Энн Райс "Скрипка"
Энн Райс "Скрипка"
Вам совершенно необязательно
знать композиторов,
часто упоминаемых на этих страницах...
Мои слова должны донести до вас саму суть звучания.
Энн Райс, «Скрипка»


... Эта книга попала в мои руки случайно – я просто не знала, что можно почитать в свободное время. Меня сразу и безоговорочно влюбила в себя прелестная обложка данного романа, что, наверное, и сыграло решительную роль в моем решении скачать и ознакомится. Тем более, я давно уже собиралась прочесть Энн Райс, да все руки не доходили.
Сегодня я хотела бы рассказать вам о странном, необыкновенном романе Энн Райс «Скрипка» Без привязок и отсылок к «Вампирским Хроникам», которые, к стыду своему, я еще не прочла. Просто как один из романов, что заставил меня задуматься: а что для меня музыка?



Итак, мне хотелось бы рассказать о данном романе по нескольким пунктам:
*Сюжет
* Герои
* Отношения между героями
*Атмосфера романа
*Заключение



Сюжет

Сложно сказать, с чего же начинается роман. Я бы даже сказала, что здесь несколько начал, одно из которых – это признание Трианы, зачем она вообще начала весь этот рассказ; другое – появление таинственного скрипача, играющего прекрасную музыку; и третье, с которого все действия и развиваются – это смерть мужа Трианы, давно смертельно больного мужчины.
О чем это повествование? О музыке. («Мои слова должны донести до вас саму суть звучания.») Нет, здесь вы не найдете четкого определения, что же есть такое музыка. Роман – словно старая изящная музыкальная открытка-воспоминание, где властвует Скрипка. Именно она влияет как на судьбу талантливого скрипача Стефана, даруя ему силы после смерти, так и на судьбу немолодой женщины Трианы.

Энн Райс "Скрипка"


Итак, за день до смерти мужа Триана увидела на улице странного мужчину, который смотрел на окна ее дома… С этого, можно сказать, и началось их знакомство. Он приходил и уходил, иногда его видел кто-то из знакомых или родных героини, ну а музыка его возвращает Триану к горьким воспоминаниям ее прошлого. Чуть позже она узнала, что Стефан – всего лишь призрак, который существует благодаря эмоциям особо чувствительных людей. Он играет для них…
Мысленно роман можно разделить на три части, первое из которых можно назвать «настоящим» Трианы – смерть мужа, разговоры о наследстве, какие-то недовольства, и вдруг – появление странного скрипача… Вторая же часть, «прошлое» – это кража Трианой призрачной скрипки, из-за которой, в общем-то, когда-то и погиб молодой ученик Бетховена Стефан. В надежде вернуть себе скрипку, доказать, как она ему необходима, призрак проводит Триану в свой мир, показывая события прошлого… но женщина не возвращает ему скрипку.
И теперь оба они привязаны к этому волшебному инструменту. Это «третья» часть – «будущее». Триане скрипка дарует возможность сочинять прекрасную музыку, возвращаясь к воспоминаниям давно ушедших дней, а Стефан… без скрипки он потерял возможность быть видимым, и скрипка необходима ему как воздух. И все-таки – именно Триане предстоит сделать выбор: проститься ли со скрипкой ради призрака? Остаться ли в воспоминаниях о смерти близких – или идти дальше? Именно ей предстоит принять решение.

Энн Райс "Скрипка"


О героях

Вокруг Трианы много людей – это и прислуга, и ее семья, и ее ушедшие из жизни родные из детских и юношеских воспоминаний, но все они не запоминаются отчего-то – вероятно, потому что музыка в этом романе… не для них. Хотя стоит признать, что описаны они отлично – и интересно читать про каждого, даже самого незначительного, героя.
Здесь, в этом произведении, самые яркие герои – это, разумеется, Триана, Стефан и Скрипка. Большой Страд. Именно о них и стоит рассказать подробнее.
Триана – немолодая, пережившая немало трагедий женщина, медленно сходящая с ума. Призраки-воспоминания являются ей повсюду, и Триану мучает чувство вины оттого, что она могла сделать, и не сделала, или наоборот, могла не делать. Уже с первых строк ее рассказа о себе чувствуется странное чувство вины перед читателем – будто она чувствует себя неловко из-за того, что мало соответствует современному облику книжного героя.
(«Представьте меня, если угодно, в образе отнюдь не старой женщины. Пятьдесят четыре по нынешним временам — пустяки.»)  Воспоминания и прекрасные сны – вот чем она существует. Но с появлением Стефана, с той поры, как украла у него скрипку, она понимает, что может «отдавать» воспоминания музыке. Вот только… решать, вернуть ли скрипку, ей все равно придется…
(«И признание в глубине души, что во мне рассыпаны бусины четок моей жизни, осколки смерти, вины и злобы; и каждый вечер я лежу на разбитом стекле и просыпаюсь с порезанными руками, а те месяцы, что я исполняю музыку, стали отдыхом, похожим на сон, и ни один человек не вправе ожидать, что этот сон продлится вечно.»)

Энн Райс "Скрипка"


Стефан – ученик самого Бетховена, погибший из-за своей любви к музыке. Он стал призраком, но однажды понял, что музыка его может делать его видимым для других людей.
(«— Ты нуждался в их горе, оно давало тебе силы! — сказала я. — Ты перестал играть свою безумную воющую песнь мертвых, а вместо этого заиграл другую мелодию, бескорыстно отдаваясь ей, и только тогда они смогли тебя увидеть.»)
(«— Я буду играть, а ты — слушать. Слушать и страдать, и терять разум или делать то, что заставляет тебя делать моя музыка. Стань дурочкой, если тебе угодно, сойди с ума, как Офелия из твоей любимой пьесы. Стань безумной, как сам Гамлет. Мне все равно.»)

Можно смело сказать, что он безумно прекрасен и талантлив. За его поступками, словами наблюдать действительно интересно. Несмотря на то что он вроде бы злодей, к нему проникаешься искренней симпатией. Безумный Гений. И все-таки, каким бы очаровательным он не казался, его существование - это горе других людей, живых людей. Он пытался свести с ума и Триану, но у него не вышло, более того, она посмела забрать у него его сокровище, ради которого он не побоялся ступить в Смерть – его Скрипку.
(«Представьте себе мрачного и обеспокоенного обольстителя — этакого лорда Байрона — на вершине скалы, что обрывается в пропасть: задумчивого, таинственного, истинное воплощение романтизма…»)


Энн Райс "Скрипка"


Скрипка, «Большой Страд» - именно она связала этих таких разных персонажей – молодого призрака и странную женщину; именно она выжила в страшном пожаре благодаря усилиям Стефана, и позже даровала ему возможность существовать в мире живых; именно она вернула Триану в обычную жизнь… Но все равно женщине пришлось выбирать, кому же достанется этот уникальный инструмент.
 ( "Я перебирала пальцами левой руки гриф, приглушая рыдающую струну, а сама как безумная водила смычком по струнам, отчего родилась песня, связная мелодия, танец, бешеный пьяный танец, когда одна нота следует за другой так быстро, что ими уже невозможно управлять, — дьявольский танец...")

Энн Райс "Скрипка"



Отношения между героями

Странное сплетение любви и отчаянной ненависти, где невозможно предугадать, каким же будет следующее слово, следующее действие. Каждый диалог между Трианой и Стефаном завораживал меня так, что я забывала, что такое дышать. Возможно, я воспринимала все излишне эмоционально, но все равно считаю, что лучше всего автору этого романа, кроме атмосферы, блестяще удалось прописать еще и отношения героев. Я до последнего не могла понять, любят ли они друг друга или отчаянно ненавидят. Здесь нет так называемой «любовной линии» - и между тем отношения очень остры, как грань клинка. Каждый диалог интересен своей неожиданностью, резкостью, непредсказуемостью дальнейших действий.
Я и сейчас не могу понять, что же связывало Триану и Стефана. При всей своей непохожести, между ними определенно было что-то общее, и они определенно нуждались друг в друге.


Энн Райс "Скрипка"



Атмосфера романа

Пожалуй, именно это заворожило меня с самых первых строк. Атмосферу в этой книге можно описать всего лишь одним словом – Безумие. Странное, изящное Безумие, замешанное на сумасшедшем коктейле из Музыки Скрипки, без которой не могут существовать ни Триана, ни Стефан; из странных отношений героев, где от заверений в преданности до грубых проклятий всего одно прикосновение к Скрипке, и невозможно предугадать, каким же будет следующий шаг этих странных существ – человека и призрака.

Энн Райс "Скрипка"


Здесь Жизнь отходит за кулисы, а главными музыкантами становятся Воспоминания и Смерть. Главными остаются только три героя – Стефан, Триана и Скрипка. Здесь сумерки правят бал, и тихие - то отдаляющиеся, то приближающиеся, словно раскаты грома, ноты скрипки…

Энн Райс "Скрипка"



Заключение

Я прочла «Скрипку» буквально за несколько часов. И не могла не прочесть – как же так, я не узнаю, что же будет, что же станет! Наверное, она идеально подходит для чтения темным осенним вечером, когда за окном завывает ветер, а рядом тихо играет мелодия скрипки, а ты сидишь и кутаешься в уютный плед...
Депрессивная, отчаянная, неоднозначная история. Ее нельзя назвать «фэнтези» - это скорее необычная драма, где сплелись жизнь и смерть, отчаяние и безумие. Не из разряда «прочитал и забыл», а нечто большее, что надолго оставляет след в душе.
Я до сих пор не могу понять, осознать, понравилось ли мне. Однозначно можно сказать лишь, что данный роман, его герои и атмосфера буквально очаровали и заворожили меня. Знаете, после прочтения последней страницы хочется сидеть, смотреть на рассвет, и размышлять: «А что же музыка скрипки… для меня?»
А еще – все мы в какой-то степени Гении. И сами пишем музыку для своей единственной Скрипки. 


Благодарю за внимание

Энн Райс "Скрипка"

Книга замечательно читается под изящную музыку Secret Garden. Советую.
Ваша ведьма Лэри








Фэнтези рисунки художницы по имени Linda Bergvist


Читать далее
Бирюзовые грезы


Читать далее
Анекдоты про Гарри Поттера от Lartов

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 24-12-2021, 09:14


512


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх