Дж. Мартин и Ко. Вселенная дикой карты
Дж. Мартин и Ко. Вселенная дикой карты
Закончился первый сезон «Игры престолов» по Дж. Мартину, и пока мы с вами «подвешены» в ожидании перевода пятого романа и выхода нового витка сериала, предлагаю немного отвлечься от фэнтези-эпопеи и обратить внимание на не менее знаменитый мартиновский проект – цикл антологий «Дикие карты». Это уже не классическое средневековье «Песни льда и пламени», это - Америка времен Второй мировой, Великой депрессии и холодной войны, альтернативная история, научная фантастика и… слом стереотипов. Для тех, конечно, кто готов их ломать.

Дж. Мартин и Ко. Вселенная дикой карты

Впервые, сама того не зная, я наткнулась на «Дикие карты» в сборнике… Роджера Желязны. Четыре рассказа были связаны сюжетной линией и единым героем – мальчиком по имени Кройд Кренсон. Восьмиклассник стал жертвой биологического эксперимента, в результате которого обрел сверхспособности и изменил свою жизнь. Рассказы мне понравились атмосферой и сюжетом, но отложив книгу в сторону, я на некоторое время забыла о них. Через год я наткнулась на упоминание «Диких карт» в ЖЖ Джорджа Мартина. Заинтересовавшись проектом, я загуглила название и обнаружила Желязны в списке авторов. Как оказалось, Кройд Кренсон – одна из сюжетных линий мартиновской антологии. Два моих любимых автора - что за совпадение, подумала я, и взялась за первую книгу цикла.

Аннотация

Земля становится полигоном, где одна из противоборствующих партий, которые владычествуют в Галактике, проводит испытание нового генного вируса. Представитель другой партии, Тахион, пытается предотвратить эксперимент, последствия которого непредсказуемы. Ему это не удается, и на Земле разражается планетарная катастрофа, в результате которой часть населения гибнет, а оставшиеся делаются или тузами — обладателями сверхчеловеческих способностей, сохранившими прежний облик, или джокерами — сверхлюдьми, изуродованными физически.

Аннотация может показаться достаточно тривиальной. Космические корабли, пришельцы, генные вирусы, мутанты… - все это было уже не раз, казалось бы, неужели можно сказать что-то новое в этой области? Об этом я предлагаю судить читателям по прочтении, потому что книги не так просты, как могут показаться.

Начнем с композиции

По сути своей, «Дикие карты» - это огромный межавторский проект, написанный в жанре социально-научной фантастики. Каждая книга цикла – это антология рассказов разных авторов, помещенных в единой эпохе и в едином мире – мире дикой карты. Хотя каждая часть и представляет собой сборник отдельных произведений, большинство рассказов придерживаются единой сюжетной линии, последовательно отражая происходящие события.

На данный момент существует двадцать один сборник, ведется работа над двадцать вторым.

Wild Cards 1: Wild Cards (Дикие карты), 1987;
Wild Cards 2: Aces High (Козырные тузы), 1987;
Wild Cards 3: Jokers Wild (Неистовые джокеры), 1987;
Wild Cards 4: Aces Abroad, 1988;
Wild Cards 5: Down and Dirty, 1988;
Wild Cards 6: Ace in the Hole, 1990;
Wild Cards 7: Dead Man’s Hand, 1990 (совместно с Джоном Дж. Миллером);
Wild Cards 8: One-Eyed Jacks, 1991;
Wild Cards 9: Jokertown Shuffle, 1991;
Wild Cards 10: Double Solitaire, 1992;
Wild Cards 11: Dealer’s Choice, 1992;
Wild Cards 12: Turn of the Cards, 1993;
Wild Cards Mosaic: New Cycle
- Card Sharks (Wild Cards 13), 1993 (Wild Cards New Cycle 1);
- Marked Cards (Wild Cards 14), 1994 (Wild Cards New Cycle 2);
- Black Trumps (Wild Cards 15), 1995 (Wild Cards New Cycle 3);
Wild Cards 16: Deuces Down, 2002;
Wild Cards 17: Death Draws Five, 2006 (совместно с Джоном Дж. Миллером);
Wild Cards: The Next Generation
- Insight Straight (Wild Cards 18), 2008;
- Busted Flush (Wild Cards 19), 2008;
- Suicide Kings (Wild Cards 20), 2009;
Fort Freak (Wild Cards 21), 2011;
Lowball (рабочее название, выход планируется в 2012)

К сожалению, на русский переведены только первые три части, поэтому все прочие доступны только людям, владеющим иностранными языками. Оригинал написан на английском, еще, насколько я знаю, серия переведена на немецкий.

Об особенностях сюжета и идеи

Чего греха таить, компания авторов из Нью-Мексико, которая написала первую часть «Диких карт», вдохновлялась комиксами про супергероев и собственными персонажами из РПГ Superworld, гейм-мастером которой в то время был Дж. Мартин. Но они пошли по новому пути – используя в качестве прототипов Бэтмена, Человека-паука и прочих персонажей с приставкой «супер-», они нашли обоснование и логику их поведению и судьбе, показали их как живых людей со своими слабостями и страхами, среднестатистических жителей Америки, которым просто довелось вытянуть более-менее удачную карту из этого дикого пасьянса.

На самом деле, официальная аннотация несколько вводит нас в заблуждение: вирус, который такисиане решили испытать на человечестве, вышел на свободу вследствие ошибки военного, который не успел остановить преступников, получивших его после крушения космического корабля. Ирония судьбы - герой Второй мировой, молодой летчик, на которого молились мальчишки послевоенных лет, стал косвенной причиной кошмарной эпидемии. (Этой иронии в книгах еще пруд пруди.)

Сам вирус назван дикой картой не случайно. Будучи не разработанным до конца проектом, он приводил к совершенно непредсказуемым последствиям: каждый организм реагировал на него по-своему. Когда истерия первых месяцев поутихла, врачи выявили несколько типов реакций людей на вирус.
1) Тузы. Несомненно, «везунчики» - люди, получившие сверхъестественные способности и не изуродованные внешне. Многие из них работали на правительство США, пока в стране не началась «охота на ведьм».
2) Двойки. Меньшее зло, если можно так выразиться. Тузы с очень слабыми способностями, почти ничем не отличаются от обычных людей.
3) Джокеры. Худший вариант из возможных. Вирус изуродовал их внешне, в некоторых случаях приводил к жутким мутациям, неизбежно влекущим смерть.

Кроме того, на Земле осталась небольшая часть людей, которым удалось не подцепить дикую карту. Судите сами, как такие изменения могли повлиять на общественный строй страны, изменить отношения между людьми и внутреннюю политику правительства, да еще и в такое непростое время, как конец Второй мировой.

Дж. Мартин и Ко. Вселенная дикой карты

День дикой карты – 21 сентября 1941 года – стал началом перемен в авторской вселенной и в международной истории, которую писатели корректируют с учетом фактора дикой карты. Здесь по-новому представлены общественные проблемы послевоенного времени, а фантастические события – лишь декорация, на фоне которой вскрываются социальные язвы американского общества и, в некотором роде, - всей планеты.

Плюсы цикла

1) Социальная проблематика. Кроме основной идейной линии, связанной с преображением людей и тематики «быть не таким нормальным, как все», рассказы касаются сложных вопросов политики США, сущности демократического строя того и настоящего времени, проблем человеческого общества во всем мире. Каждый рассказ, будучи все-таки отдельным произведением, несет в себе какую-то мысль, служащую прекрасным дополнением к общей, и в то же время могущей рассматриваться как отдельная проблема.
2) Историчность. Как я уже сказала, «Дикие карты» - это альтернативная история, здесь многое изменено. Но, несмотря на это, исторический базис здесь очень мощный. Имена, даты, события вполне реальны, а маленькие поправки очень органично вписываются в ту историю, о которой мы с вами читали в учебниках.
3) Сюжеты и герои. Каждый рассказ действительно интересно читать, они захватывают, цепляют, вызывают эмоции, заставляют сопереживать. Герои, несмотря на их «необыкновенность», оказываются совершенно нормальными людьми, и читатель волей-неволей проникается симпатией к каждой жертве дикой карты.
4) Композиция. Удачный момент, на мой взгляд – форма антологии позволяет показать охват событий и эпичность происходящего через отображение действительности разными персонажами. Это позволяет не топтаться на одном месте, и в то же время – есть некая изюминка в том, что рассказы имеют разных авторов. Это делает историю более разносторонней, более необычной, позволяет взять лучшее от каждого, и таким образом составить хорошую вещь в целом.

Минусы цикла

1) Качество некоторых рассказов. Сколько бы мне ни говорили, что писатели, участовавшие в проекте – профессионалы и так далее, некоторые рассказы просто плохо написаны. Либо сюжет ограничился чисто экшеном, либо слог напоминает худшие произведения любителей, но такое есть. Благо, таких рассказов все же малая часть в антологиях.
2) Неправдоподобность некоторых рассказов. Я все же не могу поверить, что в кустарных домашних условиях, даже обладая телекинезом, человек может собрать пуленепробиваемый автомобиль, оснастить его камерами внешнего слежения и напихать туда кучу других агрегатов. Кроме логической недостоверности, некоторые места в рассказах выглядят достаточно искусственно и по-голливудски. Хотя существует, казалось бы, хорошее логическое объяснение происходящего – все равно неправдоподобно.

То, что я не могу назвать ни плюсом ни минусом

Я прочитала еще не все книги, но по тому, что прочла, могу сказать – книги пронизаны духом Америки. Здесь нет пропаганды, как нет и осуждающих камней в сторону России или других стран. Но характеры героев – это характеры американцев до мозга костей, причем американцев того времени, идеи в головах у героев – это идеи американцев, поэтому, если вы не любите такое, если вас раздражает США или Запад, - не советую читать. Мне понравилось, но кто-то, возможно, этого не терпит.

Всем, кто остался со мной после предыдущего абзаца - вы уже на финишной прямой!

Полезные ссылки

Прочитать первые три книги на русском онлайн или скачать– здесь
Статья в Вики по «Диким картам» (англ) - здесь
Англоязычный гайд по Диким картам - здесь

Собственно, на этом - все. Приятного чтения!

Дж. Мартин и Ко. Вселенная дикой карты






Языки эльфов

Читать далее
Аниме-парни

Читать далее
«Splendor Solis»: иллюстрации из манускрипта

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 21-12-2021, 14:26


322


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх