Герой нашего времени
Герой нашего времени
или
добрые вампиры как вершина вселенского маразма эволюции зла.


Стефани Майер посвящается.


Немного теории
Для начала, поговорим о понятии зла как таковом. Противопоставление добра и зла наиболее характерно для религиозной морали. Очень хорошо это видно на примере христианства. Есть Бог – как олицетворение абсолютного добра, и дьявол – как вселенское абсолютное зло, источник всего нехорошего и неправильного. Но христианство тоже бывает разное. В целом, в житейском представлении «среднего» христианина добро выглядит довольно-таки скучно. Рай, куда душа попадает в награду за праведные поступки, прорисовывается довольно слабо, тогда как ад, геенна огненная, а также демоны, суккубы и прочие черти выглядят ярко и живо. Также, процветающее в официальной церкви и ее последователях ханжество и лицемерие, отнюдь не привлекает людей на сторону добра. «Ничто так не роняет Бога в глазах верующих, как грязь и убожество служителей Его». Все это привело к тому, что умные люди начали задумываться – а так ли нужен нам этот рай? Вот, например, стихотворение Константина Бальмонта «Голос дьявола»:
Я ненавижу всех святых,—
Они заботятся мучительно
О жалких помыслах своих,
Себя спасают исключительно.

За душу страшно им свою,
Им страшны пропасти мечтания,
И ядовитую Змею
Они казнят без сострадания.

Мне ненавистен был бы Рай
Среди теней с улыбкой кроткою,
Где вечный праздник, вечный май
Идет размеренной походкою.

Я не хотел бы жить в Раю,
Казня находчивость змеиную.
От детских лет люблю Змею
И ей любуюсь, как картиною.

Я не хотел бы жить в Раю
Меж тупоумцев экстатических.
Я гибну, гибну — и пою,
Безумный демон снов лирических.

Таким образом, чаша весов начинает крениться в другую сторону – Дьявол привлекает больше, чем Бог. Есть еще такой анекдот. Вразумляет батюшка алкоголика на исповеди:
- Сын мой, если ты будешь грешить, то отправишься в ад!
- А что, все грешники в ад пойдут?
- Все!
- А Витька-алкаш из второго подъезда тоже пойдет?
- Обязательно.
- А Колян?.. А Санек?... А Манька-лимитчица?..
Получив на все вопросы утвердительный ответ, алкоголик радостно восклицает:
- Ну раз все мои кореша туда пойдут, в аду будет круто!

Анекдот не философский, но показательный. Рай, конечно, здорово, но в аду веселее.

Касательно вампиров.
Теперь о вампирах. Вампиры, что характерно, есть во многих мифологиях. Это однозначно отрицательные персонажи и характеризуются не только моральным уродством, но и весьма непривлекательной внешностью. Однако вышеупомянутая притягательность зла в целом заставляет постепенно наделять существ «темной стороны мира» некоторой привлекательностью. (Вершины маразма эта идея достигла в средние века – когда девушку/женщину могли обвинить в колдовстве только лишь за внешнюю красоту).

Та же история произошла с вампирами. Граф Дракула изображен Брэмом Стокером, основоположником всей «вампирской» литературы, довольно-таки неприятным стариком. Хотя «дочери» кровожадного графа обладают некоей чудесной красотой. Тема красоты вампира получает возможность для развития.

В современной культуре синонимом слова «красота» является «сексуальность». Ярко-алые губы и ногти, «интересная бледность» кожи и интригующая загадочность – неотъемлемые признаки современного вампира. Хотя, согласно матчасти, вампир – ходячий труп, следовательно, бледность должна получиться нездоровой, с прозеленью, а губы – синими.

Еще любители вампирско-эротических картинок любят пририсовывать вампирам (и особенно вампиршам) эротично стекающую откуда ни попадя кровь. Что точно не поддается никакой логике. Если (опять же согласно матчасти) вампир красив и эстетичен, есть он/она будет аккуратно, и вымазаться кровью для него все равно, что для человека перемазаться в каше или гороховом супе. Свисающие изо рта макароны или живописные подтеки кетчупа на майке сексуальными никак не назовешь. Кто-то может возразить – мол, они друг для друга стараются, ну типа как сливками перемазаться. Однако, кровь вампирам не только еда, но и тот еще наркотик (хотя бы у того же Брэма Стокера можно прочитать), и облизывать с кого-то кровь – все равно, что очень голодному человеку слизывать с (пусть даже) возлюбленной размазанный тонким слоем паштет. Удовольствия никакого, одно издевательство.

Но, в общем и целом, вампиры и без кровавых подтеков красивы. Это аксиома и обжалованию не подлежит, потому что иначе неинтересно. Однако вампиры по природе своей убийцы – более или менее кровожадные, более или менее благородные (читай – снисходительные к низшим существам), но все равно принадлежащие к темным силам. Но ведь хочется же и хорошего конца! Хотя бы изредка, для разнообразия. Любителям вампиров мечтается, чтобы хоть иногда любовь с необыкновенно сексуальным вампиром/вампиршей не заканчивалась смертью влюбленной/ого или, в лучшем случае, разбитым сердцем. Плохих концов и в жизни хватает, в сказке конец должен быть хорошим. Отсюда следующий этап эволюции.

Борьба бобра с ослом (в которой бобро не всегда побеждает)
Герои бывают разные. Образ романтического героя во многом зиждется на образе средневекового рыцаря. Вершина средневековой рыцарской культуры – рыцарь-крестоносец, совершающий подвиги не ради прекрасной дамы, а во имя Девы Марии – пример не только благородства, но и абсолютного бескорыстия. Но рыцари-крестоносцы отнюдь не образец христианского милосердия. Крестовые походы, безотносительно цели, - та же война. А на войне не принято быть милосердным. Крестоносцы убивали «неверных» - мусульман не менее зверскими способами, чем «нецивилизованные» ассасины – христиан.

Образ рыцаря за давностью лет смягчился и облагородился, однако на дворе не средние века. И современные герои благородны весьма и весьма примерно. Так, ради спасения возлюбленной (человек – 1 штука) герой может, ничтоже сумняшеся, уложить туеву хучу бандитов и просто попавшихся под руку прохожих (человеки – 200 штук, тоже чьи-то возлюбленные, дети или родители). Оправдывает ли цель средства? Зачастую автор, стремясь показать, что его герой – не абстрактный идеал, а вполне обычный человек со своими слабостями, так увлекается, что герой получается не намного лучше мочимых им бандитов. Попросту говоря – сволочью. Основной критерий современного героизма – физическая сила, приобретенная с помощью накачки мышц, карате, пистолета, ментовских погон или волшебной палочки. Моральные качества и интеллектуальный уровень обозначаются весьма условно. В конечном счете, получается следующее противопоставление – романтичный и добрый, но полудохлый очкарик против горы мышц с боевыми рефлексами вместо мозгов и фразой «давай перепихнемся» вместо «я тебя люблю». Это в кино и литературе.

В реале еще грустнее. Потому что «нормальный русский мужик», несмотря на попытки идеализировать этот образ ментовскими сериалами, - курит, пьет, матерится и плюет на высокие идеалы. Пивной живот и две прочитанные за всю жизнь книжки (одна из которых букварь, а вторая – расписание автобусов) тоже не добавляют привлекательности. Героизм не только на нуле, а вообще в минусе.

Это надоело. И затурканные очкарики с волшебными палочками, и тупые качки, и реальное быдло.

Счастье есть! Хотя оно не может не есть
И вот приходят ОНИ. Да, снова вампиры. Более того, вампиры, придуманные писательницей из секты мормонов (сильно ответвленная боковая ветвь христианства, кто не в курсе). Стефани Майер создает новый образ героя – не только сильного и благородного, но и милосердного, умного и заботливого. Такие вот нынче вампиры – неброская (неготичная) одежда из дорогих бутиков, крутые машины, сила+скорость+бессмертие – но интеллектуальные, терпимые и старомодно-моральные. И «вегетарианцы» ко всему прочему – что решает проблему питания существа, которое обречено убивать, чтобы жить.

Герой борется не только со своей сущностью убийцы-вампира, но и с вполне характерным для героев противоречием: если я убью убийцу, снимет ли благородное намерение с меня вину за убийство? Опять христианская тема*. Характерный пример: герой (вампир Эдвард) спасает прекрасную даму (Беллу) от хулиганов в темном переулке. По факту, ему потребуется несколько секунд, чтобы порвать отморозков на куски, или набить им морды – но Эдвард не делает этого, чтобы а) не выглядеть монстром в глазах и без того испуганной девушки, б) чтобы собственно не быть монстром, вопреки собственной природе. Зло должно быть наказано (если кому интересно, в неизданной пятой книге Сумеречной саги упоминается, что Эдвард, благополучно доставив Беллу домой, возвращается и... сдает отморозков в полицию), но положительные герои не имеют права становиться сволочами.

Вот таким образом скромная американская домохозяйка решила средневековое противостояние скучного добра и привлекательного зла. Сильный – не обязательно жестокий; добрый – не обязательно глупый; благородный – не обязательно высокомерный; целомудренный – не обязательно недоразвитый.

Современная культура вместе со своими героями уже неинтересны. Образ человека «поколения Пепси», берущего от жизни всё, что удается выцарапать неважно каким способом – набил оскомину. Эпоха посмодернизма уходит в прошлое. Доведя образы героев до полного маразма, люди возвращаются к сказкам. Сказкам о добрых благородных принцах, и обязательно с хорошим концом.




*Христианских тем в книгах Ст.М. вообще много. Секс до брака – хорошо или плохо? Есть ли душа у животных? Что будет с душой вампира? В отличие от первого поставленного вопроса, на остальные удовлетворительного ответа не дается. Но большинство читателей не обратят на них внимания, потому что читают романтическое фентази, а не философский трактат.






Сборник крошечных зарисовок-фиков по ГП

Читать далее
Чуть-чуть серебряного века

Читать далее
Мир фантастики. Часть 2

Читать далее

Автор поста
Степанида Майорова {user-xf-profit}
Создан 20-12-2009, 14:29


0


47

Оцените пост



Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Юлька
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 14:47

    Прекрасно! ca ax


  2.       Basil
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 15:03

    Цитата: Юлька
    Прекрасно!

    Пост - да, а вот за вампиров обидно, сделали из них каких-то нюнь, даже слова другого подобрать не могу ... Ох уж эта Майер...


  3.       Kate Spring
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 15:10

    Интересно))


  4.      Пользователь offline Селена5  
    Мечтатель
    #4 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 15:54

    Очень интересный пост, спасибо! bi


  5.      Пользователь offline Сова  
    Волшебник
    #5 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 15:59

    Стопа-стоп -стоп!!! Отнюдь не эта примитивная Стефани Майер ввела положительный образ вампира (умного, благородного и т. д.) Во-вторых все эти вопросы задавались и до неё, более того метания героев в её книгах не очень-то естественны, натуральны и логичны!! Нет, не её книги подарили мне положительный образ вампиров, и говорить только о ней мало того, что неуважительно к другим авторам, но попросту глупо!


    ______



  6.       Lirael
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 16:09

    интересно.Но про добрых вампиров писали еще до майер


  7.       Венера
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 16:11

    Очень интересный пост! ay


  8.       Арикел
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 16:42

    Майер - на костер. Хех.. А то сделали из вампиров каких то милашек вообще.
    И про художественно размазанную кровь -согласна на все сто, как можно уляпываться едой?)))


