Тем, кто пишет фэнтези (части III, IV)
Тем, кто пишет фэнтези (части III, IV)
III. Религия и обычаи.Большинство авторов не затрудняют себя сколько-нибудь детальной и правдоподобной разработкой обычаев тех народов, о которых говорят. То же можно сказать о религии. А между тем вопрос обычаев и верований очень и очень важен. Не мог средневековый человек жить так, как мы в эру глобализации: не зная ни истинного Бога, ни родных традиций. Кроме того, это для нашего века и преимущественно для европейцев характерна как апологетика и эстетизация зла, так и забвение своих корней и веры. Но для общества иного толка такое отсутствие столпов может наблюдаться далеко не всегда, если не сказать – никогда.
Я не говорю, что нужно расписывать всё это очень подробно: читателю излишне сложные разработки могут и надоесть. Необходимо их хотя бы наметить и кратко о них поведать.
3.1. Религия.
Тут есть подводные камни, главный из которых – правдоподобность.
Для любых языческих верований характерен своеобразный рационализм. Язычник четко знает, какому богу, какое приношение и зачем положено. У этого божества есть священные места, сакральные предметы, молитвы. Но при всём том языческие представления, как правило, не выходят на философско-обобщающий уровень. Философия и этика – дело монотеизма. А дело язычества – обеспечить человеку такую связь с богами, которая позволяет получить и обезопасить всё необходимое для жизни. В язычестве важны обряды и ритуалы, связанные с:
-рождением;
-взрослением (инициации);
-женитьбой;
-смертью;
-урожаем и плодородностью, ремеслом и торговлей.
Для политеизма, кроме того, характерны мифы, повествующие о сотворении мира. Именно в согласии с ними строится в разуме человека вселенная. И именно здесь могут лежать ключи от фабулы, если перед нами квест.
В каких богов (бога) верует герой? Какого пола бог – «он», «она» или же верующие сами не знают пола своего бога? За что «отвечают» боги? Какие подношения принимают? Каковы атрибуты и символы богов? Какие жесты угодны этим богам? Что богам милее – чтобы в них верили, но творили ошибки в жертвоприношении или же «пусть не верят, лишь бы почитали»?
(Следует учитывать также, что для язычников не характерна религиозная рознь и религиозные войны.)
Или же герои веруют в некоего единого бога? Как его зовут? Какие предания с ним связаны? Как он выглядит? Как верующие относятся к иным конфессиям, и есть ли эти конфессии вообще?
3.2. Обычаи.
Для любых людей важны те обычаи, которые позволяют спокойно проживать в обществе и поддерживают в нём порядок. Часть из них (обычаев, а не людей) корнями уходит в наиболее значимые поверья, которые давным-давно забыты. Такие обычаи выполняются, ибо «так положено».
Какое имя дать маленькому ребёнку? У него есть только личное «открытое имя», или же его именуют исключительно прозвищем, а «истинное имя» скрывают? В современной русской номиналистике у каждого есть личное имя, затем – отцовское и отцовская же фамилия. Никаких следов матери! А как обстоит дело у вашего героя?
Чем отличается (или не отличается) детская и взрослая одежда? Почему?
Какой длины волосы у людей и почему?
Каковы правила вежливости в данном обществе? Как, например, принято здороваться? Нужно ли давать руку и пожимать протянутую или же следует кланяться? Или же приветствуют друг друга иначе?
Кого больше почитают – молодых или пожилых? Почему?
Какова, согласно обычаю и (или) верованиям, социальная структура общества? Может быть, есть касты и (или) сословия? А может быть, все люди равны?
В каких домах живут герои? Это одноэтажный круглые жилища или же многоэтажки?
Я привел примерный и далеко не исчерпывающий список вопросов. Обычаи людей иного времени и иного мира отличны от наших. Европейцы, как уже было отмечено, тянутся к моно-культурности – когда люди разных национальностей одинаково одеты, используют одинаковые предметы быта и поют одинаковые песни. Но средневековью – а подавляющее большинство фэнтезийных произведений именно средневековье описывают – это не свойственно. Другое дело, что в произведении может фигурировать некая империя, объединяющая под своей державой несколько народов. Тогда нужно продумать, как отличаются эти народы друг от друга и в чем они похожи.
Очень хороший пример интересной разработки обычаев и религии – это произведения М. Семеновой и того же Д. Мартина.
Из верований и обычаев рождается как художественная, так и бытовая культура общества. Высший пилотаж – рассказать не только о верованиях, но и о храмах, которые посещают герои. Можно сказать: «он помолился богу». А можно иначе: «По аллее Чистых помыслов он подошел к предвратному фонтану, набрал священной воды в медный ковш и сотворил молитву Очищения. Подметальщик терпеливо ждал, а когда молитва окончилась, белым веником отряхнул камзол прихожанина и вручил светильник. После этого можно было войти в храм, не опасаясь оскорбить бога».
IV. География и окружающая среда.
4.1 География.
Термин этот в данном случае носит условный характер, что я сразу и оговариваю.
Мир, который описывает автор, обязательно должен где-то находиться. Это банальное требование, но не все авторы его учитывают.
То место, где происходят события – это Земля? Если да, как туда попасть? В мир магии Д.К. Роулинг попасть можно только магам (они могут протащить с собой и магглов) при помощи порталов, и мир этот тесно слит с нашим. У Нила Геймана в «Задверье» герой попадает в альтернативный мир, после того как спасает девушку, которую почему-то не видит его спутница. У Стивена Кинга несколько способов: то Стрелок «извлекает троих» при помощи Двери (см. «Тёмная башня»), то как в «Талисмане».
А может быть, речь вообще не о планете или о Земле, а о некоем параллельном мире, никак не связанном с реальным? Герои К.С. Льюиса попадают в Нарнию через шкаф. Бастиан из «Бесконечной истории» попадает в Фантазию при помощи книги. А как обстоит дело у ваших героев?
Если ваш мир не на Земле, то на другой планете? Сколько там лун и солнц? Какое небо? Каковы очертания материков? Какие страны располагаются на этих материках? Каковы их природные условия? Может быть, для жителей некоего полуострова или же некоей части суши страшны бури ледяного крошева? А может быть, все там опасаются гигантских морских волн?
Вот в «Дюне» – кругом пески, и водятся огромные черви, и есть жители пустыни, и…
У Аркадия и Бориса Стругацких в «Обитаемом острове» – планета, подобная Земле, и вот там-то…
4.2. Животные и растения.
Самый простой вариант – уподобить иной мир нашему. Тогда не нужно придумывать ни новых животных, ни новые растения. Это не исключает, впрочем, наличия в ином мире фантастических зверей – драконов, василисков, вайвернов, мантикор или кого-нибудь ещё. Такой мир читателю легко воспринимать и представлять.
Другая возможность – придумать как флору, так и фауну. Это более сложный и не удобный как для писателя, так и для читателя путь. Автору приходится изобретать не только новых животных, но и названия для них. И если таких зверей он породил более 10-15, то читатель в них заблудится, как в глухом лесу. Ему придётся не только следить за сюжетом, не только запоминать имена и названия, не только рисовать описываемый мир в воображении, но и удерживать мысль на мелочах вроде выдуманных животных. Мне кажется, создавать нового и ни на кого не похожего зверя необходимо только в том случае, когда это очень тесно переплетено с сюжетом и является принципиально важным. В противном случае делать это незачем.
Можно поступить так, как Кир Булычев в «Посёлке»: инопланетные звери и растения обозначены знакомыми словами. Например, «волк», «слон», «гриб», «утюг», «цветок». При этом автор поясняет, например, что «волки» – это насекомые, и соответствующих зверей напоминают лишь отдалённо. Но у К. Булычева инопланетные звери и животные оправданы: как иначе читатель прочувствует, что значит оказаться на чужой планете, да без благ цивилизации?
А как обстоит дело у Ваших героев? Принципиально ли, что они разъезжают не на лошадях, а на мирунах?
Вот, наверное, и все пожелания.
_______________________________________________________
Продолжение поста "Тем, кто пишет фэнтези (часть I, II)". Надеюсь что еще не публиковалось и пригодится начинающимписателям.
Автор: Антон Владимирович Кайманский






Уродливый

Читать далее
В стране горного короля

Читать далее
Чистилище


Читать далее

Автор поста
Redzhis {user-xf-profit}
Создан 30-07-2009, 13:04


481


18

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Виверна
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 30 июля 2009 13:40

    во.... это мне пригодится.....


  2.       RinaSvobodnaya
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 30 июля 2009 14:06

    Интересно! wink wink wink


  3.       Zula
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 30 июля 2009 14:38

    Спасибо за пост. Пригодится!


  4.       danga
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 30 июля 2009 15:17

    Хорошая статья. book Полезная!


  5.       Рэйвен
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 30 июля 2009 16:24

    Интересная статья book


  6.       Mickey Joe
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 30 июля 2009 16:46

    этот пост мне больше понравился, чем предыдущий.
    часть III - вообще очень глубокая, пожалуй именно из-за нее многие тексты не могут стать произведениями. В фэнтези как нигде нужны хорошие и, главное крепкие и основательные "декорации" (продуманность мира) для главных героев и того, что с ними происходит.


  7.       Alyna
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 30 июля 2009 16:59

    Полезная информация book *ставит в закладки*


  8.       Redzhis
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 30 июля 2009 18:28

    Я рад что многим из вас понравилось и оказалось нужным! Сам выложил так-как посчитал нужным и полезным для многих (в том числе и для меня =) )


  9.       Kovilla
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 30 июля 2009 19:00

    Предупрежден-значит вооружен))) спасибо буду знать на будущее)))


  10.      Пользователь offline Лиэнь  
    Верховный Маг
    #10 Ответить
    Написано 2 августа 2009 19:44

    Грамотно:)))))) Примерно это я сказала себя пять лет назад, когда мне стукнуло в голову, что писать я буду фэнтези и только фэнтези:))))
    Повторенье - мать ученья:)))))) *вспоминает о том, что опять забыла о днях рождениях героев и о способах их празднования, что снова наплевала на черта, так и не придумав ему нового наименования, что никак не опишет сад, ибо лень придумывать новые цветы, что.....*


    ______



  11.       Динис Ди-ландский.
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 10 января 2010 23:38

    Хуф вроде всех этих проблем избежал. Лучьше всего это модэфицыровать, деформировать земные растения слегка меняя названия. Ну и зверей особо менять нестоит. Олень он и в диланде олень.

    Цитата: Лиэнь
    ибо лень придумывать новые цветы, что.....*
    Земные цветы они и так красивые. Ну а если надо придумать то у меня с фантазией нет проблем.



Добавление комментария


Наверх