ÐµÐ¾Ñ€Ð¸Ñ. Она, вÑтречаÑÑÑŒ Ñ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ изменениÑми и в Shadowrun и в "Блейде". Ð’Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· кровь или Ñлюну и приводит к полной мутации организма, одной из поÑледÑтвий которой ÑвлÑетÑÑ Ð½ÐµÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ ÑамоÑтоÑтельно вырабатывать гемоглобин - отÑюда необходимоÑÑ‚ÑŒ потреблÑÑ‚ÑŒ его извне. Ðе менее интереÑными выглÑдÑÑ‚ Ñредневековые легенды о вампирах разноÑÑщих болезни и такие ÑпоÑобы борьбы Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð²ÑˆÐ¸Ð¼Ð¸ мертвецами как чеÑнок и Ñеребро (и то и другое обладает Ñильными антиÑептичеÑкими ÑвойÑтвами). Ð’ новой верÑии ролевой игры World of Darkness ÑущеÑтвует вампирÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ ÐºÑ€Ð¾Ð²Ð¸ МорбуÑ. Ее предÑтавители могут повелевать болезнÑми, но не ÑпоÑобны пить кровь здоровых людей. Еще одна Ð°ÐºÑ‚ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ñтой Ñтатьи оÑобенноÑÑ‚ÑŒ поÑвилаÑÑŒ отноÑительно недавно. По мнению таких авторов как Шарлин Ð¥Ð°Ñ€Ñ€Ð¸Ñ ÐºÑ€Ð¾Ð²ÑŒ вампиров ÑпоÑобна Ñтать Ð´Ð»Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ° Ñильным допингом. Один глоток ее ÑпоÑобен увеличить физичеÑкую Ñилу человека, оÑтановить Ñтарение и передать некоторые ÑпоÑобноÑти немертвых. Думаю, Ñто может повыÑить преÑтиж профеÑÑии охотников на вампиров.


ФÑйри – на Ñамом деле Ñто не один вид магичеÑких ÑущеÑтв, а общее название, Ð´Ð»Ñ Ð²Ñей нечиÑти живущей в западной Европе. Ð’ целом они не враждебны людÑм, но тех, кто их обидит, ждет ÑÑ‚Ñ€Ð°ÑˆÐ½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑÑ‚ÑŒ. ЧаÑтенько меÑÑ‚ÑŒ заключаетÑÑ Ð² том, что на человека наÑылают болезнь (Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‚ и более ÑкзотичеÑкие Ñлучаи). Чаще вÑего Ñто паралич, который называют «ÑльфийÑким ударом» или «ÑльфийÑким выÑтрелом». Среди других болезней можно упомÑнуть: ревматизм, защемление позвонков и вÑе прочие болезни, уродующие плоть. Ðо еÑли повезет, то можно отделатьÑÑ Ð¼ÑƒÑ€Ð°ÑˆÐºÐ°Ð¼Ð¸, Ñыпью или ÑинÑками по вÑему телу.
Ð’ цикле «Маг Рифмы» КриÑтофера Сташефа ÑльфийÑкий выÑтрел иÑпользовалÑÑ Ð²Ð¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð²Ð¾Ñ€Ñ†Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ переворота.

ÐšÐ¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ñмерть – дух похожий на уже упомÑнутых Лихорадок, но ÑпециализируетÑÑ Ð½Ð° болезнÑÑ… домашних животных. ЯвлÑетÑÑ Ð¾Ð½Ð° в образе безобразной, злобной Ñтарухи, у которой, вдобавок ко вÑей ее уродливоÑти, вмеÑто рук грабли или в виде черного зверÑ. ИнтереÑна еще и тем, что не может войти в Ñело или город без поÑторонней помощи. Причем ее надо не, проÑто приглаÑить, а внеÑти. Она вÑкользь упоминаетÑÑ Ð² книге Ольги Громыко и ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÑ Ð£Ð»Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð° Â«ÐŸÐ»ÑŽÑ Ð½Ð° минуÑ».

Медицина в иÑтории и фентези


Зомби – упрощенно говорÑ, ожившие мертвецы. ВходÑÑ‚ в клаÑÑичеÑкий набор Ñамых извеÑтных в мире волшебных ÑущеÑтв (их ÑоÑеди по рейтингу — призраки, вампиры и оборотни). РаÑÑказы о покойниках, вÑтавших из Ñвоих могил, едва ли не Ñтарше мифа о Ð’ÑеленÑком потопе. Ð’ наше Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑкÑплуатируютÑÑ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ðµ методы Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑ€Ñ‚Ð²ÐµÑ†Ð¾Ð² — заÑекреченные ÑкÑперименты Ñ Ñ…Ð¸Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑким или биологичеÑким оружием, воздейÑтвие радиации, или, еще лучше — нашеÑтвие инопланетÑн. Ð¡Ð°Ð¼Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑледнÑÑ â€œÐ¼Ð¾Ð´Ð°â€ Ð² Ñтом плане — Ñто вируÑÑ‹. Ð’ фильмах “Обитель зла 1-4â€, ÑнÑÑ‚Ñ‹Ñ… по мотивам извеÑтной Ñерии компьютерных игр “Resident Evilâ€, люди мутировали в зомби под воздейÑтвием загадочного Т-вируÑа. Фильм “28 дней ÑпуÑтцпредлагает неÑколько другую верÑию поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð¾Ð¼Ð±Ð¸ — модифицированный Ð²Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ð±ÐµÑˆÐµÐ½Ñтва.

Добрые и не очень доктора

К Ñожалению, Ð²Ñ€Ð°Ñ‡ÐµÐ±Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚Ð¸ÐºÐ° редко ÑвлÑетÑÑ Ñ‚ÐµÐ¼Ð¾Ð¹ какого-нибудь произведениÑ. Ведь довольно трудно интереÑно объÑÑнить тонкоÑти медицинÑкого дела неÑпециалиÑту. Однако ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾Ñтавлю вашему вниманию. ÐеÑколько перÑонажей извеÑтных Ñвоими талантами в Ñтой облаÑти.

 ИмÑ: Баба Ñга
 МеÑто практики: РуÑÑкие Ñказки

СлавÑнÑÐºÐ°Ñ Ð²ÐµÐ´ÑŒÐ¼Ð°, популÑрный фольклорный перÑонаж. Обычно изображаетÑÑ Ð² виде противной Ñтарухи Ñ Ñ€Ð°Ñтрепанными волоÑами, крючковатым ноÑом, “коÑÑ‚Ñной ногойâ€, длинными когтÑми и неÑколькими зубами во рту. Баба-Яга — перÑонаж неоднозначный. Чаще вÑего она выполнÑет функции вредителÑ, Ñ Ñрко выраженными наклонноÑÑ‚Ñми к каннибализму, однако при Ñлучае Ñта ведьма может добровольно помочь храброму герою, раÑÑпроÑив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или Ñообщив ценные ÑведениÑ). Помимо прочих талантов она веÑьма иÑкуÑно варит различные зельÑ. Среди ее рецептов имеетÑÑ: приворотные зельÑ, отрава, Ñнотворное, полет, богатырÑÐºÐ°Ñ Ñилушка, омоложение, перманентное и без побочных Ñффектов превращение в краÑавицу (а можно и в козленочка!), неуÑзвимоÑÑ‚ÑŒ... кое-где ведьма Ñинтезирует живую и мертвую воду!

 ИмÑ: Виктор Франкенштейн
 МеÑто практики: Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» ÐœÑри Шелли

ИзвеÑтнейший врач за вÑÑŽ иÑторию фантаÑтики. Разработал Ñамый продвинутый ÑпоÑоб реанимации человека. Правда ÑпоÑоб веÑьма затратный (требуетÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑопоÑтавимый Ñ Ð½ÐµÐ¹ разрÑд ÑлектричеÑтва), но зато ÑпоÑобный дать жизнь, даже ÑущеÑтву ÑоÑтоÑщего из чаÑтей тел разных людей.

 ИмÑ: Сальватор
 МеÑто практики: «Человек-амфибиÑ» ÐлекÑандра БелÑева
ÐргентинÑкий врач продвинувшийÑÑ Ð² переÑадке органов. Ð¡Ð°Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚Ð½Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð° Ñто переÑадка акульих жабр человеку. Пациент получил возможноÑÑ‚ÑŒ плавать, не переохлаждаÑÑÑŒ и не Ñ‚Ñ€Ð°Ñ‚Ñ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¸ на перезарÑдку акваланга. Правда, Ñ Ñ…Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ по Ñуше у него довольно Ñкоро возникали проблемы — жабры переÑыхали, а легкие без них не работали.

 ИмÑ: Генри Джекилл
 МеÑто практики: ПовеÑÑ‚ÑŒ Â«Ð¡Ñ‚Ñ€Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÐºÑ‚Ð¾Ñ€Ð° Джекила и миÑтера Хайда» Роберта ЛьюиÑа СтивенÑона


ВыдающийÑÑ Ñ„Ð°Ñ€Ð¼Ð°Ñ†ÐµÐ²Ñ‚ знаменитый Ñвоим омолаживающим раÑтвором. Этот раÑтвор выÑвобождает Ñкрытые резервы человечеÑкого организма, пробуждает ÑпÑщие клетки мозга и заÑтавлÑет ткани регенерировать. К Ñожалению, в виде побочных Ñффектов были разбужены животные инÑтинкты, Ð·Ð²ÐµÑ€Ð¸Ð½Ð°Ñ Ñила и неукротимые ÑтраÑти переполнÑли Ñформировавшие новую личноÑÑ‚ÑŒ доктора, иÑпытавшего препарат на Ñебе. Ð’ итоге на Ñвет поÑвилÑÑ Ð¼Ð¸Ñтер Хайд. Побывав в теле Хайда, доктор потом чувÑтвовал ÑÐµÐ±Ñ Ð±Ð¾Ð´Ñ€Ñ‹Ð¼ и полным Ñнергии. Проблемы началиÑÑŒ лишь тогда, когда он оÑознал наркотичеÑкую завиÑимоÑÑ‚ÑŒ от Ñвоей животной половины.

**********


Ðа Ñтом позвольте закончить Ñей труд. РазумеетÑÑ, тема болезней и борьбы Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ на Ñтом не иÑчерпана. За кадром оÑталаÑÑŒ воÑÑ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ†Ð¸Ð½Ð°, открытиÑ, Ñделанные за двадцатый век и многое другое. Возможно, Ñ ÐµÑ‰Ðµ вернуÑÑŒ к Ñтому материалу в будущем, но пока прощаюÑÑŒ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸. До вÑтречи и будьте здоровы.







Картинки без темы


Читать далее
Художник Peter Lee - 3

Читать далее
Симон Бельмонт в Castlevania и Castlevania II Simon\'s Quest


Читать далее

Автор поста
Близнец  
Создан 11-03-2011, 19:02


1 276


0

Оцените пост
Нравится 5



Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх