«Бегущий в лабиринте» // «The Maze Runner», 2014.
«Бегущий в лабиринте» // «The Maze Runner», 2014.

«Бегущий в лабиринте» – фильм достаточно необычный. Вообще, смело можно сказать, что в этой необычности – один из его самых весомых плюсов… почти до самого конца. Почему именно до него, тоже упомяну.

Начинается вся история с того, что главного героя везут куда-то в лифте. И везут на серьёзное такое расстояние – по личному впечатлению, лифт едет не меньше двадцати метров. После мигающей огоньками шахты ожидаешь прибытия, как минимум, в подсобку какой-нибудь секретной базы, где молодого паренька с нетерпением ожидают учёные, готовые пустить его на опыты. Забегая вперёд – первое впечатление оказывается в итоге недалеко от истины.

 

 

Пока в лифте есть хоть один человек - назад он не уедет.

 

 

 

Но это потом. А сейчас мы оказываемся в очень интересном месте: нечто вроде кусочка природного парка. Здесь есть лес, поле, даже озерцо… И шестьдесят подростков старшего школьного возраста. Все, как на подбор, парни. А вокруг – исполинское кольцо стен. По книге они в высоту несколько сотен метров. В фильме поменьше, но масштаб тоже впечатляет.

 

 

Вот так Лабиринт выглядит сверху. Напоминает захваченный джунглями город.

 

 

 

Новоприбывшего быстро вводят в курс дела: место называется Глэйдом (по-русски – поляна или прогалина), здешние обитатели называют себя, соответственно, глэйдерами. Жизнь сообщества заставляет вспомнить классическую робинзонаду, вплоть до стиля одежды. Зонтиков из козлиных шкур мы тут не увидим, но это только потому, что раз в месяц тот самый лифт, что привёз сюда главного героя, доставляет порцию припасов. И очередного новичка. Правда, припасов, по-видимому, не хватает, потому что большую часть времени глэйдеры тратят на самопрокорм: разводят скот, ловят рыбу, грибы-ягоды собирают…

О прошлой жизни здесь никто ничего не помнит – за исключением собственного имени. Да и оно вспоминается не сразу, а только через несколько дней. Главный герой вообще смог это сделать только после того, как получил по голове на обряде инициации. Глэйдеры ведут своеобразные хроники, высекая свои имена на каменной стене и зачёркивая погибших.

Сам Глэйд безопасен – но лишь благодаря тому, что каждым вечером ведущие в него огромные каменные двери наглухо закрываются до рассвета. Всю ночь напролёт за его стенами рыщут таинственные гриверы – кто они такие, глэйдерам неизвестно по очень простой причине: никто из оставшихся за пределами Глэйда на ночь и видевших гривера не остался в живых, чтобы рассказать об этом.

 

 

Добежишь - будешь жить.

 

 

Казалось бы, что вообще делать за пределами безопасного укрытия? Томасу (главному герою) рассказывают и об этом. Там находится Лабиринт – огромное скопление каменных плит. Выбраться наружу и освободиться можно только одним способом: пройдя его насквозь. Вся беда в том, что каждую ночь стены Лабиринта меняют своё положение, из-за чего путь на свободу вот уже три года остаётся непроходимым. Но глэйдеры, проявляя похвальное упорство, не сдаются – каждое утро в глубь Лабиринта устремляются самые быстрые и выносливые из них, чтобы до заката успеть обежать как можно большую его часть и зарисовать её на карте. Эти разведчики называются Бегунами.

 

 

Бегуны как они есть. При полной униформе.

 

 

На этом заканчивается «курс молодого бойца» для Томаса и зрителей, и начинается основная часть фильма. Итак, что я могу о нём в целом сказать? Фильм неплохой. Приличная актёрская игра (особенно интересно, что среди тех, кто играл глэйдеров, нет никого старше двадцати пяти), неплохие декорации, и особенно стоит отметить высококачественный экшен. Сцен драк в фильме немного, но каждая сделана на отлично – образцовый пример ставки на качество вместо количества. Погоня гривера за Томасом в ночном Лабиринте не раз прогонит по спине стадо мурашек, а финальная битва, в которой немногие выжившие глэйдеры деревянными копьями отбиваются на узком каменном мосту от кучи монстров, невольно поднимает из памяти «Властелина Колец» – этакая смесь из «Ты не пройдёшь!», обороны Минас-Тирита и битвы у Чёрных врат. Также стоит отметить редкую в наши дни особенность – полное отсутствие какой бы то ни было любовной линии. По здравой логике, появление девушки среди шестидесяти парней, три года не видевших женщин, должно бы привести к мгновенному взлёту страстей. Но, видно, полупасторальный быт Глэйда напрочь выдувает буйство гормонов даже из шестнадцати-восемнадцатилетних юнцов. За весь фильм вы ни разу не увидите не то что поцелуя – даже объятий или разговора «об этом». Возможно, кто-то и отнесёт это к достоинствам фильма, но, на мой взгляд, такое положение вещей смотрится слишком неестественно и наигранно. Могли бы хоть пару любопытствующих или томных взглядов вставить – а то создаётся впечатление уже не робинзонады, а замка рыцарей-монахов.

 

 

И хоть бы кто на такую красотку польстился!

 

 

Нельзя не отметить красной нитью проходящую через фильм тему Избранного. Хотя само это слово ни разу не произносится, но Томаса иначе назвать сложно. Он врывается в размеренную жизнь глэйдеров, как граната, брошенная в сельский пруд. Он регулярно нарушает установленные в Глэйде правила – одно за другим, и, несмотря на это, остаётся только в выигрыше. Он становится первым, кто выжил после ночи, проведённой в Лабиринте. Он становится первым, кому удаётся убить гривера. Первым, кто находит искомый путь к спасению. Первым, кто догадывается, как его открыть… И это ещё не весь список. Короче говоря, после просмотра фильма создаётся впечатление, что все остальные глэйдеры то ли на редкость безразличные ко всему люди, то ли полнейшие недотёпы, ведь Томас в три дня делает всё то, что они не могли сделать три года. После того, как открывается его связь с создателями Лабиринта, кое-что проясняется, но ореол Избранности продолжает фонить вокруг главного героя до зашкаливания.

 

 

Тот, что впереди всех - это наш Избранный. Пафосно превозмогает.

 

 

Среди обращающих на себя внимание элементов фильма стоит также отметить гриверов – редкостно отвратительных тварей. По звукам, доносящимся ночью из-за стен Глэйда, составить адекватное представление о них невозможно. В целом… представьте себе зелёного слизняка-переростка, размером с небольшого слона, передвигающегося на металлических ногах, почти лишённого глаз, зато обладающего слюнявой, зубастой, растягивающейся пастью. И механическим жалом с психотропным ядом. Красавчик, верно?

 

 

Обратите внимание на того, что справа. Уиллу Поултеру хронически не везёт: в первой своей известной роли он был поганцем, во второй - неудачником. Догадываетесь, кем является его персонаж здесь? Правильно, и тем и другим.

 

 

Однако вряд ли даже все гриверы фильма сравнятся с поистине дивным финалом. Создаётся полное впечатление, что его просто брали из совершенно другой картины. Когда Томас и десяток выживших глэйдеров, наконец, проходят через Лабиринт и оказываются в разгромленной лаборатории, они натыкаются на любезно оставленный видеоролик. Оказывается, всё, что случилось с ними, начиная с самого факта создания Лабиринта – это новейший способ лечения человечества. При чём тут человечество? Элементарно, Ватсон, разыгравшееся солнце пожгло планету в пустыню, а кто выжил – тех ещё и эпидемия подкосила. Для чего вбухали уйму денег в постройку и работу Лабиринта? Чтобы устроить искусственную эволюцию и выявить тех, чья кровь способна противостоять заразе! Как в Лабиринте поддерживается нормальный климат и буйная растительность, когда сразу за его стенами начинается бескрайняя палящая пустыня, а никакого купола над ними не предусмотрено? Не спрашивайте…

Остаётся надеяться только на то, что хоть какие-то ответы будут даны в следующих частях (ага, это трилогия, и следующие части точно будут, если учесть пятикратно окупившую себя часть первую). И можно будет наконец узнать, в чём истинный глубокий смысл фразы, рефреном звучащей в снах Томаса весь фильм: «Порок – это хорошо». (Особое спасибо озвучке, благодаря которой я весь фильм строил теории, что хорошего в пороГе).

Но, если не считать довольно корявого окончания, фильм очень даже неплохой. Как я уже говорил, весьма необычный – и уже ради качественной, проработанной необычности его можно смотреть.

 

 

 

Будьте счастливы при малейшей возможности.

 

 

 Дарран.








Белль


Читать далее
Работы художницы под ником lilok-lilok


Читать далее
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-12-2021, 15:40


404


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх