Вам совершенно необязательно
знать композиторов,
часто упоминаемых на этих страницах...
Мои слова должны донести до вас саму суть звучания.
Энн Райс, «Скрипка»
... Эта книга попала в мои руки случайно – я просто не знала, что можно почитать в свободное время. Меня сразу и безоговорочно влюбила в себя прелестная обложка данного романа, что, наверное, и сыграло решительную роль в моем решении скачать и ознакомится. Тем более, я давно уже собиралась прочесть Энн Райс, да все руки не доходили.
Сегодня я хотела бы рассказать вам о странном, необыкновенном романе Энн Райс «Скрипка» Без привязок и отсылок к «Вампирским Хроникам», которые, к стыду своему, я еще не прочла. Просто как один из романов, что заставил меня задуматься: а что для меня музыка?Итак, мне хотелось бы рассказать о данном романе по нескольким пунктам:
*Сюжет
* Герои
* Отношения между героями
*Атмосфера романа
*Заключение
Сюжет
Сложно сказать, с чего же начинается роман. Я бы даже сказала, что здесь несколько начал, одно из которых – это признание Трианы, зачем она вообще начала весь этот рассказ; другое – появление таинственного скрипача, играющего прекрасную музыку; и третье, с которого все действия и развиваются – это смерть мужа Трианы, давно смертельно больного мужчины.
О чем это повествование? О музыке.
(«Мои слова должны донести до вас саму суть звучания.») Нет, здесь вы не найдете четкого определения, что же есть такое музыка. Роман – словно старая изящная музыкальная открытка-воспоминание, где властвует Скрипка. Именно она влияет как на судьбу талантливого скрипача Стефана, даруя ему силы после смерти, так и на судьбу немолодой женщины Трианы.
Итак, за день до смерти мужа Триана увидела на улице странного мужчину, который смотрел на окна ее дома… С этого, можно сказать, и началось их знакомство. Он приходил и уходил, иногда его видел кто-то из знакомых или родных героини, ну а музыка его возвращает Триану к горьким воспоминаниям ее прошлого. Чуть позже она узнала, что Стефан – всего лишь призрак, который существует благодаря эмоциям особо чувствительных людей. Он играет для них…
Мысленно роман можно разделить на три части, первое из которых можно назвать «настоящим» Трианы – смерть мужа, разговоры о наследстве, какие-то недовольства, и вдруг – появление странного скрипача… Вторая же часть, «прошлое» – это кража Трианой призрачной скрипки, из-за которой, в общем-то, когда-то и погиб молодой ученик Бетховена Стефан. В надежде вернуть себе скрипку, доказать, как она ему необходима, призрак проводит Триану в свой мир, показывая события прошлого… но женщина не возвращает ему скрипку.
И теперь оба они привязаны к этому волшебному инструменту. Это «третья» часть – «будущее». Триане скрипка дарует возможность сочинять прекрасную музыку, возвращаясь к воспоминаниям давно ушедших дней, а Стефан… без скрипки он потерял возможность быть видимым, и скрипка необходима ему как воздух. И все-таки – именно Триане предстоит сделать выбор: проститься ли со скрипкой ради призрака? Остаться ли в воспоминаниях о смерти близких – или идти дальше? Именно ей предстоит принять решение.
О героях
Вокруг Трианы много людей – это и прислуга, и ее семья, и ее ушедшие из жизни родные из детских и юношеских воспоминаний, но все они не запоминаются отчего-то – вероятно, потому что музыка в этом романе… не для них. Хотя стоит признать, что описаны они отлично – и интересно читать про каждого, даже самого незначительного, героя.
Здесь, в этом произведении, самые яркие герои – это, разумеется, Триана, Стефан и Скрипка. Большой Страд. Именно о них и стоит рассказать подробнее.
Триана – немолодая, пережившая немало трагедий женщина, медленно сходящая с ума. Призраки-воспоминания являются ей повсюду, и Триану мучает чувство вины оттого, что она могла сделать, и не сделала, или наоборот, могла не делать. Уже с первых строк ее рассказа о себе чувствуется странное чувство вины перед читателем – будто она чувствует себя неловко из-за того, что мало соответствует современному облику книжного героя.
(«Представьте меня, если угодно, в образе отнюдь не старой женщины. Пятьдесят четыре по нынешним временам — пустяки.») Воспоминания и прекрасные сны – вот чем она существует. Но с появлением Стефана, с той поры, как украла у него скрипку, она понимает, что может «отдавать» воспоминания музыке. Вот только… решать, вернуть ли скрипку, ей все равно придется…
(«И признание в глубине души, что во мне рассыпаны бусины четок моей жизни, осколки смерти, вины и злобы; и каждый вечер я лежу на разбитом стекле и просыпаюсь с порезанными руками, а те месяцы, что я исполняю музыку, стали отдыхом, похожим на сон, и ни один человек не вправе ожидать, что этот сон продлится вечно.»)Стефан – ученик самого Бетховена, погибший из-за своей любви к музыке. Он стал призраком, но однажды понял, что музыка его может делать его видимым для других людей.
(«— Ты нуждался в их горе, оно давало тебе силы! — сказала я. — Ты перестал играть свою безумную воющую песнь мертвых, а вместо этого заиграл другую мелодию, бескорыстно отдаваясь ей, и только тогда они смогли тебя увидеть.»)
(«— Я буду играть, а ты — слушать. Слушать и страдать, и терять разум или делать то, что заставляет тебя делать моя музыка. Стань дурочкой, если тебе угодно, сойди с ума, как Офелия из твоей любимой пьесы. Стань безумной, как сам Гамлет. Мне все равно.»)Можно смело сказать, что он безумно прекрасен и талантлив. За его поступками, словами наблюдать действительно интересно. Несмотря на то что он вроде бы злодей, к нему проникаешься искренней симпатией. Безумный Гений. И все-таки, каким бы очаровательным он не казался, его существование - это горе других людей, живых людей. Он пытался свести с ума и Триану, но у него не вышло, более того, она посмела забрать у него его сокровище, ради которого он не побоялся ступить в Смерть – его Скрипку.
(«Представьте себе мрачного и обеспокоенного обольстителя — этакого лорда Байрона — на вершине скалы, что обрывается в пропасть: задумчивого, таинственного, истинное воплощение романтизма…»)
Скрипка, «Большой Страд» - именно она связала этих таких разных персонажей – молодого призрака и странную женщину; именно она выжила в страшном пожаре благодаря усилиям Стефана, и позже даровала ему возможность существовать в мире живых; именно она вернула Триану в обычную жизнь… Но все равно женщине пришлось выбирать, кому же достанется этот уникальный инструмент.
( "Я перебирала пальцами левой руки гриф, приглушая рыдающую струну, а сама как безумная водила смычком по струнам, отчего родилась песня, связная мелодия, танец, бешеный пьяный танец, когда одна нота следует за другой так быстро, что ими уже невозможно управлять, — дьявольский танец...")
Отношения между героями
Странное сплетение любви и отчаянной ненависти, где невозможно предугадать, каким же будет следующее слово, следующее действие. Каждый диалог между Трианой и Стефаном завораживал меня так, что я забывала, что такое дышать. Возможно, я воспринимала все излишне эмоционально, но все равно считаю, что лучше всего автору этого романа, кроме атмосферы, блестяще удалось прописать еще и отношения героев. Я до последнего не могла понять, любят ли они друг друга или отчаянно ненавидят. Здесь нет так называемой «любовной линии» - и между тем отношения очень остры, как грань клинка. Каждый диалог интересен своей неожиданностью, резкостью, непредсказуемостью дальнейших действий.
Я и сейчас не могу понять, что же связывало Триану и Стефана. При всей своей непохожести, между ними определенно было что-то общее, и они определенно нуждались друг в друге.
Атмосфера романа
Пожалуй, именно это заворожило меня с самых первых строк. Атмосферу в этой книге можно описать всего лишь одним словом –
Безумие. Странное, изящное Безумие, замешанное на сумасшедшем коктейле из Музыки Скрипки, без которой не могут существовать ни Триана, ни Стефан; из странных отношений героев, где от заверений в преданности до грубых проклятий всего одно прикосновение к Скрипке, и невозможно предугадать, каким же будет следующий шаг этих странных существ – человека и призрака.
Здесь
Жизнь отходит за кулисы, а главными музыкантами становятся
Воспоминания и
Смерть. Главными остаются только три героя – Стефан, Триана и Скрипка. Здесь сумерки правят бал, и тихие - то отдаляющиеся, то приближающиеся, словно раскаты грома, ноты скрипки…
Заключение
Я прочла «Скрипку» буквально за несколько часов. И не могла не прочесть – как же так, я не узнаю, что же будет, что же станет! Наверное, она идеально подходит для чтения темным осенним вечером, когда за окном завывает ветер, а рядом тихо играет мелодия скрипки, а ты сидишь и кутаешься в уютный плед...
Депрессивная, отчаянная, неоднозначная история. Ее нельзя назвать «фэнтези» - это скорее необычная драма, где сплелись жизнь и смерть, отчаяние и безумие. Не из разряда «прочитал и забыл», а нечто большее, что надолго оставляет след в душе.
Я до сих пор не могу понять, осознать, понравилось ли мне. Однозначно можно сказать лишь, что данный роман, его герои и атмосфера буквально очаровали и заворожили меня. Знаете, после прочтения последней страницы хочется сидеть, смотреть на рассвет, и размышлять: «А что же музыка скрипки… для меня?»
А еще – все мы в какой-то степени Гении. И сами пишем музыку для своей единственной Скрипки.
Благодарю за внимание
Книга замечательно читается под изящную музыку Secret Garden. Советую.
Ваша ведьма Лэри