Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»
Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»
Пять лет назад, когда я прочла роман, он мне не понравился. Еще бы: мрачное очарование полуразрушенной планеты и сложные философские темы едва ли могли найти отклик во мне тогдашней. Не так давно я перечитала книгу, и поняла, что это может быть интересно - теория о том, как меняются вера и религия после великой Катастрофы, что сродни той, последней, которую Библия называет Dies Irae - Судный День, День Гнева.

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»


Повествование поднимает занавес над маленьким американским городком Шарлоттсвилль, где и происходит первое знакомство с миром и основными персонажами. Один из героев - отец Хэнди, служитель церкви Господа Гнева, - с утреца пораньше зазывает к себе на чашечку чая Тибора Макмастерса – безрукого и безного художника, с которым они ведут философскую беседу о Боге и мироздании. Через мысли отца Хэнди, его воспоминания и эмоции показано прошлое, каким оно было до и после великой Катастрофы, изменившей мир.

«Даром что была еще ребенком во время войны, но ты не могла не запомнить мили и мили золы — все, что осталось от бесчисленных погибших…»


Согласно воспоминаниям отца Хэнди, решающую роль в почти полном уничтожении жизни на Земле сыграло американское правительство. В ходе Третьей мировой Соединенные Штаты искали способ разделаться со всеми врагами одним разом – и достигли этой цели, создав ГРБ – глобальную рассредоточенную бомбу, предназначенную для заражения одного из слоев атмосферы. Упования правительства США на то, что американский народ выживет после этого, не оправдались: слишком мало было произведено защитных шлемов для жителей страны, да и фирма, в чьей длани лежало спасение немногих, вскоре была уничтожена попаданием ракет Китайской Народной Республики. Мир охватил хаос смерти.

«Последний и самый страшный противник, узнанный апостолом Павлом, — смерть — все же в итоге торжествует. Апостол Павел жил и умер, так ничего и не добившись»


Впрочем, нельзя сказать, что США не добились, чего хотели, – война закончилась, но лишь потому, что воевать больше было некому. Немногие выжившие – спрятавшиеся в бункерах, болезненные, оголодавшие, мутировавшие, - оказались брошены на произвол судьбы, оставлены выстраивать жизнь среди руин и пепла, вина за которые лежала на тех, кто уже погиб. И они остались – создавая маленькие поселения, отделенные друг от друга, - и помня о всеобщей гибели, свидетелями которой они были. Вероятно, эти впечатления легли в основу нового религиозного течения – церкви Господа Гнева, -  утверждающей злого бога правителем жизни, а смерть – избавлением от мук существования.

«На самом деле смерть не противник, не главнейший враг, как ее изображал апостол Павел. Смерть есть сбрасывание оков и избавление от Бога Жизни — от Deus Irae, от Господа Гнева. Лишь умерев, можно освободиться от Него, правящего миром живых. Только смерть избавляет»


Иисусом этой новой веры стал Карлтон Люфтойфель – ученый, на плечах которого и  лежит груз вины за создание и использование ГРБ. Люфтойфеля почитают как живую ипостась Господа Гнева, бренное тело, несущее в себе мощь и силу злого Бога.

«…И избавь нас от гнева Твоего, о Ты, коего в боли своей Ты называл Карлтоном Люфтойфелем»



Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»


Вокруг загадочной личности Люфтойфеля и строится сюжет повествования. Отец Хэнди приглашает к себе художника не только чтобы выпить чаю, но и чтобы объявить ему о его миссии – создать фреску с подлинным изображением Люфтойфеля. У отца Хэнди хранится его фотография, но Тибор чувствует, что этого недостаточно, чтобы сделать портрет настоящим. Он вынужден отправиться в паломничество в другой город, где, по слухам, живет Люфтойфель, и увидеть его вживую.

«Чувство неприкаянности, выморочности, без рильковской веры в обетованную вечность, растерянный, одинокий, напуганный… Вот бы мне обратиться в камень или в звезду»


Путешествие в тьму непознанного не может не волновать и пугать, однако Тибор с легким юмором относится к себе и своим страхам. Простота в общении зачастую сподвигает встречных помочь ему, да и после к его странствию присоединяются два человека. Характерно, что многие события его паломничества имеют аллюзии к мифам, например, встреча с Супер-М – жестоким роботом, порождением Люфтойфеля, когда Тибору ставится условие задать три вопроса, чтобы спастись от смерти. Яблоня, которая искушает Тибора съесть единственный живой плод, четко отсылает к библейскому сюжету. Кроме того, имеют место аллюзии и параллели между самими героями, словесные игры автора, которые привлекают внимание читателя.

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»


Что же о самих героях?

Тибор Макмастерс – так называемый «неполный», художник, не имеет рук и ног, заменяет их механическими протезами. Довольно простой в общении деревенский житель, не лишенный, однако, интереса к вопросам религии и философии. Неплохо знает немецкий.

Отец Хэнди – священник, служитель церкви Господа Гнева. Человек добродушный, не прочь выпить, пофилософствовать вместе с Тибором о вечных вещах.

Пит Сэндз – молодой человек, член христианской общины, пытается найти путь к Богу через использование особых сочетаний наркотиков. В одном из «снов» видит странный набор символов, говорящий о том, что в скором будущем христианская вера может возродиться. Направлен священником вслед Тибору с целью помешать художнику увидеть истинного Люфтойфеля.

Отец Абернати – пожилой мужчина, к которому приходит Тибор накануне странствия, прося о принятии в новую веру. Отец Абернати отказывает ему, объясняя тем, что переходить в новую веру, дабы избежать своих обязанностей – недостойный поступок. Сложен выбор священника: понимая, что фреска с портретом Господа Гнева усилит позиции церкви-оппонента, он, тем не менее, отказывает Тибору, ставя, таким образом, моральный принцип выше выгоды.

Лурин Рей
– молодая женщина, любовница Пита Сэндза. Является такой же любительницей философских споров, как и отец Хэнди. Бывшая приверженка церкви Гнева, переходит вслед за Питом в христианство, мотивируя тем, что в нем больше света и истинной гуманности.

Шульд – охотник, присоединившийся к Тибору в странствии. Объясняет Питу свой интерес желанием убить Люфтойфеля, истинные его цели неясны.

Алиса – слабоумная девушка, которую Карлтон Люфтойфель из жалости забирает к себе в бункер и ухаживает за ней.

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»


«…с цветного снимка глядели исполненные затаенного страдания глаза человека, у которого в глубине души страшный разлад — до того страшный, что он заметен даже в тот момент, когда человек упивается жареным цыпленком под экзотическим соусом…»


Итак, в чем же заключается сущность Карлтона Люфтойфеля? Авторы умело избегают ответа на этот вопрос. Многочисленные намеки указывают в совершенно разных направлениях. Несколько кусочков, описывающих его жизнь, показывают нам обычного человека, страдающего от ранений и осколков бомб в теле. Другие – указывают на его не совсем человеческую сущность. Что-то в нем говорит о Дьяволе, что-то – действительно, о физической ипостаси Deus Irae, Господа Гнева.

«Щеки отливали синевой, хотя было заметно, что он недавно тщательно выбрился. Эта синева — подкожная темнота там, где росла борода, — не была его виной, но была — знаком»


Любопытный момент: фамилия «Люфтойфель» - говорящая, в переводе с немецкого: Luft – воздух, Teufel – дьявол, сатана, черт.

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»


Несмотря на то, что при первом прочтении книга мне не понравилась, кое-что запало в душу и запомнилось надолго. При последующем прочтении эффект этих моментов был гораздо сильнее. Таких эпизодов всего несколько. Самый эмоциональный для меня – сцена почти в самом конце, когда полуящеры встречают Алису и задают ей вопросы про Люфтойфеля, и чудо, произошедшее с ней и изменившее ее жизнь. Момент очень сильный, о многом свидетельствующий. Он очень символичен в контексте книги, но и просто в человеческом понимании трогает очень тонкую струнку души – надежду на конечное прощение и исцеление, на лучшее и светлое в будущем. На фоне предшествующей беспросветности романа, это как глоток воздуха, наполненного озоном.

«…и вот я вижу это копье, слежу его древко от самой Земли до горних высот, откуда на меня взирают те трое, которые пригвождают меня и удерживают, и в глаза смотрю, о Лурин, сердце моих исканий, и твой вопрос здесь и там…»


Книга оставила множество загадок, над которыми читателю предстоит подумать самому, и в то же время  - произвела очень сильное эмоциональное впечатление. Каждый из героев ищет Бога своим способом, каждый понимает его по-своему, и в то же время где-то на интуитивном уровне ощущается, что все пути ведут к одному. Антураж романа – постъядерный ад, с которым вынуждены взаимодействовать живые существа, - делает затронутые проблемы еще более острыми и значимыми. Книгу называют антивоенной научной фантастикой, и она полностью соответствует этому определению. Кому-то может показаться, что роман полон пропаганды. Для меня же книга стала своего рода откровением ее авторов, уникальным в своем роде переосмыслением мира в призме войны (что для меня особенно важно). Поэтому я осталась довольна и восхищена романом, так что в итоге - рекомендую к прочтению.
Р. Желязны, Ф. Дик, «Господь Гнева»

С уважением,
ваша sunset







Мария-Антуанетта

Читать далее
Удивительная резка по Арбузу


Читать далее
Мои рисунки


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 21-12-2021, 12:47


329


0

Оцените пост
Нравится 5

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх