"Мигрант, или Brevi Finietur" (Марина и Сергей Дяченко, цикл "Метаморфозы")
"Мигрант, или Brevi Finietur" (Марина и Сергей Дяченко, цикл "Метаморфозы")
А это огни, что сияют
Над нашими головами.
(Федерико Гарсиа Лорка)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Знаете, за что я люблю Дяченко? За то, что они умеют создать атмосферу: без многословных описаний, без нагромождений из деталей и подробностей на десять страниц, без старательного ознакомления читателя с миром книги и ее персонажами. Атмосфера у них создается как будто сама по себе. Такое бывает, когда не автор создает историю, а история словно использует автора как некое окошко или дверь. В случае с Дяченко мне иногда кажется, что их герои даже более реальны, чем сами авторы. Персонажи, их поступки – живые, настоящие, как будто пришедшие из реальной жизни. Как авторам это удается, понятия не имею. Но именно из-за героев я так пристально слежу за творчеством дуэта Дяченко. Почему-то мне часто навязчиво кажется, что героев их книг я очень хорошо знаю. Или знала. Когда-то давно.
Единственное, что часто разочаровывает меня в книгах Дяченко, это финал. Недоделанный, непрожитый, недодуманный – сплошное "недо" и "не". Мне часто в конце чего-то не хватает, бывает трудно избавиться от ощущения, что какая-то важная часть истории или судьбы героев или потеряна или вырезана. "Мигрант" - книга, о которой пойдет речь, – не тот случай.

"Мигрант, или Brevi Finietur" - третий роман в цикле "Метаморфозы". Первым был гениальный "Vita nostra", вторым – более слабый, на мой взгляд, и проходной "Цифровой, или Brevis Est". Романы связаны между собой только общей идеей – идеей довольно абстрактной, но все же всегда актуальной – изменения человека, его внутренняя трансформация на жизненном пути. За третью часть цикла бралась одновременно с опаской(а вдруг будет также слабовато, как и с Цифровым?) и с дрожью предвкушения(для меня романы Дяченко это погружение в мир одновременно непохожий на наш и в то же время смутно знакомый, где, возможно, я жила в прошлой жизни)...

МЕТАМОРФОЗЫ/трансформации

"Vita nostra" - "Вначале было Слово..." Именно Слово, слова, власть слов были главной движущей силой той трансформации, которая произошла с главной героиней романа.

"Цифровой, или Brevis Est" - уже во второй части "Метаморфоз" трансформация была иной. Главный герой из простого ребенка стал цифровым. Движущей силой его трансформации стали цифры, единички и нолики, а проще говоря – информация(определенный отсыл к фильмам "Газонокосильщик" и "Матрица")

И наконец "Мигрант, или Brevi Finietur". Я далеко не сразу смогла понять, в чем же в этом романе заключалась трансформация, но в конце концов пришла к определенному выводу, о котором расскажу в самом конце своего обзора.

АННОТАЦИЯ

Андрей Строганов вдруг оказывается на другой планете - он мигрировал с Земли. Два последних года его жизни изъяты в уплату за визу, поэтому Андрей не помнит, почему решил уехать. Что случилось на Земле и есть ли дорога назад? Тем временем на уютный мир Раа, где оказался Андрей, наползает тень…

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Андрей Строганов, который по сентиментальной детской привычке называет себя мысленно Крокодилом, попадает на чужую планету. Банально? Да ну Бог с вами! Было бы банально, если бы речь шла об обычном космическом приключении. Но здесь главный герой – не космос, а Человек, внутри, а не снаружи.
Проинформированный о том, что для него дороги назад нет, Крокодил решает адаптироваться. Выбор небольшой. Можно стать Зависимым, не знать бедности и болезней, несчастий и испытаний, тихо работать и находиться под опекой, когда все решения о твоей жизни будет принимать твой опекун.

Это не рабство! — убежденно сказал Вэнь. — Наоборот: ты будешь гораздо свободнее, чем там у себя! Дома небось жилы рвал, а тут работаешь понемножку, а в остальное время — делаешь что хочешь. Зато если заболел — тебя точно вылечат, и без жилья не останешься, и без еды — никогда.

А еще можно стать Полноправным, самому за себя отвечать, самому принимать решения, кем быть и что делать в этой жизни, а если в ней что-то пойдет не так, то и винить придется только себя, потому что человек – хозяин себе. Вопреки советам, Крокодил отказывается от "грозящей" ему синекуры и решает стать Полноправным гражданином. Но для этого нужно пройти Пробу, которую не сумел до него пройти еще ни один землянин. Чтобы пройти Пробу, Крокодилу придется совершать то, что, как он всегда считал, человек совершать не может в принципе.

РАА

Так называется та самая планета, на которой очутился наш герой. Что же она из себя представляет? Раа – прекрасный, комфортный и красивый мир. Здесь нет болезней и нищеты. Еда в обилии растет на деревьях – ее так много, что нет никаких причин говорить о голоде. Общество Раа идеально – нет войн, нет распрей по национальным, религиозным и другим признакам, нет вообще никакой вражды. Человек работает на общество – общество работает на человека – все счастливы, все довольны!
Но так уж случилось, что именно во время пребывания нашего героя на Раа стали происходить расслоения реальности: мысленное, сотворенное умом человека, начало рвать ткань реальности и становиться... реальным.

— Расслоение реальности, — сказал наконец Аира. — Локальное чудо. Нарушение законов физики, химии, биологии в отдельно взятом пространстве. Результат цепочки «несовершенный творец — бредовая идея — ужасное воплощение».

Героям книги предстоит нелегкая задача – понять, почему это происходит, и предотвратить уничтожение планеты.

ТРЕТЬЯ МЕТАМОРФОЗА

Как поняла лично я, метаморфоза "Мигранта" вышла за границы одной-единственной личности, потому что касается она всех людей, вне зависимости он возраста, национальности, вероисповедания и цвета кожи. Вот она:

— …Творец Раа создал всех людей свободными и счастливыми. Но замысел его был — не свобода и счастье. Это — данность, а замысел… преодоление непреодолимого! Он создал людей… подвижными изнутри, понимаете? Камень застыл — это камень… Река течет — она ближе к замыслу Творца, но все-таки это всего лишь вода… А человек — это не тень на стене! Это… луч, у которого есть источник, но нет конечной цели. Только мотивация. Только воля. Мир Раа погибнет, остановившись…

И, конечно, понятно, что речь здесь, по большому счету, идет вовсе не о Раа. Здесь говорится о нас, людях, обо всех нас, о каждом из нас. Кто-то назовет книгу сильной, кто-то слабой. Кто-то будет сравнивать ее с предыдущими частями "Метаморфоз", но однозначно одно: "Мигрант" — на сегодняшний день самая знаковая книга цикла, которая говорит о главной трансформации личности – трансформации, которая длится столько, сколько длится жизнь.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!






На философии

Читать далее
Летающие замки и острова

Читать далее
Стихи

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 22-12-2021, 12:17


323


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх