Urbi et Orbi или Городу и миру: космическая сюита. Г.Л.Олди
Urbi et Orbi или Городу и миру: космическая сюита. Г.Л.Олди
Двуликий и двуединый Г.Л.Олди – творческий тандем Дмитрия Громова и Олега Ладыженского – в своем творчестве охватил множество тем. Олди представили свою трактовку мифов в Ахейском цикле и «Черном баламуте», вспомнили о Востоке в Кабирском цикле, «Миссия очищает диск» и «Нопэрапоне», окунулись в фэнтези с циклом «Чистая Фэнтези»… Можно перечислять всю их библиографию.
В 2007 году свет увидел роман в трех частях «Ойкумена», получивший название «Кукольного цикла». Это был опыт в жанре космооперы, впрочем, сами авторы выбрали название «космическая симфония». И правда, перед читателем представляется целая симфония рас, персонажей, планет. И следуя за героем, Лючано Борготтой, мы вслушиваемся в эту симфонию.

Перед нами целый мир, Ойкумена: большой космос и множество планет. Ойкумена в представлении Олди заселена гуманоидами, более того – фактически, она заселена людьми. Условно все народы Ойкумены можно разделить на три части: варвары – обитатели планет, относительно недавно вошедшие в космическое сообщество Ойкумены, уровень развития которых пока низок, своеобразный «третий мир»; техноложцы – расы, которые пошли по пути развития науки и техники; и наконец энергеты – расы, которые в эволюционном развитии нашли способ черпать энергию из ресурсов своего тела, определенным образом взаимодействуя с окружающим миром.

В 2010 – 2011 в свет выходит новый роман о вселенной Ойкумены – «Urbi et Orbi или Городу и миру». «Космическая сюита» в трех томах.

Хотя по объему «Городу и миру» сопоставим с «Ойкуменой» (пусть в действительности и меньше), тут совсем другой темп повествования.
Прежде всего, «Городу и миру» - это роман-воспитание и роман-биография. Мы следуем за героиней на протяжении 30 лет.
Второе, что важно, это то, что в Ойкумене мы в основном сталкивались с энергетами (практически всеми) и варварами. В «Городу и миру» читателю предстоит познакомиться с планетой техноложцев и их укладом жизни.

Часть первая. Дитя Ойкумены:

Urbi et Orbi или Городу и миру: космическая сюита. Г.Л.Олди

Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! -- родилась телепатом. В шесть лет ребенок впервые узнал сладость власти – и горечь запретов. В двенадцать она познакомилась с террором и насилием. В шестнадцать – с соперничеством и ложью. Да, космический мир Ойкумены дорожит своими менталами, как отчаянной редкостью, но и силовое поле не оградит тебя от холодных ветров реальности. Танцуй на холмах, дитя с флейтой! Детство закончилось, и надо идти дальше – в юность, полную очередных сюрпризов.

Часть вторая. Королева Ойкумены:

Urbi et Orbi или Городу и миру: космическая сюита. Г.Л.Олди

Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! – родилась телепатом. В двадцать один год она познакомилась с войной, любовью и предательством. В двадцать пять спасла гуся из кувшина, химеру от голодной смерти и себя – от изгнания из Храма № 3. В тридцать с небольшим ее настиг корабль-призрак, научив хоронить пациентов. Да, космический мир Ойкумены ценит своих менталов, как редчайшее сокровище, но и термосиловая броня не оградит тебя от ледяных поцелуев реальности. Танцуй на холмах, женщина с флейтой! Молодость закончилась, и надо идти дальше – в зрелость, полную очередных сюрпризов.


Часть третья. Изгнанница Ойкумены

Urbi et Orbi или Городу и миру: космическая сюита. Г.Л.Олди

Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! – родилась телепатом. В тридцать четыре года она лечила джинна от аутизма, чуть не потеряв зрение. В тридцать шесть согласилась на встречу со своим страхом ради чужого ребенка. В тридцать семь замкнулась в несокрушимой Скорлупе, оставив близким память и надежду. Да, космический мир Ойкумены ценит своих менталов, как редчайшее сокровище, но иногда теряет их, разбившись всей мощью о броню неизвестного. Танцуй на улицах Шадрувана, колдунья с флейтой! Когда реальности соприкасаются, рождается сила – и надо идти дальше, потому что Вселенная бесконечна.


Немного о сюжете:
Итак, Ларгитас. Планета наукократов. Там, где для прочих привычны звания «профессор, доцент, академик», для ларгитасцев привычны титулы. Графы, герцоги, принцы… Лучшая медицина. Высокоразвитая техника. И если бы не энергеты, Ларгитас мог бы диктовать условия всей Ойкумене. В некотором роде Ларгитас – самая мощная оппозиция энергетам, и не хочет делиться своими секретами с врагом. Поэтому, например, энергеты не имеют права обучаться на Ларгитасе – а образование на Ларгитасе лучшее во вселенной.
Однако и на Ларгитасе рождаются дети с удивительными способностями. Телепаты. Их берут на особый учет, они учатся в специальных интернатах, а после – обязаны служить родине по первому зову. Множество возможностей – и множество запретов. Это не блажь, это необходимость. Хотите иначе? Можно. Покиньте Ларгитас навсегда и никогда не возвращайтесь.
Регина ван Фрассен по прозвищу Химера родилась телепаткой. Её способности проявились в семь лет. И с тех пор мы будем следить за ней. Её первые шаги в мир телепатии. Первые столкновения с реальностью мира. Первая любовь. Первое предательство. Второе предательство… Путь в профессию. Преодоление себя. Получение прозвища. Умение лечить и исцелять. Умение принять, когда спасите нельзя. Радость открытия и его горечь.

Проблематика романа достаточно сложная. Тут и «бремя белого человека» на новый лад: вместе с Региной мы побываем на планетах варваров, как только что открытых (на разных уровнях развития), так и на тех, что уже вошли в космическое сообщество, но осознают своё невероятное отставание от далеко ушедшей Ойкумены, отставание, которое невозможно сколько-нибудь значимо сократить.
Вторая проблема, которая очень ярко просматривается – это ксенофобия. Они другие, не такие как мы, непонятные… Значит, они недолюди. Таково отношение некоторых ларгитасцев к энергетам. Регина в этом смысле стоит на границе – с одной стороны она ларгитаска, с другой – как телепата её роднит нечто важное с энергетами. Чья позиция верна? Тут появляется необходимость рассматривать проблему в связи с предыдущим романом, трилогией о Лючано (кстати, хронологически «Городу и миру» идет ранее приключений Лючано Борготты, но советую при чтении придерживаться порядка, в котором писалось). Поскольку там тоже есть вопрос ксенофобии, но уже со стороны энергетов.

Но центральная проблема романа – это всё-таки проблема насилия. Мать Регины, Анна-Мария, преподает науку о счастье. И преподает, что ограничение есть необходимое условие счастья. Регина с детства насильно ограничена в своих способностях – ей нельзя делать всё, что она хочет. Нужно учиться, прежде всего – учиться насильно себя ограничивать. Насилие как инструмент искусства, насилие как способ обучения, насилие как путь к исцелению. Насилие как залог прогресса. Почему так?

Общее впечатление: Книга написана простым, ясным языком. Не лишена юмора – и не лишена трогательности. Затягивает быстро и сильно. Я читала эту книгу по тому, с выходом – и наблюдала удивительный момент, когда третья книга берет и ставит на места предыдущие две, увязывая их в единое целое, делая из новелл-историй о жизни Регины, из эклектичной мозаики единое полотно романа.

Ах да. И ещё эпилог последнего романа. Потрясающий случай, на мой взгляд, не совсем характерный для Олди. Обычно они так не используют эпилог. Но тут эпилог – это не просто замыкание второстепенных линий и уточнение. Нет. Без эпилога это одна история – а с эпилогом уже другая. Просто попробуйте, когда будете читать, не сразу дочитывать последний эпилог. Подождите хотя бы час, прочувствуйте историю, обдумайте немного – а потом прочтите. Уверена, вы будете удивлены.

Вердикт: как и прочие произведения Олди, настоятельно рекомендую к прочтению. Великолепный язык, затягивающий текст и глубокая проблематика не оставят вас безразличными. Но если вы вдруг почему то не читали ещё трилогию «Ойкумена», то сначала прочтите её. Тоже не пожалеете.






В преддверии Нового Года

Читать далее
Ключи от ада. Глава 27

Читать далее
Новые рисунки от Hollybell, Yu Qi Wang (lalunaq)

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 21-12-2021, 15:39


521


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх