Мэрион Брэдли. Туманы Авалона
Мэрион Брэдли. Туманы Авалона
The Mists Of Avalon

Книга, развеявшая туманы моего сердца.



Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Эта полная мужества, любви и печали повесть рассказывает о тех годах,
когда мир бога христиан еще не вытеснил с полотна времен мир фэйри, и
магия была делом обыденным. Когда король Артур, возведенный на трон
Владычицей Авалона, нарушил клятву и тем самым раз и навсегда изменил
судьбу Британии, когда Фату Моргану еще называли просто Моргейной,
герцогиней Корнуолла, и не считали злой колдуньей и когда тайное течение
рек жизни еще подчинялось воле посвященных. Теперь все думают, что это
легенды, сложенные сладкоречивыми бардами в надежде на кров и
благоизволение королей. Но это все было. И вот как было оно.


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Легенды о Короле Артуре кажутся людям столь неисчерпаемыми, что из книг о нем можно собрать небольшую, но добротную библиотеку. И лично мне кажется ,что это не очень-то уж и хорошо, ведь каждый раз, слыша о каком-либо предмете искусства, так или иначе связанным с Артурианой, в голове невольно возникает мысль «Опять». Но мы все равно тянемся к тем древним легендам, смотрим фильмы об отважных рыцарях Круглого Стола, читаем о них, и каждый раз пытаемся разгадать какую-то тайну, что прячется за туманным покровом этих Древних Легенд. Только бы разглядеть эту тайну, увидеть её средь далеких звезд, а потом, может, мы и увидим разгадку?

Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Туманы Авалона нельзя назвать одной из многих книг, где герои носят имена Верховного Короля Артура и Феи Морганы. Это удивительная, непохожая не на одну из прочитанных мною ранее книг, которая полностью погружает в себя. И чем глубже я погружалась в повествование, тем больше утончались мои чувства, и тем звонче играли на них, как на струнах, герои, события и Боги романа.
Туманы Авалона, это необычный, женский взгляд на всю цепь событий, взятых из Артуровских легенд. Повествование ведется от лица нескольких женщин, которые рождаются, любят, разочаровываются, стареют и умирают на протяжении всей книги. Конечно, в ней эти самые женские персонажи раскрыты больше, и было очень необычно смотреть на мужчин: Утера, Артура, Ланселота, Гавейна и других как бы со стороны. Во всех легендах они воспеваются как великие герои, как воины и мужчины, а читая Туманы, мы будто глядим в волшебное зеркало и видим то, что было ранее скрыто от глаз. Кого мы представляем, слыша об Артуре? Конечно, великого Верховного Короля, полумифического-полуреального. В книге же, он в первую очередь муж, брат, сын и враг. И, конечно, король, но не только Верховный Король, но и бегущий по лесу мимо древних дубов и ив Король-Олень, чьи рога сверкают, то в свете Солнца, то в нежном сиянии Луны.



Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Смотрите! Смотрите – вон там, от восхода плывет ладья, и на ней – четыре королевы!
Волшебная ладья Авалона…


Читая комментарии о книги, я заметила, что многие называют её «слишком феминистской». Да, в книги возвеличивается образ женщины и девушки, и, даже старухи, как Великий Богини. Каждая девушка – часть той Великой Матери, что породила нас, и книга рассказывает нам о том, как велика сокрытая в женской душе сила….и к чему приводит отвержение от неё. Множество книг, где образ мужчины-воина, мужчины-защитника, Мужчины-Бога ставится выше других образов, никто не смеет назвать слишком мужчину возвеличивающими (ох, слово бы подобрать верное). Почему же люди называют любую книгу, где на первое место выступает Женская Сила (сюда можно отнести и «Техану» Ле Гуин) спешат со снисходительным пренебрежением или презрением назвать феминисткой? Может, нам уже ора отбросить стереотипы?

Но я отошла от темы, это – совсем иной разговор. И об ином.


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Книга строится не только на женском взгляде, но и на религиозных перипетиях того времени. Авалон – колыбель Древней Религии, обитель жриц Великой Матери, все дальше уходит в туманы. На землю, где с незапамятных времен царили языческие обычаи пришли христианские священники. Поначалу они жили в мире с мудрыми друидами и обменивались мудростью друг с другом. Но потом, служители Христа возжелали власти.

«Были времена, когда путешественник, при желании и зная лишь малую толику тайн, мог вывести ладью в Летнее море и приплыть не в Гластонбери, не в обитель монахов, но на Священный остров Авалон; ведь в ту пору врата между мирами парили в
туманах и были открыты и пропускали странника из одного мира в другой, покорные его мыслям и воле. Ибо сию великую тайну в наши дни знали все ученые люди: помыслами своими мы создаем окружающий нас мир, всякий день и час - заново.»



Мэрион Брэдли. Туманы Авалона

«Все Богини – Суть одна Богиня.
И все Боги – суть единый Бог»



Так же, часто в комментариях я встречала нечто вроде «написана, дескать язычники такое все хорошие, пригожие, а христиане – узколобые дураки». Но они либо читали книгу, перескакивая через строчку, либо не удосужились дочитать её до конца. Как я уже говорила, повествование ведется от разных женщин, и каждая из них выбирает свой путь, пусть, часто, и одну религию. И простая истина пронизывают все книгу "Все Боги Едины"
Я не хочу писать много о религиозной стороне книги, хотя она и была для меня самой интересной, именно она не отпускала, окутывала, околдовывала. У меня есть свое мнение о том, кто есть кто, но также оно есть и у каждого из нас.


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Персонажи


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Моргейна


«… Фея Моргана замуж не вышла, и жила в обители, и там обучилась она столь многому, что стала великой владычицей магии.»
Т. Мэлори. «Смерть Артура»



Сколько веков звали Моргану злой колдуньей, ведьмой, которая ставила на пути Артура препятствия, и сколько веков она считалась его злейшим врагом. Но изначально, и это факт, что Моргейна, она же Фата Моргана, она же Моргана Ле Фей, была другом Артура. Но что то же побудило людей говорить о ней, не как о Владычице озера а как о злобной колдунье?
Моргейна, несомненно, - главный персонаж романа. Хоть действие романа идет со стороны разных женщин, но все же голосом Моргейны.


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


«Так повествует Моргейна…»


Она растет при христианском дворе, но не может принять в свое сердце христианской морали. Она – жрица, и это видит Вививана – её тетя, а после и приемная мать. Моргейна всегда была жрицей в душе, уме и сердце, с того самого момента, как появилась на свет – она была в руках Богини. 

Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Какими только именами меня не называли за долгую мою жизнь: сестра, возлюбленная, жрица, ведунья, королева… Вот теперь я воистину стала ведуньей; может статься, придет время, когда обо всем этом людям должно будет узнать


Каждый из нас будет бороться за свою веру и любовь. Моргейна отдала этой борьбе все свою жизнь, она боролась так яростно и неистово, как на то способна только женщина, как бы не звались мужчины – истинными воинами. Её судьба вплетена, как тонкая, но самая драгоценная нить, в жизнь всех героев романа. Вся жизнь её – долгий путь сквозь туманы к священному острову, к истине. И как любая женщина, Моргейна спотыкается, а после десятка ушедших лет, кусает губы, думая «А если бы…»
Я чувствовала, что её образ всегда жил где-то в глубине моей души, прятался там, не смея показать своего лица из-под темной вуали. И вот он вышел, показал свой лик, и больше никогда не скроется за тучами. Я не позволю.


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


 Жизнь Моргейны была полна трагедий, трагедий, которые можно назвать поименно: Артур, Ланселот, Акколон… каждому она дарила, и у каждого брала. Но все же Артур – её вечный Возлюбленный, ей Брат, всегда занимал в её душе места больше, чем кто-либо другой. И она, разгневалась на него за то, что считала предательством, и обратила против него свою силу. Но невозможно им находится порознь – Богу и Богине, и все равно они будут покоится на руках вселенной вместе.

И вот Артур наконец-то склонил голову мне на колени, видя во мне не сестру, и не возлюбленную, и не врага, но лишь жрицу, Владычицу Озера, и упокоился на груди Великой Матери, которая произвела его в мир и к которой наконец должен он возвратиться, как заповедано смертным.


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Артур

А что мне Богиня? – Артур сжал рукоять Эскалибура. – Я всегда видел ее в тебе, но ты отвернулась от меня, а когда Богиня отвергла меня, я нашел другого Бога…


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Веховный Король и Король-Олень. Артур был поистине великим Королем, настолько великим, что само его существование обратилось в легенду.
Но звание Короля таит под своим покровом человека. И человека, что более других терзается внутренними противоречиями. Мы не можем заглянуть в душу Арутра, не видим его ратных подвигов, описанных в каждой детали. Но мы познаем его через тех, кто любит его, через тех, кого любит он, а разве это не важней?

Артур искренне любит свой народ, он честный король, он яростный воин. Артур любящий муж, брат, друг и самый опасный на свете враг. Если только его враг, не его собственный сын.



Ланселот


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Как мне кажется, самый трагичный образ романа. Сколько бы бед не переносили другие, над Ланселотом всегда висела, как заостренный меч одна беда – он не знал своего Бога. Он метался, сходя с ума, он считал все выдумкой, и через мгновения, причащался великой мудрости. Ланселот любил Артура больше чем кого-то на свете, он безмерно любит Гвенвифар, но и между этими людьми ему суждено было разрываться в самом святом чувстве. Артур и Гвенвифар, оба, любили Ланселота, и каждый знал о чувстве другого, и они познали лишь несколько мгновений истиной любви. Он – любимец всего двора, самый прекрасный и отважный рыцарь, и тем страшнее глядеть на его старение, и тем тяжелее чувствовать его боль, боль, которая отзывалась в Моргейне и Гвенвифар. Он безумец и погибающий, дрожащий на ветру фитилек. Но и он обрел покой. Свой покой.

Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Гвенвифар


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Сколько раз мне хотелось, что бы она ушла уже в монастырь! Есть в жизни один тип людей, который я ненавижу – это фанатики. И Гвен три четверти книги раздражала своими словами, мыслями движениями. Разве что желания её были отчасти понятны. Когда она заставила Артура отказаться от языческого знамени, которому тот поклялся в верности, в душе я рвала и метала. Когда она мучила бедного Ланселота, мне хотелось, что бы она исчезла. Но…

Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


«Она прижалась к Ланселоту, когда они неслись на коне, и вдруг поняла,
через столько лет, что она сильнее его».


Но чем дальше шло повествование, тем больше я понимала Гвенвифар и тем больше её…любила. Она просто слишком поздно поняла и свою любовь и то, как что такое собственно – её любовь. Просто она была глубоко несчастной женщиной, которая в горе своем отыскала счастье, и, читая последние главы (как же я не хотела спойлерить!), я чувствовала не только горечь, но и гордость за Верховную Королеву Гвенвифар, Возлюбленную Артура и Ланселота, Любящую Артура и Ланселота. 

Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Я хотела рассказать так же о Вивиане, Моргаузе, Игрейне, Утере, Кевине, Нимуэ…. но слишком их слишком много и слишком многое я хочу сказать, и боюсь, не смогу остановится.
Туманы Авалона - это ожившая легенда. Герои здесь не "воин", "предатель" или "колдунья", а люди. Они живые, они дышат. И каждый из них жаждет счастья, каждый идет по своему пути, неспешно ступая в туманах Авалона....


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона



Думаю, следует упомянуть и о фильме, который был выпущен в 2001 году. Его я посмотрела раньше, чем прочла книгу, но по фильму, я и представить е могла, что характеры героев НАСТОЛЬКО глубокие, настолько прочувствованные. Фильм, несомненно, великолепен, красочен, но, надо признать, несколько скучен. Конечно, первоисточник всегда будет лучше, с этим спорить бесполезно, и фильму, как экранизации столь эпичной, столь великолепной книги я могу со спокойной душой поставить твердую пять. Пусть в нем была упущена почти половина событий, пусть характеры, события, действия – все упрощено, но для фильма все в самый раз.

Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Простите меня за излишнее многословие и пафос. Просто я не могу до сих пор отделать от чувства, что надо мною стелятся серебристые туманы.
Однажды вечером, я сидела одна в комнате и не могла понять, откуда же в моем сердце эта тупая боль, горечь и скорбь. И только потом я поняла, что это – отголосок боли Моргейны.


Навечно в моем сердце будет храниться эта Великая Песнь Любви и Скорби!


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона


P.S. Где-то слышала, что «Туманы Авалона» недавно запретили издавать в России. Я читала на электронной книге, перед этим обрыскав все сайты и книжные в поисках бумажного источника. Так что, боюсь Туманы на русском языке есть только у тех кто успел купить их, ну или, естественно, в электроном варианте.

В посте использованы великолепные иллюстрации Обри Бердслея, к роману Томаса Мэлори "Смерть Артура"


Пусть славится Авалон!


Мэрион Брэдли. Туманы Авалона







Песнь ветров – глава десятая «Игра судьбы (продолжение, часть 2)»


Читать далее
Рисунки пастелью

Читать далее
Мои художества


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 21-12-2021, 12:51


413


0

Оцените пост
Нравится 5

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх