По данным свободной энциклопедии Википедии – историческая реконструкция это вид хобби направленный на воссоздание предметов и комплексов предметов, а также культурных моделей (обряды, праздники) старины. Реконструирование той или иной исторической эпохи (славянская Русь, древний Рим, Скандинавия, средневековая Европа и т.д.) подразумевает воссоздание одежды, вещей, бытовой утвари, оружия, доспехов, украшений и т.д. на основе научных данных с соблюдением исторических технологий и использованием материалов, аналогичных материалам реконструируемой эпохи.
О зарождении реконструкторского движения в России в 80-е годы ХХ века (тогда ещё в СССР), я слышала, по крайней мере, две версии:
В первом варианте, сначала по стране прокатилось движение «толкинистов». А когда играть в гномов, гоблинов, эльфов и хоббитов надоело, парни и девушки «ушли в историю». А там оказалось масса интересного! И вот бывшие бойцы Мордора стали примерять на себя самодельные доспехи мальтийских рыцарей, а воины Рохана, по колечку, плели кольчуги русских витязей.
Во втором варианте, фундамент, на котором впоследствии в России зародятся реконструкторское движение и такое уникальное явление, как спортивное историческое фехтование заложили наполеонисты, т.е. реконструкторы солдатских полков времен Наполеоновских войн.
Члены клубов шили униформу, изготовляли модели оружия (не только холодного, но и огнестрельного) и один раз в год выезжали на фестиваль «Бородино». Зачастую клубы занимались реконструкцией отдельных полков (обычно тех, которые действительно существовали в 1812 году в их городе) и выезжали на фестиваль небольшими компаниями, имитировавшими отдельные воинские подразделения.
Думаю, что обе версии имеют право на существование, тем более что ролевики зачастую также занимаются своего рода «реконструкцией» исторических реалий на ролевых играх, а многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками. Часто люди уходят из ролевых игр, начиная серьёзно интересоваться и заниматься исторической реконструкцией и фехтованием. Уход же реконструкторов в ролевики явление более редкое.
В настоящее время можно выделить два наиболее популярных направления: живая история (living history) и историческое фехтование (турниры).
Живая история подразумевает воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке прошлых веков.
Историческое фехтование - одна из форм исторической реконструкции, направленная на воссоздание боевой составляющей исторической эпохи (оружия, доспехов, поединков, боевых столкновений и войн). По сути, это экстремальный вид спорта, в котором при максимальной безопасности участников воспроизводится боевая культура, максимально адекватная реконструируемому периоду.
Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:
Раннее Средневековье, «эпоха викингов» (VII—XI век);
Манес (XIII—XIV век)
Высокое и Позднее Средневековье;
Наполеоника;
Вторая мировая война.
Историческая реконструкция периода Средневековья – занятие увлекательное.
Костюм современного рыцаря делается с максимальным подобием каждой детали, на основе промышленных материалов или предметов "случайно найденных" на свалке. Обработка изделий осуществляется вручную, современными нструментами - дрелью, болгаркой, частенько проводятся азы или мастерство исторического кузнечного дела дела. В качестве наглядного пособия используются сохранившиеся музейные образцы, археологические экспонаты, информация библиотечных фондов, интернет-данные. Прокладывать дорогу к предкам приходится не только с мечом, но и книгой и штопальной иглой в руках.
Рыцарство - это наука. Для новичков она начинается с урока истории, изучения культивируемой в клубе эпохи, ее экономики, политики, культуры.
В начале 90-х гг. прошлого века в России появилось множество военно-исторических клубов. Они возникали независимо друг от друга и первоначально вели деятельность практически не пересекаясь. Но уже первые контакты между представителями клубов разных городов привели к осознанию необходимости унификации правил мероприятий и создания организации (неофициальной структуры), которая должна будет объединить клубы России. Начали проводиться совместные региональные и столичные турниры и фестивали. Вот наиболее известные:
Фестиваль "Белый замок" в Минске;
Ежегодный фестиваль «Бородино», посвященный битве на Бородинском поле;
Фестиваль "Генуэзский шлем";
Фестиваль в крепости Выборг;
Фестиваль "Русская крепость" - в крепости Корела;
Фестиваль "Поле Куликово";
Турнир "Меч России";
Ну и фестиваль «Щит Сибири» в Омске, откуда и предоставлена большая часть фотографий. Фестиваль, правда, молодой, всего три года, но уже достаточно большой и интересный.
Теперь уже, наверное, в любом крупном городе есть свой военно-исторический клуб. В таких объединениях по интересам ребята и девчонки (да-да, девушки тоже увлекаются реконструкцией) не только вступают в схватки. Они, прежде всего, изучают историю, ибо без знания реалий того или иного периода не соорудишь «достоверный доспех». Для девушек тоже находится занятие - костюмы надо украшать. А иногда и шить… бальные платья, например. Исторические реконструкторы не всегда молотят друг друга на сходках и бугуртах. Иногда они устраивают балы, на которых рыцари и прекрасные дамы танцуют старинные танцы.
Авторы фото:
Вячеслав Отрош
Илья Бальцер
Владимир Дорогов
Евгения Спиценко
Алексей Бондарев
Ольга Колобкова
Артём Цицура