«Дракула» // «Dracula Untold», 2014.
«Дракула» // «Dracula Untold», 2014.
Классический образ вампира в фантастике в целом и кино в частности менялся много раз. От крестьянских поверий, в которых невелика была разница между вампиром и упырём, он шёл через литературную обработку классиков, изменялся в руках мыслителей-экспериментаторов двадцатого века, подвергался переосмыслению вместе с традиционными ценностями, как и многое другое. Одним из последствий этого стала гуманизация вампирского облика. Если в классике девятнадцатого века вампир, даже будучи аристократом, оставался чудовищем, необходимость уничтожения которого не вызывала ни малейших сомнений (стоит вспомнить, как легко у Стокера главные герои обрекли на окончательное уничтожение приходившуюся невестой одному из них несчастную девушку, которую перед этим сами же не смогли уберечь из-за косорукости), то спустя сто лет вампиры, по сути, стали в мейнстриме фантастики ещё одной человеческой расой, и предлагать уничтожать их только за их сущность теперь фактически так же неприлично, как интересоваться при виде Мейса Винду, не завёл ли совет джедаев плантацию. К чему в итоге приведёт тоталитаризм политкорректности, пока не ясно, однако же для фантастики он открыл новое благодатное поле – возможность создавать глубокие произведения там, где раньше можно было устроить в лучшем случае пафосную резню. Впрочем, взяв мощный разгон, фантасты новой эпохи не избежали и крайностей – чего стоят одни знаменитые «Сумерки», в которых минусы вампиризма сведены почти к нулю, а плюсы задраны до небес. Благодаря ним уже знаменитой стала шутка про то, что «раньше девушки хотели принца на белом коне, а теперь им нужен вампир на чёрном «Вольво». На фоне всего этого дебютный фильм режиссёра Гари Шора смотрится крайне неординарным зрелищем – особенно если всё же решиться просмотреть его до конца, а не ограничиваться рекламным трейлером. 

Завязка сюжета проста. Пятнадцатый век, Балканы. Османская империя распространяет демократические ценности устраивает походы на всё, до чего может дотянуться, и регулярно устраивает гуманитарные бомбардировки злым соседям, особенно тем, чьи силы меньше на два порядка. В связи с этим султану требуется регулярный приток свежих воинов, который обеспечивается, в числе прочего, набором юношей с подвластных земель. В прошлый подобный набор попал и юный Дракула, который, находясь на турецкой службе, продемонстрировал такие способности, что его с почётом отпустили на Родину – да не куда-нибудь, а в князья. Честно говоря, смотрится слегка нелогично – живого терминатора надо или удерживать на службе всеми правдами и неправдами, либо устраивать ему «несчастный случай» с последующей канонизацией образа в целях пропаганды. Так что уже с самого начала несложно было догадаться, что для турок фильм ничем хорошим не кончится. 

 

 

Вышел добрый молодец в чисто поле с ратью басурманской биться.

 

 

 

Между прочим, появление этого фильма является ещё и правильным противовесом столь популярному в последнее время сериалу «Великолепный век». Хотя все события тех времён и являются для нас уже «делами давно минувших дней», но всё же не стоит, восхищаясь пышностью султанского двора, забывать о милых османских нравах в отношении соседей. На практике султаны не прекращали завоевательные походы практически никогда – до тех пор, пока Оттоманская Порта была в силах их обеспечивать, а при слове «гуманность» янычары обычно лезли в словарь. И не стоит забывать, что знаменитой казни на колу Дракула научился именно у турок, да и само его прозвище Цепеш, Колосажатель, – калька с турецкого Казыклы. В фильме всё это наглядно показано, причём без перехода за рамки приличия. 

Однако вернёмся к сюжету. Князь Влад, вернувшись к себе, мирно правит довольно продолжительное время – судя по возрасту его сына, по крайней мере лет десять. Однако тучи войны вновь сгущаются над Валахией – на своей территории князь находит следы турецких разведчиков. Преследуя лазутчиков, Дракула решается войти в таинственную пещеру, о которой уже долгое время ходит дурная молва. Ничем хорошим это не заканчивается – его спутники убиты, сам князь спасся лишь невероятным везением. Вернувшись в замок, он узнаёт от учёного монаха, что обитатель горной пещеры – древний вампир. 

