Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный темной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Хагеруп Григ: друг Андерсена и единомышленник Нурдрока, благословленный великим Листом.
***
Эдвард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет от роду) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года.
Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».
Музыка к одноимённой драме Г. Ибсена написана Э. Григом в 1874-1875 гг. по предложению драматурга. Эта работа явилась одной из наиболее значительных творческих удач композитора.
Сознательно отказавшись от воплощения в музыке сатирических сцен и сложного философского подтекста ибсеновского произведения, Григ создал 23 небольших музыкальных номера, в которых с поразительным мастерством и вдохновением воплощены картины норвежской природы, фантастические сцены, лирические образы. Для самого Грига это сочинение стало opus magnum - обратившись к незначительному для серьезного композитора жанру прикладной музыки, он сумел поднять его на недосягаемую высоту (ни Бетховену до этого, ни Чайковскому, также писавшим музыку к драматическим спектаклям, это сделать не удавалось). Заодно композитор обеспечил себе место в музыкальной истории - ничего популярнее "Пер Гюнта" в наследии Грига нет; с ним не могут конкурировать даже его знаменитые фортепианные пьесы и Фортепианный же концерт. Исполнители, никогда не читавшие (и даже не пытавшиеся читать) Ибсена, знают мотивы из музыки к "Пер Гюнту" назубок - даже если отнять у них на концерте ноты, они без проблем сыграют наизусть по памяти: Грига слушают и учат в музшколах с первых классов.
Песня Сольвейг - одна из самых знаменитых частей второй сюиты "Пер Гюнта". Невероятно красивая, лиричная музыка, наполненная надеждой и любовью.
Зима пройдёт и весна промелькнёт, И весна промелькнёт; Увянут все цветы, снегом их занесёт, Снегом их занесёт... И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит, Мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, Тобой лишь буду жить... Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня, Полюбишь ты меня; От бед и от несчастий тебя укрою я, Тебя укрою я. И если никогда мы не встретимся с тобой, Не встретимся с тобой; То всё ж любить я буду тебя, милый мой, Тебя, милый мой...
Та же песня, но со словами - в исполнении Анны Нетребко
Еще очень красиво исполняет песню Сольвейг шведская оперная певица Марита Сольберг
Еще одно исполнение - Марусия Лоуверс, ее исполнение более эстрадное, чем оперное, и голос ее более открытый, чем у оперных див Нетребко и Сольберг.
(прошу простить, другого видео я не нашла)
Песня Сольвейг входит в репертуар всех оперных певиц мира, обладающих сопрано и меццо-сопрано.
*** В пещере горного короля - эта композиция звучит при вступлении горного короля и его троллей в его тронную пещеру. Благодаря этому, а также своему звучанию, «В пещере горного короля» ассоциируется с троллями, а также с мистикой и таинственной атмосферой вообще.
"В пещере горного короля" - тема невероятно популярная и в наши дни. Количество кавер-версий достигает нескольких десятков, считая танцевальные версии, миксы, рок-обработки и инструменталы.
Самые знаменитые кавер-версии:
1) группа Rainbow -в виде песни с текстом, написанным Кэндис Найт. В хард-рок обработке Ричи Блэкмора. Содержит также фрагмент «Утра в горах» Грига.
3) The Butterfly Temple - Как часть собственной композиции группы (Vikingtid), содержащей текст. В хэви-метал обработке (исполняется на гитаре и на синтезаторе). Найти можно на альбоме "Сны Северного Моря"
4) Epica - трек 2009 года в классической обработке