«С любовью Дону Конгдону,
благодаря которому возникла эта книга,
и памяти Рэймонда Чандлера, Дэшила Хэммета,
Джеймса М. Кейна и Росса Макдональда,
а также памяти моих друзей и учителей
Ли Брэккет и Эдмонда Гамильтона,
к сожалению ушедших, посвящатся»
Рэй Брэдбери
Смерть — дело одинокоеDeath is a Lonely Business
роман, 1985 год
Перевод на русский: Ирины Разумовской, Светланы Самостреловой.
• Жанр: детектив
• Общие характеристики: психологическое, ироническое, социальное
• Место действия: Наш мир/Земля (Северная Америка)
• Время действия: 20 век
• Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
• Возраст читателя: Любой
1949 год. Венеция, штат Калифорния. "Американские горки" разобраны на металлолом. Кинотеатр на пирсе стоит пуст и заколочен. В львиной клетке, затопленной в канале, находят мертвое тело. Первое из многих. Все склонны считать, что никакой связи между этими смертями нет. Кроме детектива Элмо Крамли. И странного молодого человека, днями кряду просиживающего за пишущей машинкой и рассылающего свои рассказы в журналы "Черная маска", "Сверхъестественные истории", "Мадемуазель".
В своих поздних вещах Брэдбери нередко разворачивает машину времени назад в прошлое. Впрочем, назад ли? Да, писатель возвращается в сороковые — туда, откуда начал, но это уже не просто юный романтик — это романтик, исполненный мудрости старика. Главный герой романа «Смерть — дело одинокое» признается в этом со всей откровенностью, он так и говорит, что в двадцать семь лет ощущает себя девяностолетним. Однако речь идет всего лишь об ощущении.
Лет ему по-прежнему двадцать семь, и он вернулся, чтобы объявить войну самой Смерти. Жизнь кроется в мелочах, которыми только и живо ушедшее прошлое: в старых газетах, выстилающих дно птичьей клетки, в конфетти, оставшемся от пробитых трамвайных билетов, в древних пластинках с записями Карузо. И вот кто-то невидимый, неуловимый методично и последовательно уничтожает прошлое, а вместе с ним и смысл как настоящего, так и будущего.
Таинственный преступник стремится успеть повсюду, любое разрушение ему на руку. И если сидеть сложа руки, страшась неминуемого поражения, Смерть медленно, но верно завоюет все. Поэтому вперед, в прошлое, чтобы уничтожить семена зла, которые прорастут в настоящее и в будущем разрастутся непроходимыми джунглями.
В своем первом большом романе «Смерть — дело одинокое» , написанном через 20 лет после романа «Что-то страшное грядет», мастер современной фантастики использует силу своего магического дара совершенно по-новому и дарит нам произведение, которое является вкладом и в жанр крутого детектива и одновременно с мягкой ностальгией воскрешает в памяти события 1949 года и маленький городок Венеция в Калифорнии. И это первый роман Брэдбери после перерыва в двадцать с лишним лет, после "Надвигается беда", удивил всех. Потому что "Смерть - дело одинокое" - это дань памяти "крутому" детективу Чандлеру и Хэммету и классическому голливудскому нуару.
Мое отношение к данному произведению определенно положительное. Мне нравятся все романы Брэдбери. Он прочно занял место в моей небольшой любительской библиотеке. Его творчество серьезно и заставляет задуматься. Мне как раз надоели сказочные миры с эльфами, рыцарями-героями и прочим, и роман «Смерть – дело одинокое», пришелся как бальзам на душу. Я бы не относилась к Брэдбери, только как к фантасту. Его произведения больше психологические, а элементы фантастики используются для подчеркивания или выделения каких либо аспектов, чтобы сделать их более ярче.
Если вы еще не знакомы с Р. Брэдбери, то я очень рекомендую восполнить это упущение.