На следующий день в пиршественный зал Влада прямо посередине празднества заявляются незваные гости – местный османский гауляйтер со своими громилами. Выясняется, что султан требует дань. Дракула с готовностью предоставляет оговорённое серебро, но получает страшное сообщение – с Валахии снова требуют тысячу мальчиков для беспощадной дрессировки и превращения их в безжалостных воинов султана. И в число этой тысячи должен войти сын самого Дракулы. 

Жена Влада в ужасе – все эти годы она верила, что её мужу удастся уберечь от ужасной участи их ребёнка. Дракула едет на личную встречу с самим султаном, надеясь воспользоваться старым знакомством для спасения сына. Однако владыка Порты наотрез отказывается – ему нужен новый цепной пёс хорошей породы. 

Однако Дракула не собирается отдавать своего сына на то, что претерпел сам. На встрече он лично убивает турецкую делегацию в полном составе, после чего велит своим людям готовиться к обороне, а сам отправляется на ту самую гору и в ту самую пещеру. На встречу с вампиром. 

Тот весьма удивлён – к нему ещё никогда не приходили добровольно. Услышав, что князю нужны сверхчеловеческие силы, ибо обычными турок не отразить, древний вампир предлагает сделку: мощь вампира в обмен на гибельный риск. Если Дракула удержится на протяжении трёх дней от человеческой крови, он снова станет обычным смертным, но если нет – останется вампиром навеки, а обративший его получит свободу и власть над самим Дракулой. Влад принимает эти условия. 

 

 

Князь? Очень приятно, князь.

 

 

 

Судя по всему, турки были готовы к упрямству князя, так как его замок оказывается в осаде меньше чем через сутки после убийства их послов. Дракула успевает прибыть вовремя и как следует пробует новоприобретённые силы на незваных гостях, методично перекрамсывая в одиночку тысячу турок. Один из моментов фильма, выглядящий откровенно нереально даже для этого жанра – хотя, если обратиться к истории, то мы узнаем, что канонический вампир на такое действительно вполне был способен. 

 

 

Начало битвы...

 

 


...и её конец.

 

 

 

 

В преддверии приближения основных сил турецкой армии Влад эвакуирует всех в горный монастырь, мотивируя это тем, что осадные орудия туда не подтащить. Утром, в лесу, он признаётся своей жене, кем он стал, причём более чем наглядно: рассекает кинжалом стенку шатра и демонстрирует, что теперь делает с ним солнечный свет. Стоит отдать должное отважной супруге князя – она понимает и принимает решение мужа, говоря, что надеется на его победу над всеми обстоятельствами. 

Сквозь турецкие засады валашцы добираются до убежища, где мы можем наблюдать следующий любопытный момент – ставший вампиром Дракула может совершенно спокойно гулять днём, единственное требование – не попадать под лучи солнца. Но тот самый монах, рассказавший Дракуле о вампирах, подмечает необычное поведение князя – и является к нему с серебряным мечом (откуда взял?!), умильно прося Влада позволить себя убить. Получив в ответ недвусмысленное указание, куда ему стоит пойти, монах рубит ткань навеса, открывая Дракулу солнцу. Свидетели в ужасе покидают деревянную пристройку и немедленно забрасывают её факелами. Здесь стоит отметить второй странный момент – неужели подданные князя, чья искренняя любовь к своему защитнику показана в начале фильма, его верные люди, которые бы без его помощи просто не добрались до монастыря, способны так мгновенно от него отвернуться, даже не попытавшись как-то разобраться в ситуации? Кстати, из этой попытки сожжения всё равно ничего не выходит – дым заслоняет солнце, давая Дракуле возможность беспрепятственно покинуть горящую постройку. Князь в вежливой, но доступной форме сообщает поджигателям, что они придурки, и велит расходиться по боевым постам. А те и рады стараться, словно не вопили минуту назад «он дьявол!»…

Впрочем, это ещё только цветочки. Турецкий султан, ведя своё войско на монастырь, принимает ещё более «гениальное» решение – приказывает… завязать глаза всей своей армии! При этом, заметьте, марш совершается по горной дороге и каменистым осыпям. Объяснение султаном при этом даётся ещё более потрясающее – оказывается, так его воины будут меньше бояться «чёрной магии князя»! Пожалуй, самый слабый момент всего фильма. Неужели и без того жуткая в силу своей мистичности угроза становится менее страшной, если идти на неё вслепую?! Странно, что султан не велел отобрать у своих солдат оружие – ну, для пущей отваги. 

Пользуясь своими силами, Дракула отбрасывает от монастыря атакующее войско, однако этот подвиг оказывается бессмысленен – турецкие диверсанты прокрадываются в монастырь во время битвы и вырезают там всех, кроме сына князя, которого берут в плен. Жену Дракулы сбрасывают с башни, и князь не успевает её спасти. Наступает утро третьего дня, и она сама просит любимого испить её крови, чтобы сохранить силы, необходимые для спасения сына и мести туркам, после чего умирает, обещая встретиться с ним в другой жизни. 

Безутешный князь поднимается в разгромленный монастырь, где застаёт некоторых своих людей ещё умирающими. Он предлагает им возможность отомстить своим убийцам – и возражений не находит. К слову сказать, процесс обращения в вампира гораздо ближе к каноничному – вампир должен для этого не укусить человека, а, наоборот, дать ему выпить своей собственной крови. Лично меня крайне впечатлил момент, когда князь разрывает зубами собственное запястье и подносит его к губам умирающего воеводы – есть в этом нечто близкое и, как бы нелогично это ни звучало, душевное. Кровь – носительница жизни, и Дракула, делясь своей кровью, делится со старым другом частью самого себя.

 

 

А ведь любили дружинники своего князя. Абы за кем в вампиры не пойдёшь.

 

 

 

Дальнейшие события фильма характеризуются уже больше как экшен. Во время грозы Дракула со своим отрядом вампиров налетает на турецкий лагерь и устраивает кровавую вендетту. Султан прячется от них в своём шатре, доверху набитым серебром из полученной дани, но это его не спасает – Дракула насаживает его на тот самый кол, которым султан пытался прикончить его. Непонятным остаётся только, почему Влад с самого начала не пустил в ход приём, принёсший ему победу, а долго рубился в невыгодных для себя условиях. 

 

 

Я тебе говорил моего сына не трогать? Говорил. Говорил, что лучше бы ты деньгами взял? Говорил. Ну вот, теперь не обижайся.

 

 

 

Дракула выводит спасённого сына из шатра и передаёт невесть как оказавшемуся рядом тому самому монаху (как, ну как он сначала выжил после резни, а потом угнался за мчащимися быстрее ветра вампирами?!), чтобы уберечь наследника от своих же соратников, ставших кровожадными в прямом смысле этого слова, а потом неожиданно для всех разводит тучи над головой, обрушивая солнечные лучи и на себя, и на остальных вампиров. Конец… казалось бы. Однако в то самое время, когда коронуют сына Дракулы, его самого оживляет собственной кровью загадочный цыган Шкелгим, называя при этом владыкой. Это, как и последние кадры фильма (в которых Дракула, как ему и было обещано, встречается уже в наши дни с реинкарнацией своей возлюбленной), даёт возможность предполагать сиквел, который не так давно и правда был обещан. 

