Юному писателю от читателя его будующего, Наставление
Юному писателю от читателя его будущего,
Наставление


Вопрос первый: а оно вам надо?


Оно вам надо? Самый правильный вопрос. Это первое, чем должен озаботиться начинающий юный писатель. Возможно, он считает, что где-то в промежутках между школой/институтом/работой, интернетом, друзьями, родителями, девушкой/женой у него будет энное количество свободного времени, которое от скуки и любопытства ради можно заполнить… можно заполнить… э-э… например, НАПИСАНИЕМ РОМАНА!!! Вот как раз на этом этапе размышлений и стоит сказать себе решительное «нет». Или не менее решительное «стоп». Потому что писательство – это не досуг, это нечто несоизмеримо большее. Книга или рассказ, или что там у вас на все время создания будет составлять ровно половину вашей жизни и будет упрямо пытаться заполнить всю целиком. Если этого все же не происходит, то лучше заменить это вымученное пейсательство на что-нибудь еще. Посмотрите кино, поиграйте в компьютер, погуляйте с собакой, спойте песню под гитару. Пройдет.
Есть и несколько иной вариант. Если в один прекрасный солнечный день вы вдруг обнаружили, что ваш друг упорно пытается показать вам какие-то куски текста, которые при ближайшем рассмотрении оказываются «его будущей книгой», то, как говорят дроу, tlu kuorl’urn! Ибо вас искушают. Подло, коварно искушает сама судьба. Ну или нечистый, в зависимости от вероисповедания. План действий в таком случае прост: во-первых, не допускайте следующих мыслей:
- «какая дрянь, во-от я покажу ему, как нужно писать!»
- «какая прелесть, какой слог, неужели я тоже так смогу?..»
- «ух ты, да это, наверное, модно…»
или беспощадно иррациональное:
- «я тоже так хочу!!!»
Во-вторых, если мысли все-таки появились, то прежде, чем писать, глубоко задумайтесь над вопросом, озвученном вначале. А оно вам надо? Если ответ положительный, отложите все на пару дней и задумайтесь повторно, потому что не стоит исключать той ситуации, что в первый раз вы попросту не о том думали. В ходе размышлений стоит рассматривать следующие пункты:
- уйма потраченного свободного времени,
- ярлычок «ненормальности» в глазах обычных людей
- друзья будут кивать и смотреть в ваши тексты, скорее всего, они будут даже улыбаться и хвалить, но до конца вашу писанину прочитает хорошо, если один-два человека из двадцати оценивших
- интернетам на вашу писанину будет начхать, за исключением человек пятнадцати максимум
- и, наконец, с вероятностью 99,97% нулевой результат, потому как издаться в наше время недешево стоит и даже многие современные гении публикуются не иначе как в интернете.
Если после всего этого вы остались верны своей идее, переходим к следующему разделу.
(Третий путь прихода к писательству, именуемый «фанфик» я как-нибудь рассмотрю отдельно.)

Вопрос второй: сюжет и матчасть.


Обычно вопроса «о чем писать?» не возникает, ибо когда юный писатель садится за клавиатуру, он уже твердо знает, кто, куда и зачем пойдет в его романе, кто кого убьет и кто потом за это будет мстить.
Это замечательно.
Идея должна быть продумана. Но сразу же возникают новые проблемы, которых, однако, большинство не замечает. А зря.

От имени всех терпеливых читателей прошу: не разоряйте нижеприведенное кладбище!

Надгробие первое: фэнтэзи и Средневековье.
Итак, существует незыблемая аксиома: реальность и быт фэнтэзи базируется на Средневековой Европе. Славянское фэнтэзи, естественно, должно соответствовать Средневековой Руси.
Так как это аксиома, и она очевидна и незыблема как Статуя Свободы, споры бесполезны. Все восклицания типа «Это мой мир!» и «Это моя фантазия!» или еще хуже, «Я – автор и пишу, о чем хочу и как хочу!» выдают только отвратное знание матчасти, неэрудированность и, зачастую, воинствующее невежество: «Не знаю, и знать не хочу!!»
Здесь также мы вступаем на зыбкую почву, где в дискуссии не следует путать фэнтэзи и исторический роман. Никто не будет требовать абсолютного соответствия, потому что рядовой читатель его попросту не заметит, а специалист все равно будет держаться за животик, читая ваше творчество. Но тут свою роль играет та самая эрудиция, а также аудитория, на которую вы пишете. В детских сказках можно лепить все, что вздумается, Сэн уверяет. Однако если вы хотите, чтобы вас читали лица от 18 и старше, следует, как минимум, знать что такое донжон, и что лошадь не может скакать галопом сутки напролет, а в средневековых портовых кабаках такое понятие, как «меню» отсутствовало в принципе.
Хороший совет: перед тем, как писать, потрудитесь почитать хорошие книжки по истории или хотя бы исторические романы типа тех, что пишет Сенкевич, а также труды по психологии, социологии, археологии, политике и экономике. Также не повредит физика и биология. Оно поможет, правда. Если же означенная литература вызывает тошноту, а Сенкевич кажется занудным скучным дядькой и вообще каким-то дураком, не нужно писать фэнтэзи. Вообще не нужно. Будет только хуже, а Сэн до дыр сотрет клавиатуру, обливая помоями ваше творчество.