  9.       Янтарная леди
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 16:52

    Автор молодец. Вампиры рулят. am


  10.       Степанида Майорова
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 17:01

    Сова, я писала о том, в чем разбираюсь, и мой пост никак не претендует на полное освещение темы - но лишь указывает тенденции. Если на то пошло, первым о вампирах писал еще Байрон, а о положительных "чертях" и "демонах" гораздо лучше рассказал Булгаков ("Мастер и Маргарита") и Марк Твен ("Таинственный незнакомец", он же "Филипп Траум"). А о средневековых представлениях о добре и зле можно вообще диссертацию писать.
    Не требуйте слишком много от маленькой статьи, это не полномасштабное исследование.
    Так или иначе, мир устал от шварцнегеров и судей дреддов и пытается найти себе новых идеальных героев. Против этого возражений нет?
    Стефани Майер пишет отнюдь не гениально, кто бы сомневался. В ее книгах слабый бэкграунд и много логических нестыковок. Но она удачно сумела попасть в струю, задеть нужные струны - и в результате Сумерки читают по всему миру.


  11.      Пользователь offline Landlady for toys  
    Мечтатель
    #11 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 17:18

    А может хватить перемывать косточки тем, о ком вы ничего не знаете? Хатит разбирать книги по полочкам! Только писатель знает, о чем именно он писал и что хотел сказать. А все остальные (читатели и критики) выражают лишь свое мнение и догадки. Чу*дные вы, переливаете из пустого в порожнее и довольны собой, типа мы такие умные, видим сквозь строчки, знаем все на свете и всегда правы! СМИ - это зло. Осточертели статьи, критики... Газет не читаю, даже телевизор продала, чтобы этого дерьма всего не видеть!

    Степанида Майорова,
    Откуда вы знаете, чего хочет мир в 21 веке? Люди читают и смотрят то, что им всучивают. Не мир выбирает тенденции. А кучка скрытых монархистов, которые определяют судьбу народа.


  12.       Степанида Майорова
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 17:23

    Landlady for toys, что имела в виду Стефани Майер, описывая поведение Эдварда в первой книге, она сама прекрасно объясняет - в недописанной пятой. Я ничего не придумала.
    А телевизор - унитаз наоборот, это точно.

    Кучка скрытых монархистов всучивает нам ментовские сериалы, Дом-2 и прочую гадость, которую щас крутят по телеку. И мир жует эту жвачку. Но все-таки мечтает о прекрасных принцах. Та же жвачка, по сути, но хотя бы не из дерьма сделанная, уже прогресс.


  13.       zenia
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 18:12

    вампир по определению существует,забирая жизнь у других.
    хороший, влюблёныё, симпатичный и даже вегетарианец.
    образ этот возник в народе в средние века,а прототипом были дворяне -кровопийцы.и теперь все литературно-киношные В носят черты аристократии.
    кому-то нравится ,как и раньше люди зачитывались романами из высшего общества.


  14.       дафна-рыжая волчица
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 18:16

    Майер - на костер. Хех.. А то сделали из вампиров каких то милашек вообще.
    И про художественно размазанную кровь -согласна на все сто, как можно уляпываться едой?)))

    зачем на костер?она создала такую прекрасную иллюзию вечной любви... вампиры, сверкающие в свете солнца, ребенок полувампир-получеловек... все это даже не фентези скорее, а любовная история. с поправкой на вечность)))


  15.      Пользователь offline TeRanIka  
    Мечтатель
    #15 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 18:27

    И затурканные очкарики с волшебными палочками
    наезд на ГП? wink

    Майер привнесла христианские нотки, дабы поставить нынешнюю армию девчонок на путь истинный. Ибо "Овцы они без пастыря и им надо сделать трепанацию" (с) как писалось в триллере "Овцы". Кстати эта фраза очень чётко передаёт концепцию Майер.

    Так что вынос мозга удался, как и задумывала Майер. Девушки зомбированы вампирами... и христианскими мотивами. (и плевать все хотели, что Майер нагло дерёт сюжеты с замечательных книг, например "Грозовой перевал")


  16.       Степанида Майорова
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 18:48

    Цитата: TeRanIka
    Девушки зомбированы вампирами... и христианскими мотивами. (и плевать все хотели, что Майер нагло дерёт сюжеты с замечательных книг, например "Грозовой перевал")
    , что поделать, если нынешние девчонки Грозовой Перевал не читают? Про христианские (да хотя бы просто здоровые культурные!) ценности вообще молчу. Нынешняя религия - "Папины дочки" и реалити-шоу.


  17.      Пользователь offline Селена5  
    Мечтатель
    #17 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 19:15

    Landlady for toys
    Люди читают и смотрят то, что им всучивают. Не мир выбирает тенденции.


    Говорите только за себя. А нормальные люди вместо этого современного ... читают классику.


  18.       тень матери Гамлета
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 19:15

    Очень интересная статья - важные и сложные вопросы подняли. Хотя Стефани Майер, конечно, далеко не моя любимая писательница, мягко сказать. Но, видимо, я действительно - из того поколения, которое читало "Грозовой перевал"
    По поводу же романтизации зла - а оно, увы, востребовано. Вон, Роулинг тоже очень "правильная" тетелька, а что в результате имеем в ГП-фэндоме?
    Но образ "положительного" вампира - все равно маразм.


  19.      Пользователь offline TeRanIka  
    Мечтатель
    #19 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 20:06

    Степанида Майорова
    Да ну, как там мораль в "Папиных дочках"? У них несовершеннолетие девочки состоят в гражданском браке, по сюжету. (я в курсе дел всея ТВ)
    А про зло, которое теперь только как романтичной ромашкой не назовёшь - аж тошно.


  20.       VooDoo Doll
    Путник
    #20 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 22:50

    эээээ.... Ну скажу то, что я не читала Майер и просмотр Сумерек оттягивала до последнего. Я себя знаю, если б не здравый разум друзей, я б наверное зафанатела этим всем, но жизнь научила.... Хочу сказать, что не надо мешать, вот. Вот такие вот лишили нас чистого добра и абсолютного зла. Есть белый и есть черный. А терь в мире есть только серый. И вампиров смешали со святошами... это конечно завлекательно с одной стороны, но мозг обратно тянет... если он есть)
    И еще. Все же я думаю, что есть люди к стаду не относящиеся, которые думают своим мозгом, а не тенденциями. Есть такое мнение, что Людей на земле нужный минимум, а все остальные - так, толпа. Пусть толпа и гонится за принцами, в то время, когда Люди будут выбирать сами...


  21.       Lionel
    Путник
    #21 Ответить
    Написано 20 декабря 2009 23:06

    интересные вопросы вы поднимаете. но не надо всю молодежь обобщать. я, например, обожаю классику, и у меня почти все подруги её предпочитатают современной литературе. потому что в этих книжках почти не ставят каких-либо серьезных вопросов.
    теперь про Стефани Майер. она просто попала удачно - мир помешался на вампирах, а она тут как тут с великолепной сагой, которой девочки, ослепленные сверкающим образом принца Эдварда, зачитываются, пуская слюни в подушку. Вы написали, что в её книгах есть мораль. отличо! но кто ее увидит? как Вы правильно заметили, читают романтическую фентези...
    вот и получается, что Дракула Брема Стокера, воплощение зла на земле, медленно эволюционировал в вампира Эдварда, воплощение вегетарианского зла на земле, то бишь извращенного добра...
    но это лично мое мнение... request


  22.      Пользователь offline I_FALLEN_ANGEL  
    Мечтатель
    #22 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 00:19

    весьма интересный пост. book


  23.       Арика
    Путник
    #23 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 00:26

    Lionel,
    Согласна, классика намного лучше современных книг))

    По поводу сумерек: не читала и не собираюсь, первый фильм смотрела и мне понравилось. Люблю красивые истории про настоящую любовь))) И пофиг, что вампир добрый, всеравно красиво)


  24.       Marina79
    Путник
    #24 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 00:30

    Очень интересный пост. bi
    .............
    Каждый выбирает свой путь, и в добре можно найти тень зла,а в зле найти искру добра.


  25.       Степанида Майорова
    Путник
    #25 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 01:23

    VooDoo Doll, В мире есть не только черный, белый и серый, но и еще 255 997 только основных цветов. А еще есть запахи и вкусы... И вряд ли этот мир изменится от того, будут ли изображать вампиров темными, светлыми или бежевыми в изумрудный горошек.
    Настоящие люди не видят мир ни черно-белым, ни серым.

    Lionel, а мораль и не должна быть сильно видимой - иначе это будет не художественная литература, а церковная проповедь.

    Как уже писали выше, Стефани Майер написала красивую сказку - с положительными примерами, и это хорошо. Но в целом, не стоит искать в ней какой-то глубинный сверхчеловеческий смысл. Нету его там.

    Спасибо всем большое за комментарии. Я рада, что моя статья вызвала столько откликов :)


  26.       Anonymus
    Путник
    #26 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 02:11

    "Что за фигня!"


  27.       Лаечка
    Путник
    #27 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 08:57

    Не могу сказать, что мне понравился пост. Во-первых, автор(как и больщинство ныне живущих) явно до конца не понимает, что такое ад и рай в христианстве. Во-вторых, неплохо бы пост отредактировать, а то такое чувство, что его писали в творческом запале - некоторые фразы просто раздражают. Чего только эта стоит :
    В реале еще грустнее.

    Что касается содержания - да, проблема идеализации вампиров в часности и зла в общем есть, но в посте раскрыта мало, из примеров почему-то только "Дракула" Стокера и "Сумерки", хотя можно было вспомнить и еще с десяток книг и фильмов.
    В общем, идея затронута интересная, а вот исполнение слабенькое.


  28.       Степанида Майорова
    Путник
    #28 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 11:34

    Лаечка, как Вы верно заметили - большинство ныне живущих. Поэтому я и писала о "представлениях среднего христианина". О вампирской литературе я уже писала выше, в комментариях.
    bk
    Простор открыт - я дарю свою интересную идею Вам или любому другому, столь же образованному человеку. Можно написать целую книгу. Обсуждая представления о Рае и Аде, можно ссылаться на Августина Аврелия, Иоанна Златоуста, Бернарда Клервоского и даже (*шепотом в сторону*) Данте. По вампирской теме обязательно надо процитировать Байрона, предания всех народов мира и преподобного Монтегю Саммерса. Ну а на тему современных героев вообще и вампиров в частности - невиданный простор для исследований! book
    В заключение можно попытаться уместить все это на двух вордовских страницах... Ну это я так, к слову...


  29.       La Katalina
    Путник
    #29 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 12:25

    Очень интересно! Прочитала с удовольствием ay

    Цитата: Селена5
    А нормальные люди вместо этого современного ... читают классику.

    Классика тоже не идеальная. Лично у меня складывается впечатление, что чтобы попасть в школьную программу, книга должна быть не просто философской и носить в себе скрытый смысл, но и очень жестокой. Взять хотя бы "Тупейного художника", "Тараса Бульбу", которые входят в школьную программу, или "Трех мушкетеров", которые в школьную программу не входят, но тоже считаются классикой.
    Кроме того, не стоит делать выводы о всей современной литературе, исходя лишь из нескольких произведений. Хорошие книги были во все времена. Просто одна паршивая овца портит всё стадо.


  30.       asiya11
    Путник
    #30 Ответить
    Написано 21 декабря 2009 12:52

    Довольно интересно



Добавление комментария


Наверх