Языческие верования древних славян
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям. Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).

Градация славянских языческих божеств


По функциям, языческих божеств, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека можно выделить несколько уровней. Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perun (Перун) и Veles (Велес), а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине гор, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождем, приносящим плодородие. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (например, Свантовит). Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограниченны, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню — Сварожич, т.е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян.



Другой пример — древнерусский Даждьбог и южнославянский Дабог.



Несколько сложнее дело с названиями типа древнерусских Ярила и Яровит у балтийских славян, так в основе этих имен — старые эпитеты соответствующих божеств.



Подобные эпитообразные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона (например, Мать сыра земля и другие женские божества).



К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п.




Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня. Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностью функций. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское Бог: можно сравнить богатый (имеющий бога, долю) — убогий (не имеющий бога, долю), в украинском языке — небог, небога — несчастный, нищий. Слово "Бог" входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и другие). К низшему уровню относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и не человекообразной) нечести, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судачки у западных славян; из животных — медведь, волк.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карамзин Н.М. Предания веков. Москва, 19882. История России с древнейших времен до конца ХХ века. Москва,19963.
2. Рыбаков Б.А Язычество древних славян . Москва, 19814.
3. Рыбаков Б.А Древняя Русь: сказания, былины, летописи. Москва ,19635.




*Rыся: большая часть текста из краткой новости перенесена в полную новость по причине громоздкости для главной страницы.






Театр жив, покуда жив творец


Читать далее
Ретроспектива серии Gothic. Часть третья

Читать далее
Мечта

Читать далее

Автор поста
Sweet Cherry  
Создан 26-02-2009, 21:29


609


19

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Адиала
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 26 февраля 2009 21:53

    Интересно. ay


  2.       Дживана
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 00:35

    Прикинте у меня кто-то свиснул словарь славянской мифологии, и я даже знаю кто! все завтра пойду разбираться, а пост класс


  3.       copperknight
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 08:21

    Информативно! Поставлю в закладки! ay


  4.       Кайре
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 09:11

    я люблю такие вещи)


  5.       Jarlacs
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 10:59

    оч интересно..."отлично" - моя оценка)


  6.       Сэн
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 11:29

    Ерунда и глупости в большинстве своем. Чего стоит только недоуменная фраза про то, что мифологические тексты славян, якобы, не сохранились. Открою страшную и ужасную тайну: в дохристианскую эпоху у славян не было письменности.

    ...Дайте мне этих Рыбакова и Карамзина (надеюсь, не того самого), я их буду пороть.


  7.       Insomnia
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 12:07

    Была у славян письменность!!! рунница...в том числе Руны Рода и Макоши/Мокоши. и это уже неоднократно доказывалось и проверялось различными учеными. И Лукашевича, и Татищева, и Чудинова и многих многих других. Даже Пушкин Александр Сергеевич в совершенстве владел рунницей, первой славянской письменностью. и это все подтверждается не одним научным трудом! люди тратили жизни, чтобы постичь науку рунницы и доказать теорию ее существования. и доказали ведь! это Кирилл и Мефодий перечеркнули русскую историю и переписали славянский алфавит и внедрили свою письменность и свои правила, так как это было нужно князю, для объединения народов и для церковнослужителей, дабы последние могли увековечивать молитвы и т.п. Вот!


  8.       Wanderer of Worlds
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 12:43

    ay


  9.       Хилари
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 14:02

    Неплохой пост. ay


  10.       Lynx
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 15:52

    Неплохо


  11.       magdet
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 17:25

    НЕплохо.
    Список литературы просто убил, реферат сдаем? laughing
    Ни че 4+


  12.       Иррьяна
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 27 февраля 2009 19:49

    ay


  13.       Сэн
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 28 февраля 2009 08:59

    Была у славян письменность!!! рунница...в том числе Руны Рода и Макоши/Мокоши. и это уже неоднократно доказывалось и проверялось различными учеными.


    только один довод: фоточку документа (лубка или чего-нибудь в этом роде), на котором представлена эта таинственная рунница.


  14.       Таурэнтари
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 28 февраля 2009 11:50

    ax оч понравился пост!!!


  15.       Yulita
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 11 марта 2009 10:57

    Спасибо автору winked Но можно еще немало добавить!


  16.       Lucifera
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 24 марта 2009 10:20

    Пост безумно понравился, как и все твои работы, Черри. Даже если закрыть глаза на то, что читаю я их в обратном порядке =) А когда славянская мифология закончится, может пару постиков о скандинавских легендах и богах напишешь, а? ah


  17.       Kin-Ra
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 26 апреля 2009 01:16

    Безумно интересно! winked


  18.       Мираж
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 20 июня 2009 02:05

    Спасибо РЫСЯ!!!!



Добавление комментария


Наверх