Сюжет без штампов.
Сюжет без штампов.
I/Сюжет и его элементы

Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.
Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.
Теперь определимся с элементами сюжета. Для примера возьмем сказку «Волк и семеро козлят»:

1) Экспозиция — изначальные время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.
Жила-была в лесной избушке белая коза — жёлтые глаза. И было у неё семеро козлят. Рано утром, только солнышко взойдёт, коза в леса да луга за кормом уходит. А козлятушки двери закроют, никого не пускают, друг с дружкой в избе играют.

2) Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.
Коза козлят накормит, напоит и снова на луга идет. А козлятам наказывает: никому дверь не отпирать.

3) Завязка — событие или появление персонажа, которые провоцируют развитие конфликта.
Жил недалеко серый волк. Увидел избушку, услыхал песенку козы. Вот раз коза далеко в лес ушла, козлятки дверь заперли, а волк и пришёл.

4) Конфликт, т.е. противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать. История о том, как козлята жили долго и счастливо не заинтересует даже маленьких детей. Виды конфликтов:
- человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
- человек против природы;
- человек против общества;
- человек против техники;
- человек против сверхъестественного;
- человек против самого себя.
В сказке о волке и козлятах конфликт возникает, когда волк пытается проникнуть в избушку.

5) Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта. В нашем примере волк бежит к кузнецу и велит выковать ему тоненький голосок.

6) Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней: волк врывается в избушку и съедает козлят.

7) Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца: коза обнаруживает исчезновение козлят.

8)Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке: коза отправляется в лес искать волка.

9) Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет. В нашем примере коза спасает козлят.

Почему важно знать основы построения сюжета?
Потому что в литературе давно выработалась определенная схема воздействия на психику человека. Если рассказ не вписывается в нее, он кажется вялым, скомканным или нелогичным. Представим, что в нашей сказке нет нарастающего действия: волк сразу приходит и съедает козлят. Или что нет кульминации: коза не горюет — ей нет дела до гибели детей. Очевидно, что при этом сказка теряет художественную ценность.

В сложных произведениях со многими сюжетными линиями вышеперечисленные элементы появляются неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета (вспомним описание Бородинской битвы в «Войне и мире»).
Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. Если Иван-царевич садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п.
Героям необходимо самостоятельно добиваться поставленной цели. Если дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо платить за квартиру, это выглядит, по меньшей мере, странно. Если автор хочет, чтобы его героев любили и уважали, пусть они заслужат это — то есть совершат что-то достойное.
Развязка — это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор финал, когда конфликт устраняется мановением жезла гибэдэдэшника (колдуна, ангела и пр.), называется «бог из машины». В современной литературе подобное недопустимо.


II\Сюжетные архетипы

В художественной литературе существуют определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков:

1) Путешествие — герои отправляются в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо. Другой вариант — возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиена.

2) Преследование — герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от преследования. Ставки высоки: если преследователи поймают жертву, ее ждет беда. Пример: «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

3) Спасение — герой должен быть жертвой, зачастую несправедливо наказанной. Самостоятельно или с помощью друзей он выпутывается из тяжелой ситуации. Пример: «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка» С. Кинга.

4) Месть — герой пострадал от злодеев и теперь жаждет их наказать. Основной мотив: восстановление справедливости. Пример: «Граф Монте-Кристо» А. Дюма.

5) Загадка — читателю предлагается ребус, отгадка которого лежит на поверхности. Этот сюжетный архетип используется, в первую очередь, в детективах. Пример: «Код да Винчи» Д. Брауна.

6) Противостояние . Ключевой момент — противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в совершенно разных весовых категориях. В последнем случае главный герой всегда заведомо слабее. Пример: «Завтра была война» Б. Васильева.

7) Взросление — герой-ребенок растет и познает жизнь. Пример: «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

8) Искушение — конфликт основан на чувствах героя. Он понимает, что идет к гибели, но не в силах противостоять своим желаниям. Пример: «Лолита» В. Набокова.

9) Преображение — герой меняется в лучшую сторону в результате обретения любви, веры, новой идеологии и т.п. Пример: «Аленький цветочек» С. Аксакова.

10) Любовь — герои встречаются, влюбляются и, преодолев все препятствия, соединяют сердца (альтернативные варианты: теряют друг друга, один или оба главных героя гибнут). Пример: «Графиня де Монсоро» А. Дюма.

11) Жертвенность — герой жертвует жизнью или благополучием ради высоких идеалов или счастья близких. Пример: «Русалочка» Г.-Х. Андерсена.

12) Разложение — герой постепенно деградирует. Пример: «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

13)Открытие — человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: «Собачье сердце» М. Булгакова.

14) Из грязи в князи или Из князей в грязь — история возвышения или падения человека. Пример: «Похождения Невзорова или Ибикус» А. Толстого.

В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство литературных произведений. В некоторых романах со множеством сюжетных линий может переплетаться несколько архетипов: например, в «Войне и мире» Л. Толстого мы видим и любовь, и жертвенность, и преображение, и противостояние, и взросление.
Несмотря на то, что любое художественное произведение так или иначе вписывается в сюжетный архетип, автору надо быть особенно осторожным со штампами, то есть поворотами сюжета, которые неоднократно использовались в литературе и кино. С одной стороны, штамп — это практически всегда признак непрофессионализма: у автора не хватает фантазии придумать что-то свое. С другой стороны, штамп — это элемент мифа, который на протяжении многих веков находил положительный читательский отклик. Речь идет о своеобразной «короткой дороге» к сердцу читателя: знакомые с детства сюжеты автоматически вызывают нужные эмоции.
Правило здесь простое: если мы пишем мейнстрим — мы стараемся вообще избегать штампов. Если пишем жанровую литературу — используем штампы по минимуму.

Наиболее распространенные сюжетные штампы
- Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
- Герой мстит за погибших родителей.
- Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ему/ей жизни.
- Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
- Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства впридачу.
- Решающий поединок героя со злодеем.
- Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.
- Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
- Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
- В ответственный момент лучший друг предает главного героя.

Совет. Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается — хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль — что именно надо отразить в этом абзаце — и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой «скорописью», а потом отредактировать.
 
***


Надеюсь, эта статья была вам полезна.

Ваша Летлин








Питер Сойер Бигл \"Последний единорог\" Часть 2


Читать далее
Art by JohnSu (часть 2)


Читать далее
Матадор


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 18-02-2022, 00:32


456


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх