Несколько слов о достоверности и фактографических ошибках в литературных произведениях (Часть 1)
Несколько слов о достоверности и фактографических ошибках в литературных произведениях (Часть 1)

Фактографическая достоверность произведения – важный компонент анализа  и восприятия текста. Разумеется, в сравнении с сугубо специальными, в т. ч. научными, текстами, художественное произведение допускает определенную свободу авторского замысла и реализации последнего, однако и в этом случае фактографический аспект текста не исключается. В настоящее время в окололитературной среде, особенно среди пишущих в Сети, распространилось пренебрежительное отношение к достоверности и реалистичности излагаемых событий, описанию предметов, явлений и процессов, логике изложения. Все это приводит к появлению сверхъестественных в своей эпичности ошибок, допускаемых авторами. 

Обычные оправдания, в этом случае, выглядят весьма занятно:

1.     Никто, кроме вас, этого не знает. Зачем мне разбираться в таких тонкостях! Я же писатель, а не историк или инженер!

– Гм, в темные времена непроходимого царизма и тоталитаризма было принято уважать читателя и говорить только о тех вещах, о которых имеешь представление. А если возникала необходимость, то изучать эти вещи, прежде чем публично демонстрировать свое невежество и неуважение к читателю. Великие писатели, например, граф Лев Николаевич Толстой, работая над историческими или иного рода произведениями, тщательно изучали предмет и эпоху, о которой собирались говорить. В их трактовках (в частности у Л. Н. Толстого) была своя специфика, но не было тех нелепостей, которые частенько встречаются  в современной, в т.ч. печатной, литературе. В эпоху свершившегося освобождения от этических норм, авторы позволяют себе считать читателя бессловесными животными, потребляющими без разбора  все, что упаковано в цветную обложку.

2.     Это художественное произведение, а не научная работа.

 - Художественная условность, конечно, позволяет писателю большую свободу, чем сугубо научный труд. Но даже в художественных произведениях следует избегать очевидных глупостей, наподобие «вирусов, снабженных щупальцами». У тех, кто плохо учил в школе биологию и не отличает вирусы от микроорганизмов, есть прекрасная возможность пополнить багаж знаний, а потом вводить в произведение  результаты смелых экспериментов. И никакая великая великость или высокая мораль, якобы содержащаяся в произведении, не оправдает очевидного невежества автора.

3.     Никто не анализирует работу с такой пристрастностью. Читатель ее просто читает.

 - После духовного освобождения от тоталитарного прошлого, читатели действительно перестали задумываться над тем, а что же они на самом-то деле читают? Принцип «пипл все схавает» активно претворяется в жизнь. Между тем, окончив среднюю школу и умея хоть немного думать головой, человек в состоянии выявить большинство нелепостей, допускаемых авторами. Вашему покорному иногда кажется, что значительная часть пишущей братии умеет только писать и читать по слогам комментарии к текстам. На этом образование заканчивается, несмотря на описываемые в сетевых профилях и биографических справках заслуги, дипломы и прочие религиозные атрибуты собственного величия. Ничем другим невозможно объяснить такие извороты мышления, как: «Никем незамеченный ангар, где уютно расположились 20 готовых к вылету К-52». Как можно не заметить ангар, где базируется авиаполк в полной боевой?! Господа-товарищи-ясновельможные паны, вы вообще себе представляете такой ангар? Я  - нет. Не хватает воображения.

4.     В моем произведении содержится высокая мораль/смысл/художество

- Никакую мораль невозможно вывести из собрания очевидных глупостей.  И смысла подобное, как и художества (слово-то какое!), иметь не может. Хотя бы потому, что глупость бессмысленна и аморальна сама по себе.

5.     Я пишу фантастику, а не реализм.

 - Если б эту фразу произносил только один человек и притом школьник! Сколь же много  отцов и матерей семейств, умудряющихся не различать жанр и направление…

А между тем, в средней школе среднешкольные придумковатые учителки до-о-олго и ску-у-учно рассказывают о реализме и писателях - реалистах. И заставляют читать ну-у-удные романы и повести. Настолько долго и скучно, что даже на уровне интуитивного восприятия человек должен понимать разницу между направлением реализм и художественным приемом «реалистичность». Тем более, если сам собирается писать произведение. Реалистичность – обязательное требование к большинству произведений художественной литературы, независимо от жанра. Реалистичность – это достоверное и объективное, логически непротиворечивое описание предметов, явлений, процессов и событий, происходящих с героем. Даже в далеком будущем, морфология хомо едва ли изменится настолько, что поменяется эргономика предметов и приборов, способ передвижения на своих двоих, принципы одежды и т.п. Фантазия никак не должна заменяться очевидным маразмом, наподобие «мозольных бластеров».  Тут, обычно, доморощенные авторы кричат: «Ага» -  и начинают выкрикивать славные имена футуристов и постмодернистов.

Футуризм и постмодерн, безусловно,  отказались, точнее переосмыслили по – своему,   принципы реалистического построения художественного пространства. Но писателю мало назвать своё произведение «футуристическим», нужно, чтобы оно действительно было таковым. Чаще же, вместо последователя Пелевина, мы наблюдаем писателя – футураста*. *Футуразм - смесь футуризма и маразма (с Д. А. Журавлев). 

 

Каковы же основные авторские ошибки в области достоверности и фактографии?

 

Прежде чем описать их, мы должны поговорить о том, что мы исключаем из анализа.

1.     Досадные описки и опечатки. Обычно они касаются числовых обозначений и дат. В процессе набора текста, автор нажимает на соседнюю клавишу и получает 1892, вместо 1891 года. Такие погрешности легко вычленяются уже на этапе вычитки и устраняются самим автором или бета-ридером.

2.     Спорные вопросы. Вопросы, которые являются дискуссионными в профессиональной среде или допускают разночтения. Например, танк Pz V «Пантера», по разным классификациям, относится и к средним, и к тяжелым танкам. Выбор классификации – дело автора.

3.     Нарочитый отход от достоверности, обусловленный с художественной стороны. Уже упоминавшиеся футуристические, постмодернистские, юмористические произведения,   стилизация, метафоризация, аллегоричность и др. формы переносов и иносказаний. Замечу, что, как говорил академик В. В. Виноградов, такие ходы должны быть четко обусловлены с точки зрения стиля и образности (1). Например, замечательные «Дневники Ийона Тихого» С. Лема являются ярким примером великолепного юмора, где отказ от реалистичности (ирреалистичность) целиком и полностью оправдан.

4.     Средства характеристики персонажа. Демонстрация некомпетентности создаваемого образа, например. Или традиционные для определенных социальных групп или определенных эпох жаргонизмы. Например, люди старшего поколения, не разбирающиеся в типах оружия, используют слово «наган» для наименования всех видов короткоствольного оружия, включая пистолеты. Если данный прием служит для характеристики персонажа, то он, естественно, оправдан.

 

Итак, классификация типичных ошибок:

 

Системные ошибки

 

Честно говоря, немного странно писать о таких вещах, которые, в принципе, должны пониматься любым человеком. Ничто не происходит само по себе, все в мире взаимосвязано. Довольно простая мысль, но на практике…

Многие писатели делают именно системные ошибки, полагая, что можно абстрактно судить о явлениях вообще, вне связи их с другими. Или не понимают этой связи. Например, популярные ныне истории о всевозможных «попаданцах – переселенцах» в иные времена и миры изобилуют странностями. Авторы зачастую не понимают, что в Средние века невозможно начать   производство современных изделий, даже имея технологию. Выпуск, например, автомобиля – это технологическая цепочка, идущая от добычи сырья (и производства инструментов для его добычи), его переработки (со всеми промежуточными циклами) и до изготовления итогового изделия. Я уж не говорю о решении философских проблем, препятствующих освоению технологии. Тут, обычно, «профессиональные писатели» начинают кричать: «Бред! Причем здесь философия?!» Притом, почтенные, что в Средние века не решена, например, философская проблема мер и стандартов. Система мер в эту эпоху  весьма приблизительна, варьируется в достаточно широких пределах, и для изготовления двигателей внутреннего сгорания, где миллиметровые допуски величин для изготовления деталей, не пригодна совершенно. И средневековому человеку, который привык мерить ладонями и горстями, объяснить, зачем нужна такая точность невозможно. Даже в просвещенном ХХ веке, в середине Первой Мировой войны, военные инженеры столкнулись с проблемой, когда их мобилизованные гражданские коллеги не понимали необходимости соблюдения  точности до сотых долей миллиметров при производстве оружия (2).  

Избежать системных ошибок помогает изучение предметной области, о которой идет речь в произведении. И для этого нет нужды получать специальное образование. Достаточно ознакомиться с научно-популярной литературой по интересующему вопросу и проконсультироваться со специалистом, благо Интернет позволяет быстро получить массу разнообразной информации и связаться с самыми разными людьми. Еще раз хочется подчеркнуть, что системные ошибки, как правило, заметны любому более или менее подготовленному читателю.

 

Узкопрофильные недочеты

 

Выше мы поговорили об ошибках, понятных любому мало-мальски  вдумчивому и эрудированному читателю.   В текстах встречаются и узкопрофильные недочеты, которые понятны только профессионалу. Обычный читатель может их и не заметить. В принципе, конечно, ничего страшного нет. Если произведение написано ярко, автор талантлив, то некоторые непринципиальные шероховатости можно и пропустить. Но куда как приятно и ценно, когда даже профессионал ставит вашу работу в пример не только в качестве художественного произведения, но и как образец вдумчивого и глубокого анализа, понимания сути явления. Давайте вспомним замечательных фантастов К. Булычева, И. Ефремова, писателя приключенческих романов Ж. Верна и многих других авторов, в чьих работах высокое художественное мастерство сочеталось с безусловным знанием материала.

 

Маразмы

 

Это не очень корректный термин, но, по сути, так оно и есть. Здесь уже идет речь не об ошибках, связанных с непониманием явления или пробелами в знаниях, здесь говориться о принципиальном искажении фактов. В первую очередь, речь идет о всевозможных «разоблачителях», которые подвизаются не только в публицистике, но и худлитературе. Бредовые идеи этих авторов – шедевры сами по себе. Например, ваш покорный, однажды имел беседу с человеком, утверждавшим, что стандартный пистолет Стечкина имеет калибр 9 мм, и доказывавшим сей фактЛОГИЧЕСКИ, громогласно заявляя, что он (автор) не доверяет составителям справочников и энциклопедий, ибо все они недобросовестно относятся к излагаемой информации. Идея о том, что знание предмета не нужно, что, дескать, зачем повторять, нужно вот сразу же, притом, умозрительно и «филозофически»,   открыть истину, занимает все большее и большее место в окололитературной среде. Как правило, сделать подлинное открытие эти субъекты не могут, они ограничиваются «разоблачением» ученых мужей, исследования которых априорно считают ложью. 

 

Логические ошибки

 

Обычно, погрешности с логикой касаются сюжета. Но иногда они относятся к излагаемым в произведении фактам.

Подмена родового понятия видовым или смешение их

Типичное: «В зарослях притаились  «рапиры и противотанковые пушки». «Рапира» ( МТ- 12) и есть противотанковое орудие.

 

Сопоставление несопоставимых понятий

Частенько авторы соединяют в текстах совершенно несоотносимые вещи. Опять же, чаще всего это проблемы стилистики (один котенок белый, а другой – Васька), но бывают и «проколы» на уровне фактографии. «Валентин Придд передернул револьвер» Передернуть затвор можно у пистолета, но не у револьвера. "Жанна вытерла глаза" рукавом кольчуги... (слепая девушка)

 

Анахронизмы 

Как правило, анахронизмы являются проявлением системных ошибок автора в изложении событий. Но могут быть и частным недочетом. Анахронизм – помещение в одной исторической реалии явлений из другой исторической реалии. Например, двуручные мечи в эпоху античности (не намекаю) 

 

Заключение (наконецто! задолбал уже своими поучениями, грамотей хренов)

Автор испытывает слабую надежду, что ознакомившиеся с его заметками литераторы станут внимательнее относиться к собственным текстам.

 

В следующей серии поговорим о типичных исторических ошибках, встречающихся в различных произведениях, и попытаемся равеять несколько устойчивых заблуждений на этой почве. 

1. В. В. Виноградов О языке художественной литературы, М., 1997
2. С.Л. Федосеев Пулеметы России М., 2009 
 







Работы токийского художника Tsukamoto


Читать далее
Морская музыка

Читать далее
Дельфины


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 17-02-2022, 00:21


335


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх