В Откровении Иоанна Богослова упоминается четыре коня. Конь белый означает чуму, конь рыжий - войну, конь вороной - голод, конь бледный - смерть. Четыре коня Апокалипсиса составляют эсхатологический мотив конца света. Это тетрада.
В Древней Греции лошадь была посвящена Приапу. Следы конских копыт были знаками, дарующими благодать. В более поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью.
Лошади - символы ветра, который в свою очередь атрибут женской символики, связанной с сексуальностью и вожделением.
В германских сагах разгуливающий под ветром дикий охотник похищал и преследовал девушек. Дикие местности часто берут свои названия от имен лошадей. В восточнославянском фольклоре есть мотив дикой охоты и дикого всадника. Души умерших скачут с королем Стахом.
Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.
Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека - его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) - бессознательное.
Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.
Пегас - источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.
Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро - с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день - у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.
Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.
Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском. Русский небесный воин Георгий Победоносец тоже на белом коне.
Троянский конь - символ скрытности и коварства. Отсюда выражение «ход конем». По совету хитроумного Одиссея мастер Эпей строит огромного деревянного коня, внутрь которого забирается отряд. Синон убеждает троянцев в том, что этот конь - дар Афине, которая в благодарность за столь щедрую жертву сделает Трою неприступной. Ночью, вышедшие из чрева коня греки, открывают ворота. Так была заложена победа над троянцами.
Атрибутивные знаки дьявола традиционно передаются через лошадь.
В христианской традиции лошадь входит основным элементом в символ единорога, являясь одновременно эмблемой мужества и благородства.
Конь изоморфен дереву. Древо Иггдрасиль букваль¬но означает конь-шта, то есть конь Одина.
У разных народов существовали ритуалы убийства коня и его жертвоприношения. У римлян - это обряд октябрьского коня, у индусов - аш ва мед ха. Были подобные ритуалы и у славян. Однако, боевой конь славян - это, скорее, боевой товарищ и помощник витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху; встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком. Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста. Примеры такой дружбы:
Буцефал и Александр, конь-Баярд (старофранцузские баллады), Рустам и Ракша в «Шахнаме» Фирдоуси, Байчибар (в тюркском эпосе) и Алпамыш.
Существовал целый набор процедур выбора коня героем. Он выбирает из табуна необъезженного жеребца и укрощает его, ибо для первого подвига герою нужен именно этот конь. Выбор и поимка коня является первым испытанием сил героя и испытанием самого коня. Молодой витязь выбирает того коня, который может выдержать тяжесть богатырской руки и дает себя оседлать и объездить лишь тому, в ком он узнает своего будущего господина.
Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух первых королей Англии Георга I (1714-1727 гг.) и Георга II (1727-1760 гг.) белая лошадь вместе с королевским дубом Стюартов была на многих вывесках пивных. Впоследствии этот мотив перекочевал на этикетку бутылки виски «White Horse». Белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов.
Ставшая на дыбы лошадь - торговый знак фирмы «Феррари», которая была основана Энцо Феррари в 1929 году. Впервые это изображение появилось на фюзеляже истребителя летчика Франческо Баратти. По латыни эта эмблема называется cavallino rampante. Летчик был сбит во время первой мировой войны в 1918 году. По предложению матери воздушного аса Энцо Феррари взял идею этого изображения во время победы на автогонках в 1924 году. После этого оно стало товарным знаком фирмы Феррари.
Вздыбленная лошадь - товарный знак немецкой фирмы «Порше», названной в честь дизайнера Фердинанда Порше в 1897 году. В 1930 году он создал проект народного автомобиля «Volkswagen», который стал самой популярной моделью до и после второй мировой войны. Вздыбленная лошадь позаимствована с герба города Штудгард, который был основан в средние века на месте конного завода и тогда он назывался Штуденгарден, что переводится как "Сад кобыл".
По материалам энциклопедии символов, знаков, эмблем.