Надгробие второе: флафф (розовые сопли с сахаром), эскапизм и идеалы.
Стоит сказать, что многие пишут для того, чтобы уйти от реальности в какие-то свои выдуманные миры. Сэн не усматривает в этом ничего противоестественного или постыдного: разнообразие это прекрасно, полет фантазии это прекрасно. Однако в созданных такими авторами мирах можно встретить тех же химер, что преследуют их в реальной жизни. Есть случаи, когда означенные химеры старательно задрапированы. Чаще бывает обратная картина.
Комплексы юного писаки возносятся в ранг эталона. Отсюда неизменное торжество какой-то воображаемой картонной справедливости, презирающие «грубых мужиков» фригидные воительницы-амазонки, сопляк, который одним мизинцем раскидывает орды врагов, ребенок, побеждающий умудренных годами злых чародеев, тонкая нежная эльфиечка, режущая орков десятками и прочая и прочая…
Друзья/враги мои… это омерзительно. Всегда строго контролируйте присутствие своей личности в вашем мире, потому как при прочтении это очевидно. Все, что нужно рассказывать только на приеме у психотерапевта, вы вываливаете в книгу и, более того, как правило, в образ главного героя… пощады мне, пощады…
Если персонаж вызывает слишком сильный эмоциональный отклик, если вы начинаете ассоциировать его со своей реальной личностью, с этого места необходимо начать серьезно думать и быть очень осторожными, дабы не приписать ему чего-то лишнего от себя, все свои страхи, проблемы и комплексы – они ему, поверьте, даром не нужны.

Надгробие третье: стереотипные герои.
А вот теперь вплотную о героях.
Почему-то юному автору кажется, что для создания образа персонажа достаточно одной-двух черт, причем это касается не только второстепенных, но и главных героев. Отрицательный герой – «коварный обманщик, садист и носит черное», гном-воитель – «любит пиво и верный товарищ», эльф – «прекрасный и мудрый», и так далее до бесконечности. Персонаж создается при помощи убогого количества доминантных черт, которые писателю показались основными или интересными… Так нельзя. Так не просто нельзя, так совсем нельзя. Вообще. Напрочь. Забудьте о таком способе построения характеров.
Каждого персонажа необходимо понять, сколько-то прожить жизнью каждого, будь он сколь угодно второстепенен, отрицателен или попросту вам неприятен. К персонажу нельзя относиться как к манекену или декорации, он ведь живой. Если все сделать правильно, то вам почти не придется сочинять характеры героев – все будет плавно приходить само.
Проще говоря, в процессе написания нужно не только строчить горы текста, но и просто иногда садиться и думать. Не обязательно прописывать в книге все привычки, манеры, биографию, тонкости характера персонажей, но все это необходимо держать в памяти, чтобы в любой момент автор мог одеть маску того или иного героя и действовать от его лица. Если вы так не умеете, вынуждена огорчить: вы фиговый писатель.
Исключением, правда, бывают философские и некоторые другие специфические произведения, но, как правило, лица в возрасте до 30 не в состоянии написать на подобные темы что-то сколь-нибудь стоящее. И не стоит пробовать. Не доросли мы еще и, должна сказать, мало кто дорастает.

Надгробие четвертое: бобру и ослу.
Итак, а теперь о моем любимом дуализме.
В принципе, все, что можно сказать толкового по этому поводу, уже давно сказано в романе Г.Л.Олди «Приют героев», ни отнимешь, ни прибавишь, главное – вдумчиво прочесть и понять авторскую мысль.
Но, так как выкладывать сюда полный текст «Приюта…» будет немилосердно по отношению к тем, кто боится большого количества буковок, скажу своими словами.
Итак, ДУАЛИЗМ ЭТО ЗЛО.
Рекомендую распечатать на принтере и повесить напротив рабочего пейсательского места. Расшифровываю: если в книге есть Добро и Свет, противостоящие Тьме и Злу, то книга автоматом отбрасывается в кучу третьесортных отбросов. Исключения редки, и нужно быть истинным мэтром, чтобы пополнить их ряды. Не всем быть Толкиеном, и не стоит даже пытаться.
Итак, почему это происходит?
В первую очередь, просто потому, что в мире очень мало идеалистов, которые верят в Добро и Зло. К сожалению, многие из этих идеалистов пишут книги. Это порождает ворохи паршивой литературы, загадившей интернеты и книжный рынок. В реальном мире существует Ее Величество Субъективность, и Она трактует поступки и мотивы так, как вздумается Ее капризной натуре. Это, к слову, также аксиома, с которой вы ничего не сделаете. А как читатель с большим стажем, скажу по секрету, что чем книга правдоподобнее, тем положительней о ней отзовутся: истории о борьбе бобра с ослом уже набили оскомину и годятся только для детей. Чтобы они годились не только для детей, нужно действительно уметь писать, что дано не каждому.
Напоследок несколько заблуждений, которых следует остерегаться:
- Главный герой не может быть отрицательным. (Вранье, вранье и еще раз вранье. Хотя бы «История рыжего демона» Желязны)
- Книга должна заканчиваться хэппиэндом (Идите и пишите сказки о розовых пони, если так считаете)
- В книге должен быть главный злодей, по возможности – Черный Лорд или типа того (персонификация главного злодея необязательна, а в мире хватает пакостей и без Черных лордов. Честно.)
- Свет=Добро, Тьма=Зло (Это опроверг еще Перумов, а об абсурдности понятий добра и зла я уже говорила)

Вопрос третий: язык


Эта тема также относится к числу самых болезненных. Потчую еще одной аксиомой: любую, даже самую гениальную идею можно безобразно запороть плохим текстом, так что если у вас в школе по русскому был крепкий трояк, настоятельно советую выбирать между поиграться в компьютер, или погулять с собакой. И в жизни своей ничего серьезней письма бабушке не писать. Даже если хочется.
Аналогично при отсутствии одного из следующих параметров:
- грамотность (лечится по части проверки орфографии Вордом, но не всегда)
- пунктуация (есть в Ворде такая опция, но он с ней не справляется, сложные предложения повергают америкосовскую программу в культурный шок)
- причинно-следственные связи в предложении (они или есть, или их нет. Такого, чтоб они были, но их никто не видел, не бывает.)
- стиль (этим обозначением я именую все то, что превращает безликий текст в художественное произведение. Ворд здесь не поможет. Говорят, стиль можно выработать, но советую запомнить, что, сколько не умножай нуль, нулем он и останется, так что не следует обольщаться)
И, напоследок: вы можете нести в своих творениях последнюю чушь, откровенный бред, но если все это будет написано прекрасным языком, то читаться будет легко и приятно. Возможно, залюбовавшись, какой-нибудь критик и выронит подготовленный для метания помидор, оценивая вашу писанину.

Вопрос четвертый: бета-ридинг


Та-дам… случилось страшное: я опоздала со своей статьей и вы все же что-то написали и даже сами кое-как вычитали ошибки. Думаете, прямо сейчас нужно отнести и показать свое творчество интернетам? Фигу вам, дорогие. Сначала отнесите и покажите друзьям, и только если они это выдержат, переходите к следующему этапу. Однако помните (не устали еще от поучений?) самый плохой бета-ридер – это ваш друг, знакомый, родственник. Враг не дремлет. Никогда не верьте всем похвалам, которыми вас осыпают близкие, иначе все закончится капитальным разочарованием.
Бета-ридер необходим любому произведению, как ни хорош был бы автор. К слову, если бета получает зарплату, она зовется редактором. Бета-ридер должен быть злым, едким и абсолютно незнакомым. Бета-ридера нужно искать.
Если не нашли, в принципе, пережить можно. Мелкий рассказ реально вычитать и самостоятельно, более крупную вещь… также можно, но трудно. Поэтому есть форумы. Бета должна быть грамотней автора, поэтому форум должен быть соответствующего уровня, типа странички Элхэ-Васильевой или Арды-на-Куличках. Там вам кое в чем помогут, но если ваша писанина плоха – не обессудьте, вам там тоже сделают плохо. Ваша самооценка может упасть совсем ниже плинтуса, так что не уверены – лучше ищите бету, потому как соваться на форумы, где сидят такие же авторы, как вы, смысла нет.

Вопрос пятый: кто виноват и что делать?


Итак, теперь отвечаю на самое главное. Кто виноват? Перечисляю:
- вы
- система образования
- друзья, которые вас не уставали нахваливать
- вы
- ваше нежелание учиться в школе
- ваша учительница по русскому языку и литературе
- отсутствие природной грамотности
- вы
- врожденная склонность к точным дисциплинам и полная немощь в гуманитарных
- узкий кругозор
- Васильева, если вы все же к ней сунулись ;)
- лень, мешающая читать хорошие книги
- конечно же, Сэн
- и, опять-таки, вы. Никто, кроме самого человека, не может быть повинен в его неудачах в большей степени, чем он сам.

Что делать?
Как ни странно, выходов предостаточно. Целых два.
1. ФРПГ
Форумные РПГ, они же форумные ролевые игры, которые помогут направить вашу писательскую энергию в безопасное для мозга окружающих русло. Там вы не только будете писать, но там то, что вы написали, даже будут читать. И – представьте себе – зачастую с большим интересом. В основном сейчас ФРПГ делаются на МуББе. Как пример кошерной фэнтэзийной ролевочки могу предложить almarein.spybb.ru, еще адреса смотрите по баннерам и в разделе рекламы. Также есть куча каталогов ФРПГ, но переходить по рекламе все-таки удобней. Еще есть frpg.ru, но начинающим туда рекомендую не ходить, раздел словесок там переживает упадок.
2. Ящик.
Если вы твердо знаете, что ваша писанина ни на что не претендует, смело пишите, но никому не показывайте. Только друзьям. Да и то не всем. Если вы все же были гениальны, но мир этого в свое время не оценил, то есть вероятность, что когда-нибудь до вашего ящика доберутся археологи и вас увенчает корона посмертной славы. Как Блэйка. Но это вряд ли. Не обольщайтесь, скорее всего, содержимое пресловутого ящика вы сами лет через десять отправите в мусорное ведро.

За сим закругляюсь, потому как награфоманила почти пять страниц и пора идти с работы домой. До скорых встреч всем… но удачи юным писателям не желаю. Удача здесь совершенно не при чем ;)






Принц Артес


Читать далее
Мир фантастики. Часть1


Читать далее
Вкус крови. Глава 18

Читать далее

Автор поста
Сэн {user-xf-profit}
Создан 29-09-2009, 21:17


499


159

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Satomi
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 2 ноября 2009 19:49

    Омг... Я пошла викидывать все свои записи... Лудьше Тв посмотрю...


  2.       Polar star
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 6 ноября 2009 17:19

    Давно в закладки статью бросила, все никак прочесть не было времени. Прочитала, обрадовалась, пошла проверять свой текст. Вроде ничего подобного не нашла. Но в чем я полностью уверилась, что не выложу в инет, пока:
    1.не допишу до конца(ОМГ через неделю будет год как пишу этот рассказ belay , мда написана пока только половина)
    2. через полгода после написания не перечитаю сама и не вычеркну все, что не устраивает
    3. не сдам на проверку одному хорошему критику
    4. перепишу , убрав все ошибки
    но и потом еще подумаю. Вашу статью буду держать в голове book


  3.       Эрика
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 11 ноября 2009 21:12

    Спасибо за советы, есть над чем задуматься winked


  4.       Найрэ
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 23 февраля 2010 03:07

    Замечательная статья. Я во многом согласен с автором.


  5.       Tallandriel
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 16 мая 2010 09:25

    Простите Бога ради, господа и дамы, но с половиной вышеизложенного не согласен. Так как это самое вышеизложенное крайне субъективно, смею заметить, что существует ещё как минимум десять противоположных мнений. И одно из них - моё. Вот пример. Не всегда изначально заявленная борьба Добра и Зла на самом деле является подражанием Профессору, иной раз она перетекает в нечто большее, или не совсем то, чем казалась поначалу.


  6.       Анаид
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 24 июня 2010 16:24

    Прикольная статья) кстати о главных героях) я только один раз читала книгу с отрицательным главным героем, и это было классно) мерзкие трусы и хамы, очень даже интересные чуваки)



Добавление комментария


Наверх