Фильм сделан в итоге на удивление хорошо, несмотря на все сюжетные ляпы. Славно переданы горные красоты. Аутентичны эпохе доспехи и вооружение – ничего подобного набившим оскомину рогатым шлёмам у викингов вы здесь не увидите. Правда, личный доспех Дракулы вызывает некоторые вопросы, но, если предположить, что изначально он планировался скорее как церемониальный, всё становится на свои места. Но, пожалуй, главный плюс фильма – в удивительно человеческих героях. Дракуле, в отчаянии решающемуся рискнуть собственной душой для спасения семьи и страны, беззаветно любящей его жене, перепуганному, но готовому исполнить свой долг сыну – всем им безоговорочно веришь, актёрская игра замечательная. Дракула остаётся человеком несмотря ни на что, и в этом, пожалуй, самый главный урок фильма – урок стойкости. Как ни странно, но по уровню нравственности владыка-вампир превосходит большинство положительных персонажей современных фильмов. Если сопоставить его с героями тех же «Сумерек», то сравнение оказывается явно не в пользу последних. Влад решает стать вампиром не для себя, а для других – ради спасения родных и близких. За весь фильм он ни разу не выказывает корыстных побуждений. И, пожалуй, одна из самых потрясающих сцен – когда Дракула в финале разводит над собой тучи. Он свободен, ему никто не мешает возглавить своих вампиров и уйти в горы, его некому остановить – но благородный князь не желает более ни плодить чудовищ, ни сам быть одним из них. Жены уже нет, но сын спасён, а турецкая армия разбита – и значит, дальнейшая оплаченная кровью мощь и вечность Дракуле ни к чему. Вампир, способный на самопожертвование во имя благих идеалов – такого образа в мировом искусстве ещё не было. Пронзительнейший момент – когда уже опалённый солнцем князь в последний раз встречается глазами с сыном и слегка улыбается ему, словно говоря, что исполнил своё обещание. 

 

 

Не бойся. Они тебя не получат.

 

 

 

Нельзя не упомянуть также о том, что и в целом фильм намного ближе к истории, чем это обычно для произведений его жанра. Пополнение султанской армии рабами из захваченных земель – девширме, «налог кровью», близкие отношения Дракулы с церковью (исторический князь Влад проводил политику её укрепления и дарил ей земли, а также делал щедрые пожертвования, в том числе и на знаменитый Афонский монастырь), тёплые отношения князя с народом (кровожадность Дракулы во многом, если не во всём, позаимствована из анонимного доклада, составленного по приказу злейшего врага князя – венгерского короля Матьяша Корвина), и, наконец, как это ни фантастично звучит, финальная битва. Конечно, в реальности в ней вряд ли участвовали вампиры, но Дракула действительно 17 июня 1462 года внезапным ночным ударом нанёс тяжелые потери стотысячной армии Мехмеда II. Атака была настолько неожиданной и мощной, что в ночной резне погибла шестая часть всех турецких сил, а сам покоритель Константинополя, чудом избежав смерти, счёл за благо свернуть военную операцию и убраться из Валахии восвояси – ничего подобного Европа не видела ни до, ни после. 

 

 

 Летать исторический Дракула, может, и не умел. А вот османов с родной земли гнать - очень даже.

 

 

 

Новый фильм о легендарном Дракуле оставляет в душе смешанное чувство грусти и надежды, он заставляет восхищаться отвагой и преданностью главного героя. Это первое произведение на моей памяти, в котором вампир, оставаясь классическим вампиром, тем не менее достоин уважения и восхищения, как пример благородства и силы воли. Конечно, любителям «Сумерек» он вряд ли понравится, но ценители рыцарских историй должны его оценить – ибо Влад Дракула, его семья и дружина по уровню человеческого достоинства не просто сопоставимы с героями Артурианы, но, пожалуй, даже превосходят их – и при этом остаются по-человечески понятны и близки, а их сражения напоминают нам о том, что отвага и мужество не остаются без награды даже в действительно безнадёжном бою, а не только таком, в котором внезапно внезапно из-за спины врага выскакивает Гэндальф с ристанийцами или Арагорн с призраками. Тема человечности вампира, его неразрывной связи с обычными людьми получает в этом фильме новое, но удивительно красивое толкование. Своим детям в рамках нравственного воспитания я скорее дал бы посмотреть «Дракулу», чем «Сумерки» или любой другой из нынешних вампирских сериалов. Чего и вам советую вне зависимости от возраста – поверьте, фильм стоит того. И новый, он же исторический, Дракула – тоже. 

 

 

 


 

 

 

Будьте счастливы при малейшей возможности.

 

Дарран.








Обложки альбомов русских групп хард и метал


Читать далее
Три сестры. часть 1


Читать далее
На кончике пера


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-12-2021, 15:38


359


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх