Жанр: Детский, Мультфильм, Семейный
Производство: США
Год выпуска: 1997
Продолжительность: 2:09:00
Режиссер: Hayao Miyazaki (Хайао Мийазаки)
Сценарист: Neil Gaiman (Нил Гаймэн), Hayao Miyazaki (Хайао Мийазаки) Роли озвучивали: Gillian Anderson (Джиллиан Андерсон)
"Волчья принцесса"
("Мононокэ-химэ", английское название "The Princess Mononoke". Автор сценария и режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Джибли", 1997).
Действие этого фильма происходит в Японии периода Муромати (17 в.), в эпоху феодальной раздробленности и ввозимых из Китая первых кремневых ружей, фигурируют и самураи, однако речь не о них.
Главный герой, Аситака - из народа эмиси, реально упоминаемого в японских летописях, но полностью исчезнувшего. Основные события разворачиваются далеко на периферии истории, среди полуобжитых земель, в поселке, жители которого добывают руду примитивным способом, промывая породу, и выплавляют железо на продажу. Их предводительница Эбоси одеждой напоминает столичную куртизанку, но большую часть времени проводит с ружьем в руках, сражаясь с населяющими окрестности зверями. Война между зверями и поселком символизирует перемену, которая произошла примерно в эту эпоху в отношениях японцев с окружающим миром и, шире, противостояние человека и природы вообще.
Главные враги Эбоси - волчица Моро и Волчья принцесса Сан, девочка, когда-то брошенная на съедение волкам и воспитанная ими в ненависти к людям. Другие противники человечества - дикие кабаны: раненые, они способны от боли и ярости становиться оборотнями. Когда Аситака защищал свое село от такого кабана, прикосновение оборотня оставило у него на руке пятно, которое дает ему нечеловеческую силу в бою, но понемногу отнимает жизнь. Аситака
Во главе мира зверей стоит Лесной бог - придуманное самим Миядзаки олицетворение природы. Днем он принимает облик оленя с человеческим лицом, ночью превращается в полупрозрачного, мерцающего синим светом гиганта. Лесной бог дарует и отнимает жизнь. Говорят, что его голова имеет чудесные свойства, и ею стремится завладеть какая-то буддийская секта, от которой в поселок послан бонза Дзико, чтобы устроить на бога большую охоту.
Главный герой "Волчьей принцессы" не имеет параллелей во всем творчестве Миядзаки. Персонажам мастера приходилось вступать в отчаянный бой со злом, но бой всегда был правым и велся до победы. Аситака же в противостоянии людей и леса не принимает ничьей стороны.
Такова горькая истина: выбрать, кто из противников прав, невозможно. Эбоси делает доброе дело, в ее поселке получают возможность достойной жизни те, кто в остальном обществе не считается за людей - прокаженные, рабыни, изгои. Принять сторону леса значит обречь их на гибель или жалкое прозябание. Но принять сторону людей значит погубить лес. Над пейзажами не зря работали пять художников - ни в одном фильме, даже в "Тоторо", природа не была такой роскошной, могучей и полной сил, поселок же окружают лишь безжизненные, голые склоны. Люди уничтожают красоту, и Аситака это видит.
Отсюда еще одна особенность, выделяющая его изо всех персонажей Миядзаки: он одинок. Пытаясь примирить врагов против их желания, он встречает ненависть и тех, и других; вдобавок над ним тяготеет проклятие оборотня, обрекающее его на скорую смерть.
Местами жестокое, трагическое и захватывающе красивое, это одно из самых глубоких произведений Миядзаки.