Самураями называли японских рыцарей, которые появились в ІХ веке как конные хранители порядка. Они были связаны с кодексом чести – БУСИДО. В ХІІ веке два самурайских рода – Каира и Минамото были среди самых могущественных в Японии. В 1185 году Минамото Юримото от имени императора объявил себя правителем, а в 1192 году – Сегуном, что по-японски значит главнокомандующий. Он отправил японских воинов управлять провинциями. В течении 650 лет после смерти Юримото самураи владенствовали над культурно-экономической и религиозной жизнью в Японии. Даже после того как самурайская власть рухнула, самурайский кодекс сохранял свою мощь.
Путь воина – Бусидо, подобен кодексу рыцарства. И тот и другой начинали свою историю с кодекса воина – верность и храбрость. Если рыцарство вело корни от христианства, то бусидо – от конфуцианства. Вне сражения самурай должен был быть вежлив, артистичен и благороден.
Самурайским эквивалентом геральдики было сасимоно. К спине каждого самурая прикреплялся маленький флажок со значком с одной стихотворной строкой. Создавалась поэма, только когда его чины сбирались вместе, то можно было прочитать: Цветы пахнут сладко, но они вянут. Ничто не длится вечно …
Также, для самурая, было, не простительно лишится чести. И для того, что бы возобновить свою честь, и честь свого рода, самураи делали харакири. Для проведения этого предприятия, существовали специальные помещения, в котором должна была расти сакура. При исполнении, самурай надевал белое кимоно, становился коленами на подушку, в таком положении, что бы омертвленное тело упало на живот. Ибо упавшее тело на спину считалось не правильным, и харакири не возобновляло самураю честь. Он брал нож для харакири, и вспаривал живот. Для проведения этого предприятия друг воина должен был обслуживать его.
Тойотоми Хидеоси – первый человек в объединившейся Японии начал свою карьеру простым пехотинцем. А женщина воин Тумое Гозен героическая жена Момото Ёшинаки одна из многих женщин-самураев чия боевая репутация соответствовала репутации ее мужа.
Рабыни самураев. В средневековой Японии отношение к женщинам было еще хуже чем в средневековой Европе. Им надлежало полностью подчинятся своим мужчинам и даже если надо – умереть за них. В жены самураи выбирали не самых красивых, а самых сильных духом. Но часто женщин насильно выдавали замуж ради усиления семейств.
Доспехи самураев. До появления в ХVI веке огнестрельного оружия самураи не носили металлический панцирь. Вместо этого использовались ярко украшенные латы из кожи металлическими чешуйками.
КЛАССИЧЕСКИЙ ЯПОНСКИЙ ДОСПЕХ выработался к X в. Основным отличием его была исключительная декоративность и подвижность. В своих основных чертах он оставался неизменным до XIX века. Все доспехи относились к ламенарнам, т. е. набранным из отдельных пластинок в полосы, которые собирались в детали доспеха. В середине XVI в. после знакомства с европейским защитным вооружением появились новые типы доспехов, состоявшие из цельных металлических деталей — кирас и шлемов, не связанных, а склепанных. Подобные новые доспехи стали именовать гузоку. С XVII в. доспехи упрощались, приобретали все более декоративное значение.
Японская кольчуга отличалась от европейской и восточной способом плетения, а также тем, что всегда нашивалась на основу.
Доспех состоял из кирасы — до (1). Первые кирасы состояли из двух раздельных частей — нагрудника с боковиной и наспинника, а также боковой части, закрывавшей только правый бок. Доспех такого типа назывался о-ёрои (большой доспех). Позже появились доспехи типа до-мару (вокруг тела), в котором нагрудник и наспинник соединялись на боках, и харимаки, который застегивался на спине. К низу кирасы крепилась юбка из четырех, девяти секций — кусадзури (2). Под юбкой носился передник — хайдате (3). Ноги защищали наколенники — татеаге (4) и наголенники — сунеame (5), а также башмаки — когаке (6). Плечи защищали наплечники — содэ (7). Руки защищали кольчужные с металлическими вставками рукава — котэ (8) с рукавицами — тэкко (9). На голову надевали шлем — кабуто (10) с корпусом — хаси (11). Шлем имел козырек — мабесаси (12), боковые отвороты — фукикаёси (13) и назатыльник — сикоро (14). На шлеме были украшения: рога — вакидате (15) и налобное украшение — маедате (16). Лицо закрывала маска — мэмпо (17), горло — горловое прикрытие — ёдарекаке (18). Шлем крепился на голове шейным ремнем — сипобе-но-о (19).
Первые японские мечи имели клинки, привезенные из Китая, — прямые обоюдоострые. Мечи этого типа назывались КЭН (1). Позже мечи стали делать прямыми с односторонней заточкой и с X в. появились классические японские мечи с легкой кривизной и односторонней заточкой выгнутой кромки. Меч носился подвешенным к поясу горизонтально лезвием вниз. Эти мечи — ТАТИ (2) были боевыми, придворными и церемониальными. Длина полосы клинка от 70 до 90 см, общая длина от 100 до 120 см. В бою за поясом носили кинжал (вернее нож) ТЭНТО (7) с маленькой гардой и клинком длиной около 30 см. С XV в. с гражданской одеждой стали носить пару [554] мечей. Этот набор назывался дайсё и включал в себя длинный меч катана (3) с полосой клинка длиной более 60 см и короткий меч вакидзаси (4) с полосой клинка длиной около 45 см. Мечи дайсё носили заткнутыми за пояс лезвиями вверх. В ножнах вакидзаси всегда имелось два подсобных инструмента: ножик — кодзука (5) и игла — когай (6). У катаны первоначально также были эти вкладные инструменты, но от них быстро отказались, и напоминанием о них остались отверстия в гарде, которые имелись у всех мечей.
Старые самураи, не носившие более мечей, имели за поясом кинжал айкути (8), бывший несколько короче тэнто и не имевший гарды. Это оружие было, пожалуй, более атрибутом костюма, чем боевым. Настоящие кинжалы — прямые и обоюдоострые, назывались кайкэн и были уменьшенной копией меча кэн.
Все детали японских мечей выполнялись с высоким художественным мастерством. Рукоятка называлась цука, гарда — цуба, ножны — сая (сайя).
Кинжал, похожий на тэнто, но с полукруглыми вырезами по бокам цуба, назывался хамидаси.